Портняжка

Екатерина Щетинина
Моя покойная ныне бабушка рассказывала...
Вообще-то эту фразу можно продолжать бесконечно.
Но сейчас об одной, как мне кажется, очень важной для нашего времени мысли.

Так вот, когда бабушка была маленькой... Опять фраза - начало безмерности, целой Вселенной.
Ну, хорошо. Сто лет назад в русских деревнях имелся такой обычай: время от времени, раз-два в год в село приходил портняжка. Он селился в семью и обшивал ее всем, что требовалось и на что имелись хоть какие-нибудь деньжата - брюками, телогрейками, тулупами, сюртуками - кто побогаче. И детской одежкой, если матерям было недосуг. Так он живал по неделе, а то и больше в домах селян.

Но самое главное - портной при этом всегда повествовал о том, как живут в других местах, что видел, что узнал. Это он делал часами - в основном для ребятишек. Делился мудростью. Теперь я понимаю - он был ничем иным, как живой книгой! Ведь бумажных в то время практически не имелось - слишком дорого стоили.

Но более всего, по воспоминаниям бабули, он читал им наизусть Евангелие. Полностью читал, с глубокой верой и пониманием. И толковал его просто и доходчиво, ловко орудуя иглой.

И прибавлял: "когда подрастете, научитесь букварю. Только не читайте лишнего! А Евангелие всегда пусть будет с вами, каждый день".
Несколько раз повторял именно так: не читайте лишнего.

И дети, да и мать выучили Евангелие со слов портняжки. Впитали на всю жизнь... Ведь живая книга сильнее бумажной.

Однако вскоре после ухода портняжки старший брат бабушки, ровесник века-волкодава, привез из города свежеотпечатанные, пахнущие краской прокламации, а потом и прочую агитационную макулатуру. И пошёл-поплыл в революцию на вздымавшейся уже ее волне. В сшитом портняжкой тулупчике. Магические слова "свобода" и "воля" опьяняли юношу посильней бражки, увлекали за собой, фокусировали его взгляд, и совсем не на Евангелии, повествующем о жизни вечной. Которая течет по законам божьим. Да уж: крестьянство жило медленно, неспешно, в нем всё делали-мастерили на века. Хозяйственные обороты матушкой-землёй определялись. Как и само строение души. А там, в городе, грамотные люди скорость космическую пообещали, раз-раз и в дамки. С шашками... И весь мир твой! Лепи! Властвуй!

Но это уже другая история, с печальным концом для революционера в 37-м году, в тюремном застенке...
Хотя разве наши истории можно отделить друг от друга?
Жизнь страны - гигантский гобелен, где разноцветные ниточки-судьбы плотно пригнаны друг к другу, сочетаясь в единое причудливое полотно. Так часто, увы, залитое пятнами крови.

И сейчас я думаю: прав был мудрый портняжка - со времен Адама нас губит лишнее "знание". И вообще, всякое лишнее...


---
Век-волкодав - цитата из О.Мандельштама:
"Мне на плечи кидается век-волкодав..."