Очарованные романсом

Юрий Хозяинов
Что такое русский романс? Вроде каждый знает, каждый дает свое определение, но у каждого оно свое, не объясняющее толком ничего. Романс - это не песня и песня, и не ария, но нечто проникновенное и душу бередящее. И те, кто посвятил себя романсу, его не просто поют, всё объясняя музыкой и одновременно делая свою музыку вечной загадкой, а исполняют как миниатюрную музыкально-драматическую композицию.

Услышать разнообразие стилей исполнения русского романса смогли те тюменцы, которые пришли в концертный зал филармонии на сборный концерт "Романтика романса", где перед ними выступили пять профессиональных исполнителей, специализирующихся в этой сфере искусства.

Высоким слогом русского романса.

Открывал концерт этим произведением и одновременно разогревал публику залуженный артист России Леонид Серебренников. Он - наша российская знаменитость. Человек, мечтавший стать актером, упорно добивающийся этой участи - поступил в театральное училище только на третий раз, и был принят в театр, начал играть на сцене. Однако его коллеги и старшие товарищи замечали, что лучше всего талант Леонида раскрывается при исполнении песен. И первые серьезный успехи к нему пришли как к певцу - он стал лауреатом всесоюзного конкурса эстрадной песни "Сочи 76". Песни, которые поет Леонид Серебренников, идут от сердца, волнуют воображение, никого не оставляют равнодушным. Они искренни и запоминаются. Певец создает на сцене особую атмосферу доброты, пробуждает любовь к человеку, заставляет сопереживать. После премьеры телефильма "Обыкновенное чудо" где Леонид исполнил песню волшебника, актер стал знаменитым. Его часто стали приглашать записывать песни для теле и кино- фильмов, отмечая при этом, что: «для кинематографа особенно ценна внутренняя наполненность Серебренникова. Он правдив и искренен в разных жанрах, будь то лирическая песня или драматическая баллада. Его пение, в кадре или за кадром, становится важным компонентом кинофильма». С 2000 года Серебренников стал ведущим еженедельной телевизионной программы "Романтика романса" на телеканале "Культура". В Тюмени Леонид под собственный аккомпанемент на гитаре исполнил песни из популярных кинофильмов в том числе "Романс Рощина", "Тишина за Рогожской заставой", "Белой акации гроздья душистые" - как и ожидалось искренне и проникновенно, но концерт был сборным и певцу, несмотря на бурные аплодисменты и просьбы слушателей пришлось уступить сцену.

Когда ведущая концерта объявляла - Дмитрия Ряхина - она, улыбаясь, сказала: "я уверена, что вы станете поклонником таланта молодого исполнителя". Я ей почему-то не поверил… Однако, она оказалась права. С первых тактов, с первых нот, с первых слов пропетых Дмитрием я, как и многие в зале, попал под очарование его голоса. Он не пел, и даже не исполнял - он играл свои песенки. И для этого ему не надо было переодеваться в костюм Пьеро, накладывать на лицо белый грим. Ряхин начинал песню, и я чувствовал, я видел на сцене Вертинского в образе Пьеро или магаданского затворника Вадима Козина, а вот уже и кумир века прошлого Петр Лещенко. Что использовал для этого Дима? Голос замечательного тембра, немного мимики, жесты рук, поза и неоценимая помощь аккомпаниатора и очень мощное энергетическое воздействие на публику, которое отдельно не замечается, но без которого его выступление было бы не таким впечатляющим. Его романсы возникали тут же на сцене во взаимном диалоге с залом во время концерта - и при всем при том, о чем я уже говорил - оставались удивительно личными - рассказанными от первого лица, от его диминого - честно без капли лжи и притворства

Если уж "загулял" то "парень молодой в черной рубашоночке" то это он, Дима - весь нами. А такой искренности, такой самоподаче нельзя не отвечать такой же искренностью и такой же самоотдачей. Он очаровал зал, и его не хотели отпускать… В антракте концерта я зашел за кулисы в гримерку актера, и узнал, что Дима начал учиться пению с раннего детства В 1983 году Дмитрий поступает в музыкальное училище при московской консерватории на факультет сольного пения в класс Ксении Павловны Тихоновой. В этом же году он дебютирует в опере Моцарта «Бастьен и Бастьена» в партии Бастьена

.......В 1990 году Дмитрий поступает на вокальный факультет Московской консерватории в класс профессора Скусниченко Петра Ильича. В этот период Дмитрий пополняет свой репертуар, участвуя в музыкальных спектаклях оперной студии при Московской консерватории, оперными партиями Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин», Графа Альмавива в опере Россини «Сивильский цирюльник», Антонио в опере Прокофьева «Обручение в монастыре» и многими другими.
...... В 1995 году Дмитрий заканчивает учёбу в Московской консерватории в классе солиста Большого Театра – Григорьева Юрия Александровича, и, несмотря на приглашение стать стажёром Большого Театра, выбирает сольную карьеру концертного исполнителя камерной музыки. "Что бы романс брал за душу, очаровывал слушателя, не надо петь его, надо единственно верно исполнять его, проживать, чувствовать".

Еще один участник концерта народный артист России Сергей Захаров - самый известный из состава участников

Звезда Сергея Захарова, взошла невероятно стремительно даже для эстрадного небосклона. На утро после телевизионной передачи «Артлото», он проснулся знаменитым. Телезрители впервые увидели худого, высоченного юношу с крупными завитками черных кудрей, с прекрасными «бархатными» глазами, задорно-курносого, белозубого. Баритон, по мнению специалистов, замечательный: свободный, сильный, «ровного звучания во всех регистрах» - писала газета «Советская культура» 17 декабря 1974 году. Молодой, красивый и удачливый парень нравился не всем - после спровоцированной драки Сергей получил срок и полностью его отбыл. Кстати уже в 1983 году Захаров был реабилитирован, то есть суд, пересмотревший дело, вынес вердикт "невиновен". Однако время не вернешь и певец, лидер советской песни, вернулся практически в другую страну, в которой пели новые песни. "При выборе репертуара я вернулся к классической музыке, классическому романсу - музыке подлинных чувств и любви". Тем не менее поет свои романсы Сергей Захаров в классичеки -эстрадной традиции - под "большой" оркестр громким красивым голосом. Но мне кажется, что последний, спетый "на бис" а-капелло романс звучал очень лирично и был на мой взгляд лучшим в его выступлении.

Дмитрий Швед возник на сцене, как посланец века 19-го и такого экзотического "гусарского романса" - в гусарской форме с пышными пшеничными усами и гитарой - прямо как иллюстрация стихов Дениса Давыдова.

«…Глубокий, красивый голос, романтическая внешность, манера исполнения – все в этом артисте гармонично…»: писала газета «Русская жизнь» в Сан-Франциско.
Как композитор, Дмитрий Швед создал более 100 вокальных произведений: романсов, эстрадных песен, гимнов, песен духовно-патриотического содержания, лучшие из которых включили в свой репертуар Государственный Рязанский Академический Русский народный хор им. Е.Попова, Государственный Академический хор г. Элисты, Государственный духовой оркестр России, Государственный Русский концертный оркестр «Боян», Симфонический оркестр Министерства обороны РФ и солисты. Песни «Святая Россия» и «Офицеры русские» особо отмечены видными деятелями искусства.

...Дмитрий из Рязани – родной Есенину стороны. Там будущий певец начал петь и играть на гармошке, подаренной дядей. Потом освоил баян. Многим он обязан и своему наставнику – учителю музыкальной школы Юрию Куприянову, который и выпестовал начинающего артиста, помог ему встать на рельсы истинного профессионализма.
С шестнадцати лет Дмитрий Швед играл в оркестре баянистов, был солистом вокально-инструментального ансамбля, пел. Окончил ГИТИС, служил – вначале срочную в армии, потом – в различных театрах. Но тяга к родным корням, истокам песенной энергии есенинских строк не отпускала – очень хотелось создать свою концертную программу, посвященную поэту. Дмитрий часто вспоминает профессора Всеволода Остальского из ГИТИСа, который не просто всегда поддерживал его неуемное стремление к совершенствованию, но и поощрял самостоятельность в выборе пути... Свои романсы Дмитрий исполнял под аккомпанемент своей гитары с наложением фонограммы гитары и маленького оркестра.

Единственной дамой, участницей концерта была Евгения Смольянинова - замечательная певица нашего времени. Однако часть публики публика, разачарованная отсутствием в концерте Валентины Пономаревой допускали выкрики недовольства из зала. Однако певица сказала "Певицы Валентины Дмитриевны Пономаревой в концерте не будет, почему не знаю. Давайте послушаем Евгению Смольянинову, меня…"и начала петь, успокоив тем недовольных. Ее неповторимый, звучащий как родник голос, богатый и многообразный репертуар, самобытная исполнительская манера уникальны. Ей удалось воспринять и воплотить духовную суть, глубинную мудрость русской музыкальной культуры. Я сравнил Евгению с Анастасией Вяльцевой звезду начала звукозаписи, поднявшей русскую бытовую песню до высот классического пения. В репертуаре певицы народные песни самых различных уголков России, старинные романсы XIX - XX вв., духовные стихи и баллады, и, наконец, удивительные по мелодическому колориту песни самой Евгении Смольяниновой на стихи М. Лермонтова, А. Толстого, А. Майкова, А. Блока, Б. Пастернака, Р. М. Рильке, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), игумении Таисии (Солоповой), С. Бехтеева, Н. Туроверова и других поэтов.

Евгения Смольянинова - талантливый аранжировщик всех произведений, которые исполняет. Певица выступает в сопровождении прекрасных музыкантов - Василия Моторина (гитара), Михаила Бенедиктова (рояль), Светланы Борисовой (флейта, аккордеон) и Святослава Смольянинова (гитара).

Профессиональное музыкальное образование певица получила в Санкт-Петербурге, но своим главным учителем она считает псковскую крестьянскую певицу Ольгу Федосеевну Сергееву, чей голос звучит в фильме А. Тарковского "Ностальгия".

Первое выступление Евгении Смольяниновой состоялось в 1982 г. на сцене Ленинградского Дворца Молодежи. В это же время певица принимала участие в двух спектаклях: "Картинки с выставки" (муз. М. Мусоргского, постановка - мим-театр "Лицедеи", рук. В. Полунин); "Муму" (по рассказу И. Тургенева, постановка Малого Драматического Театра).

В 1986 г. Евгению Смольянинову впервые увидели и услышали ленинградские телезрители, и уже в 1987 г. в экранизации одноименного романа М. Горького "Жизнь Клима Самгина" (реж. В. Титов) Е. Смольянинова озвучила героиню фильма певицу Дуняшу. С этого началась кинематографическая судьба Е. Смольяниновой: фильм В. Бутурлина "Садовник" (1987) с О. Борисовым, "Красота", "Сияет мне:", "Поделиться добротой" О. Ерышева (1988); "Диалог с неизвестным" (1988) с Ю. Шевчуком, "Штаны" В. Приемыхова (1989) с Ю. Яковлевым и Н. Усатовой; новелла В. Залотухи "Дорога" (1995, реж. В. Хотиненко) - к 100-летию кинематографа - с И. Сукачевым; "Китайский сервиз" В. Москаленко (1999).

В 1994 г. для кинокартины "Мусульманин" (реж. В. Хотиненко) Е. Смольянинова написала замечательную интерпретацию пасторали П. Чайковского "Мой миленький дружок", ставшую, по словам режиссера, "путеводной темой фильма" - номинанта на премию "Оскар".

Особой творческой удачей певицы стала композиторская работа в анимационной ленте А. Петрова "Русалка" (1996) - фильм был также номинирован на премию "Оскар".

Мир песен Евгении Смольяниновой проникнут живой традицией, силой творческого духа, даром животворящего начала. "Ей удалось не только по-своему высветить, где-то и обновить русские песни, душевно восславить Господа в молитвах, но и воскресить несколько совершенно забытых русских песен:Чарующий апрельский голос певицы широко звучит по России, а это давний и верный признак истинно народного внимания:" - В. Астафьев.