IT-витализм и процессор Вечной Жизни

Сергей Горский Москва
                Не то, что мните вы, природа:
                Не слепок, не бездушный лик;
                В ней есть душа, в ней есть свобода, 
                В ней есть любовь, в ней есть язык...

                /Фёдор Иванович Тютчев/

               
                В начале было Слово. <…> В Нём была жизнь…               

                /Евангелие от Иоанна/

   
Ставшее привычным сокращение “IT” означает «информационные технологии» (“information technologies”). Это же сокращение в контексте нашей прозы, посвящённой мирозданию  HIT, означает «Информация и Время» (Information and Time).

Слово витализм происходит от латинских слов “vis vitalis” — «жизненная сила». Жизненная сила появлялась в древности на Востоке: в Древней Индией под названием «Прана» и в Древнем Китае под названием «Ци». Жизненная сила появлялась в незапамятные времена и на Западе, в Древней Греции, под названием «энтелехия». Этим мудрёным словом холист Аристотель, которому, как мы помним, принадлежит знаменитая фраза «Целое больше, чем сумма его частей», обозначал  некую внутреннюю силу, которая потенциально заключала в себе как цель, так и окончательный результат. Например, это сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. В Греции, как известно, всё есть, включая грецкие орехи и энтелехию.

Но вот пришла наука  Нового времени и философию витализма начала выжигать  калёным железом (не говоря уж про христианский витализм). И на то были свои основания. Сначала немецкий химик Фридрих Вёлер синтезировал  в 1828 году природное органическое соединение мочевину. Тем самым он доказал, что органические соединения могут быть синтезированы из неорганических. А ведь, по Аристотелю, это было невозможно. По классификации Аристотеля, органические вещества обладают этой самой «жизненной силой», а неорганические — нет.

Затем французский химик Луи Пастер, которому мы обязаны словечком «пастеризация», в 1860–1862 гг. опытным путём доказал невозможность самозарождения микробов благодаря таинственной «жизненной силе». Вездесущие микробы, переносчики инфекционных заболеваний, появляются на свет божий не благодаря таинственному самозарождению, а благодаря банальному размножению. Микробы этим делом заниматься мастера! Про «жизненную силу» пришлось забыть. Следовало помнить про правила гигиены и стерилизации вредных микроорганизмов.

В первом в мире государстве рабочих и крестьян, а также победившего диалектического и исторического материализма, получила широкую известность теория академика АМН СССР Лепешинской о возникновении клеток из бесструктурного «живого вещества». Материализму ведь без материи никак нельзя! Даёшь «живое вещество»! В середине прошлого века это насквозь материалистическое учение видного советского биолога, академика, поддержанное другим небезызвестным академиком — Лысенко, стало на некоторое время обязаловкой для медицинских вузов. Правда, длилось это форменное безумие недолго и впоследствии было осуждено как политизированное и антинаучное направление в советской биологии.

К настоящему времени в среде академической «безжизненной» науки считается, что витализм — не более чем пережиток прошлого, результат предрассудков, суеверия и невежества. Ну, а про религию с её животворящим Святым Духом и говорить не приходится! Мол, охмуряют! Почём опиум для народа?

И вот в той же Советской России, в том же прошлом, ХХ-м, веке профессор Пулковской обсерватории Николай Александрович Козырев вдруг заявляет, что есть-таки, есть жизненная сила Вселенной! Только это не Прана, не Ци и не энтелехия, и даже не бесструктурное «живое вещество» академика Лепешинской. Эту жизненную силу Вселенной зовут Время, Время с большой буквы:

             «Таким образом, Время благодаря своим физическим свойствам
              может вносить в Мир жизненное начало,
              препятствовать наступлению его тепловой смерти
              и обеспечивать существующую в нём гармонию жизни и смерти» [1]. 

Время у Козырева превращается в физическую реальность, материальную силу, некий повсеместный, нелокальный, творческий поток той самой «жизненной силы»:

             «Это поток творческих возможностей — жизненной силы Вселенной.
             Он должен существовать, чтобы обеспечивать гармонию Мира,
             в котором есть смерть и разрушение,
             но должны быть и жизнь, и созидание.
             Этого-то жизненного начала и нет в наших научных знаниях» [2].

На Западе профессору Козыреву вручают в 1969 году именную золотую медаль Международной академии астронавтики (англ. –  International Academy of Astronautics, IAA) за открытие на основании выводов его теории тектонической активности Луны. (Этой медали были удостоены всего 2 советских гражданина: Юрий Алексеевич Гагарин и Николай Александрович Козырев.)

В родном Отечестве советские академики причинную механику Козырева объявляют научной «ересью», а самого его вскоре отстраняют от научной работы и по сути дела сводят в могилу, к тому же пригвоздив напоследок уже после смерти к позорному столбу позорным словом «лженаука».
 
Но Время не стоит на месте. Оно движется само и движет всё вокруг, в том числе движет и изучение самого себя (о, как это напоминает мне Мировой Дух Гегеля, который познаёт сам себя посредством человека!). На то оно и Вечный двигатель Вселенной!

Благодаря трудам Ли Смолина, научные представления о времени начинают меняться коренным образом. В его книге «Возвращение времени: от античной космогонии к космологии будущего» время из некоего иллюзорного и никчёмного придатка к пространству становится единственной реальностью, фундаментом мироздания:
 
            «Время — вот единственное фундаментальное понятие».

К моменту опубликования книги Смолина «Возвращение времени» на дворе уже XXI век — век информационных технологий. А жизни без информации — никак нельзя. Как нитке нельзя без иголки. Что это за жизнь без информации, которая служит отрицанием энтропии? Как сказал Леон Николя Бриллюэн в своей книге середины прошлого века «Научная неопределённость и информация»:

              «Информация представляет собой отрицательный вклад в энтропию».

Сама суть жизни как  перманентного «упорядоченного и закономерного поведения материи» — отрицание смерти. Всё познаётся в сравнении. Если энтропия, понимаемая как мера хаоса, — научный символ смерти, то информация, понимаемая как мера организации, — научный символ жизни.

Вот что утверждает Александр Мень в своей работе «Кибернетика и религиозное мировоззрение»:

«Материалисты считают, что вероятность высшего Источника разумности равна нулю. Но, утверждая это, они упускают из виду тот факт, что чем больше отрицательная энтропия в X, тем меньше цифра, выражающая его термодинамическую вероятность.

Если для живой клетки и тем более для мышления такая вероятность очень мала, то для высшего Творческого Начала она с логической необходимостью должна равняться нулю. Уменьшение вероятности означает увеличение творческой мощи источника информации. Там же, где мы имеем вероятность, равную нулю, мы сталкиваемся с чем-то или с Кем-то, обладающим бесконечной полнотой творческого могущества. Итак, утверждение, что вероятность божественной Первопричины равна нулю, значит на языке кибернетики, что Она обладает абсолютной, бесконечной отрицательной энтропией или, что то же самое, — бесконечным количеством информации» [3].

Информационная негэнтропия в виде бесконечного количества информации означает Жизнь. Жизнь как принцип, как антитеза энтропии, смерти. В ареале обитания этого бесконечного количества информации и дыхания пульсирующего Времени и появляется та самая «жизненная сила» Вселенной, о который говорили много веков назад и древние римляне, и древние индийцы, и древние китайцы, и древние греки, и в существование которой под именем Святой Дух и «живая вода» верят современные христиане. Теперь и мы можем заняться алхимией жизни. (Хотя, точнее, всё-таки алфизикой.)

Для того чтобы сказку сделать былью у нас есть все необходимые ингредиенты. Есть активные свойства Времени как физической реальности. Есть кванты времени и  квантовая магия. Есть биты и кубиты информационных технологий.  Есть, наконец, кубит Инь и Ян.

Для начала построим иерархию битов и кубитов:

1. Бит соответствует двоичному разряду и означает единицу количества информации, находящуюся в состоянии «либо-либо, а третьего не дано», то есть либо 0, либо 1. Этот двоичный разряд является фундаментом всех современных компьютеров и информационных технологий (IT).

2. Кубит соответствует квантовому двоичному разряду, который способен находиться в состоянии суперпозиции: и то и другое, и 0 и 1 одновременно. Это увеличивает вычислительные возможности квантового компьютера на многие порядки.

3. Наконец, мы вводим новый кубит — кубит времени. Он соответствует двоичному разряду не квантов энергии, производных в нашей теории от квантов времени, а самих квантов времени. В двоичном квантово-временном разряде участвует «сладкая парочка»:

1) Время как момент настоящего. В этот миг между прошлым и будущим весь мир находится в высокоэнергетическом и высокоорганизованном состоянии  нелокального единства. В этот миг между прошлым и будущим весь мир находится в состоянии внутреннего дискретного движения. В этот миг между прошлым и будущим весь мир представляет собой внепространственное высокодинамическое нелокальное Единое. В этот миг между прошлым и будущим квантово-информационное Целое обладает бесконечным количеством информации, которая служит мерой организации.

Именно к нему относятся афористические стихи в прозе Уильяма Блейка из религиозно-философского трактата «Бракосочетание Рая и Ада»:

«Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — БЕСКОНЕЧНЫМ».

2) Момент перехода Времени из настоящего в прошлое, в низкоэнергетическом состоянии, которое характеризуется появлением пространства и движения в нём всех видов материи.

В нашем низкоэнергетическом мирке пространства и материи господствуют энергия, которая порой кристаллизуется в материю, вещество, а также  термодинамическая энтропия, которая по своей сути означает смерть. Закодируем в виде двоичного разряда это информационное сообщение для нашего гипотетического процессора жизни:

ЖИЗНЬ = 0 (жизнь невероятна), СМЕРТЬ = 1 (смерть неизбежна). Материя  и энергия = 1 (они вездесущи).

В высокоорганизованном мире бесконечного количества информации всё обстоит с точностью до наоборот: Жизнь в виде процессов организации вездесуща и вполне естественна, её вероятность равна 100%, а вот материя и энергия невероятны, их там просто не существует. Нет ни «положительной энергии» вещества, ни «отрицательной энергии» гравитации, нет «тёмной энергии», нет ни  материи, ни «тёмной», ни «светлой», ни пространства.

Это животворящий мир нелокального, нематериального, негэнтропийного Единого. Это мир, в котором движется сама Вечная Жизнь, а движение материи отсутствует, как и сама материя. Это царство Духа, а не материи или энергии. Это обитель информации как отрицания энтропии и отрицания материи:

           «Информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм,
            который не признаёт этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время» [4]. 

В свою очередь закодируем фундаментальные характеристики и этого пока гипотетического мира в виде двоичного разряда для нашего пока гипотетического процессора жизни:

ЖИЗНЬ = 1 (неизбежна), СМЕРТЬ = 0 (невероятна). Материя  и энергия = 0 (по нулям, они отсутствуют).
 
А теперь строим  простейшую двухуровневую систему квантовой механики: жизнь — смерть, материя — дух. (Под духом здесь понимается неуловимая информация.) В Китае такая система давным-давно именуется Инь/Ян:

«Очень многое свидетельствует в пользу того, что Инь/Ян соответствуют простейшему случаю двухуровневой системы в квантовой механике, то есть системы с двумя ортогональными состояниями (например, с максимальной и минимальной энергией). Это и есть описание в терминах кубита (как вектора состояния двухуровневой системы) в виде суперпозиции двух взаимоисключающих состояний. С одной стороны, Инь/Ян составляют единое целое, и одно из них невозможно выразить через другое. Но, с другой стороны, можно говорить об их корреляциях, о возможности их перераспределения в системе, о переходах между уровнями, о «шевелении» коэффициентами-амплитудами в векторе состояния, то есть о движении вектора состояния кубита по сфере Блоха» [5].   

Сферу Блоха трогать не будем, а вот «суперпозиция двух взаимоисключающих состояний» нам ещё пригодится. С её помощью попробуем подковать блоху. В гипотетическом процессоре Вечной Жизни жизнь-смерть находится в состоянии суперпозиции, как и знаменитый кот Шрёдингера, который наполовину жив, наполовину мёртв. («Нечистая!» — вскричал бы человек далёкий от квантовой магии.) При измерении обычного кубита происходит разрушение суперпозиции, и с некоторой вероятностью выпадает одно из этих двух состояний. В информационно-временном процессоре Жизни тоже происходит разрушение суперпозиции  жизни-смерти и с некоторой вероятностью выпадает одно из этих двух состояний: либо жизнь, либо смерть.

И вероятность выпадения животворящего чуда при целенаправленной работе процессора Жизни — уже далеко не ноль без палочки. И даже не вероятность выпадения орла или решки при подбрасывании монеты: 50 на 50. Невероятное для случайного становится очевидным для закономерного. Это очевидное в виде органической жизни изображается в символе Инь-Ян в виде светлой точки на чёрном фоне. Да здравствует жизнь!

Работа этого пока гипотетического процессора, по всей видимости, и приводит к материализации духов и раздаче слонов и иных живых существ на лестнице эволюции в смертоносном мирке материи-энергии, где вероятность случайного возникновения жизни равна нулю.  Кванты Времени творят кванты пространства, творят атомы и молекулы, организуя последние в клеточные фабрики жизни. На всё воля процессора Вечной Жизни!

Именно процессор Вечной Жизни строит фабрику жизни — клетку, в которой слаженно трудятся оптически активные левовращающие аминокислоты, правовращающие сахара, а также АТФ и катализаторы химических процессов — ферменты.  Чтобы познать все фантастические возможности этого гипотетического процессора Вечной Жизни науке вновь придётся пройти путь, примерно соответствующий  научному пути от палки-копалки до адронного коллайдера.

Пока этот путь не пройден, можно лишь смело предположить, что возникновение антропного принципа, возникновение самой первичной жизни и её эволюция в жизнь разумную под воздействием этого пока гипотетического и эвристического процессора Жизни является не случайностью, а некой пока непознанной закономерностью. На место воли Господина Случая приходит воля Процессора Жизни. Животворящую функцию в антропной Вселенной выполняет квантовый процессор Времени, действие которого основано на суперпозиции состояний жизнь-смерть. По моему скромному мнению, этот подход выглядит всё-таки чуть более научным, чем постоянное упование на волю Господа Случая.
 
Пока же этого животворящего IT-процессора нет в арсенале науки, редукционистская «безжизненная» наука продолжает уповать то на Спонтанность, то на Самоорганизацию, то на волю Случая, то на «первичный бульон», в котором завелись протоорганизмы, то на чудодейственную биохимию, то на «чёрные курильщики» на дне первобытного океана. (No smoking! Минздрав Вселенной последний раз предупреждает!)
 
Увы, это упование на некую чудодейственную органическую химию без знания основ животворящей биофизики Времени, информатики и кибернетики обречено, имхо, на очередную неудачу. Дело не в химии и даже не в алхимии, дело в фундаментальных основах мироздания, которые по своей основе являются виталистическими, и в животворящем механизме Природы.

Три богатыря науки — физика, биология и психология — оказались не едины, а разобщены. Каждый сам за себя. Вот к чему приводит редукционизм! Забыли богатыри науки про рецепт Победы: «когда мы едины — мы непобедимы».

Хотя есть в науке и иные чудо-богатыри. Так, один из трёх китов теории биоцентризма знаменитого американского учёного Роберта Ланца гласит:

              «Вселенная возникает из Жизни, а не наоборот».

Этот «кит» по сути дела означает, что в природе нет абиогенеза, происхождения живого от неживого. В природе есть биогенез — происхождение тленной жизни от Вечной Жизни.

Но безжизненную науку витализмом и Вечной Жизнью так просто не проймёшь, мол,  «предрассудки», «пережитки прошлого», «суеверия» и «невежество». Наконец, «лженаука». Безжизненная наука скорее предпочитает уповать на иную, новую «палочку-выручалочку» в виде волшебного слова «самоорганизация».

Что такое самоорганизация? Определение, данное в 1980-х годах Германом Хакеном, немецким физиком-теоретиком, основателем синергетики, звучит так:
 
               «Самоорганизация — процесс упорядочения (пространственного,               
               временного или пространственно-временного) в открытой системе,
               за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих».

Три классических примера самоорганизации, которые приводит Википедия:

              • лазер — пространственное упорядочение;
              • ячейки Рэлея-Бенара — пространственное упорядочение;
              • реакция Белоусова-Жаботинского — пространственно-временное упорядочение;

Но ведь от этих ячеек и реакций и до возникновения фабрики жизни в виде простейшей клетки со всеми её «цехами» — энергетическим, информационным, сборочным — как до самых, самых, самых отдалённых звёзд. Да плюс ко всему тащиться через научные тернии к этим звёздам надо на жидкостно-реактивной ракете, а не на каком-нибудь фантастическом фотонном звездолёте, развивающим скорость, близкую к скорости света. Ну а про нелокальное, мгновенное, холистическое  перемещение в пространстве, из которого мы как раз и исходим изначально, и говорить не приходится! Одним словом — отстой!

Сказали «самоорганизация» и успокоились. Приняли желаемое за действительное. Типа, есть волшебное словечко «самоорганизация», молимся на него и уповаем. Аминь!

То уповали на Случай. То уповали на панспермию, осеменение Земли живыми спорами из далёкого космоса (а как сами эти споры жизни возникли в далёком, но столь же энтропийном космическом краю?). То вдруг начинаем сами готовиться к отправке в далёкое космическое путешествие под названием «самоорганизация».

Хотя, прежде чем бороздить просторы Вселенной, может, стоит задаться элементарным вопросом: может ли неживое случайно самоорганизоваться в живое? Благодаря всем этим лазерам, ячейкам, реакциям и иже с ними.

Ответ: может, но примерно с той же долей вероятности, с которой небезызвестный Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен вытащит сам себя  за шиворот из болота вместе с конём. А ведь в этом «болоте» энтропии и смерти пребывают все живые организмы. Как они сами себя вытащили за шиворот?

А никак! За них это сделал процессор Вечной Жизни, который просто в процессе своей работы выплёскивает Вечную Жизнь, «Жизнь  в Себе», Святой Дух из животворящего духовного иномира в наш материальный смертоносный мирок.

            «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
            Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Жизнь земная — это проекция жизни «небесной». Жизнь земная — это материализация жизни «небесной». Жизнь земная  — это локализация жизни «небесной».

За процессами самоорганизации лежит организующая и направляющая роль физического Времени и процессора Вечной Жизни. В процессе работы этого IT-процессора активное несимметричное Время, создающее необратимые процессы, захватывает информацию  негэнтропийных  «небес», чтобы материализовать её на Земле. Как заметил Джон Арчибальд Уилер:

                «Информация, скитающаяся взад-вперёд внутри, лишена смысла,
                пока не будет захвачена необратимым процессом».

По своей сути это очень и очень напоминает философию объективного идеализма великого умом и телом Платона, который пользовался термином «идеи» и «эйдосы», и его ученика Аристотеля, который вместо термина «идеи» использовал термин «формы»: форма лошади, форма курицы и т.д.

               «Платон употреблял греческие  слова “idea” и “eidos” попеременно:
               “idea”  так и попала в латынь и английский язык,
               тогда как “eidos” в переводе на латинский превратилось в “forma”,
               а в английский вошло как “form”» [6].   

В наши дни на смену  идеальным сущностям Платона и Аристотеля — «идеям», «эйдосам»  и «формам»  — приходят информационные сущности: «биты», «кубиты»  и «кубиты времени». Информация является вполне реальным формообразующим фактором мира. В генетической информации заложена и форма лошади, и форма курицы, и форма прозаика. 

Работа IT-процессора Вечной Жизни приводят сначала к лёгким брызгам органической жизни в материальном, смертоносном мирке смерти, которые затем, с течением времени, набирают силу и мощь, превращаясь в мощный поток жизни.

Творцом всех форм жизни на лестнице эволюции служат квантовые корреляции IT-процессора Вечной Жизни, а не некие случайные мутации, ведущие, как правило, к нежизнеспособным уродствам и уродцам. Естественный отбор служит лишь ситом, который отбирает из этих корреляций жизни наиболее приспособленные для выживания в конкретных условиях, конкретных экологических нишах.
 
И, что важно понять, возникновение и эволюция жизни на Земле — это не счастливый случай, как привыкла полагать наука, не лотерея и не рулетка, а некая непознанная, но вполне закономерная цель Вселенского Процессора Жизни. Этот процессор не «разрешает», а именно «программирует» возникновение органической жизни на «земле», в смертоносном, локальном мирке материи. Этот процессор закономерным образом приводит  сначала к возникновению, а затем и к эволюции жизни вплоть до уровня «венца творения» и последующего уровня — бессмертного «мыслящего духа».

В основе всех этих очевидных, но невероятных чудес на лестнице земной жизни лежит Вселенская Голографическая Система Жизни. В ней помимо скоротечной жизни праха, состоящего из атомов и молекул вещества, есть Вечная Жизнь Духа, основой которой служат биты и кубиты информации.

Примечания:

1. Н.А. Козырев «О воздействии времени на вещество»
2. Н.А. Козырев «Человек и Природа»
3. А.Мень ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЕРВОМУ ТОМУ СЕМИТОМНИКА «ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ»
4. Норберт Винер «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине»:   http://grachev62.narod.ru/cybern/ch_05.htm
5. Сергей Доронин «Квантовая магия», 3.6
6. Ричард Тарнас «История западного мышления»