Записи. Времена и нравы

Сергий Чернец
Времена и нравы

Есть такая вредная привычка вопрошения. Как будто нищий обращается ко всем прося монетку, так и человек обращается к встречным знакомым за каким-то недостатком информации, - как бы «нищий вопрошатель».
Ах, эта любовь к ковырянию в своей и чужой душе! Иногда спрашивают у девушек, например: изо всех тех, кто тебя любил, кого ты любила больше? Или: многих ли ты любила? Больших трудов стоит девушке перевести разговор в другое русло.
Да, должен сказать, что и я в пору своей юности задавал много ненужных и, пожалуй, бестактных вопросов. Надо сказать: что многие, из ложного чувства сострадания, всегда злоупотребляют свободой задавать пустые и неуклюжие вопросы, как старым друзьям, так и встречным только что знакомым людям: «Откуда идете? Куда? А что это на глазу у вас? Никак, ячмень?».
Любой мог бы взорваться: «Ну да, ячмень, черт тебя подери, но вовсе не ячмень мне досаждает, а то, что до тебя тридцать таких же идиотов предлагали мне одни и те же вопросы: Сколько вам лет? А вашей жене? Что ж вы так похудели? Не больны ли вы?».
И без конца мы слышим вопросы: Где? Куда? Зачем? Почему? Сколько?

Несколько лет понадобилось мне до полного утверждения мысли, - что одинаково противны и дурацкий вопрос, и надоедливое излияние души. Вот тут-то и надо всегда помнить мудрое, Библейское даже, правило: не делай ближнему того, что тебе самому было бы противно!

Однажды я вспомнил о моем давнем друге. Он жил на берегу большой реки и был матросом-рыбаком на речном баркасе. Конечно он был и величайший рыболов и великий пьяница, но я ходил с ним на баркасе, под его руководством на рыбную ловлю, проверку сетей и тихую рыбалку среди камышей и кувшинок с удочкой.
Однажды я спросил у него, когда он копался на своем баркасе, очевидно готовя его к выходу на акваторию:
- Куда пойдешь? –
Он мне ответил тогда сурово:
- Дорогой друг, никогда не спрашивай матроса, куда он идет. Пойдет он туда, куда захотят судьба и погода! Может так случится, что вот я, как есть в рыбачьих сапогах, пойду на дно рыб кормить! –
Это был хороший урок. По приметам не нужно спрашивать пока не вышли в плавание. Но что значит упорная привычка! Несколько дней спустя я увидел моего друга-матроса, ползающего около растянутых на берегу на палках сетей, как паук по паутине штопающим порванные ячейки, и спросил его:
- Где будешь сети кидать? –
Вот тут-то он привел меня в свою «рыбачью веру».
- Я же тебе объяснял, трах тарарах, что рыбака-матроса, трах тах тах, никогда не спрашивают, тарах тах тах… - и пошло и пошло рыбачье проклятие, в котором упоминаются все одушевленные и неодушевленные предметы и даже понятия отвлеченные, за исключением компаса и Николая Угодника….
И вот, в вечернем свете этого грубого воспоминания, я всегда глубоко чувствую, как я неправ, скучен и назойлив в моем насильственном пытании чужой души. Вот как воспитывает опыт жизни – понимание приходит не сразу.
Конец.