В "таинственной беседке"
- Перед нами "Джоконда", или "Мона Лиза",
полтысячелетия назад созданная самая знаменитая картина мира. До сих пор она производит неизгладимое впечатление. За счет чего?
Играющая?
- Леонардо да Винчи 62-й
год шел, когда его
пригласил в Рим Джулиано
Медичи, брат папы Римского
Льва Х. И попросил написать портрет синьоры Пачифики
Брандано, своей
возлюбленной.
- Дама на картине как
живая...
- Да. Хотя, бывает, и
чувство страха при взгляде
на нее возникает, кажется,
не женщина то - чудовище.
- Знаменитая улыбка никак
не соответствует
представлению о
праведности. Скорее в ней нечто ехидное.
- Или колдовское даже...
- Улыбка ее завораживает,
тревожит, словно к
телепатическому общению
призывая.
- Кстати, такая же
насмешливая улыбка, по
мнению его современников, у самого Леонардо была.
- Многие живописцы в свои
работы собственные черты
вносят.
- А какой была судьба
Пачифики?
- Несладкой. Ее первый муж, испанский дворянин, умер
вскоре после свадьбы,
Джулиано Медичи женился на
другой, их сын был
отравлен... Трагичной
оказалась и судьба многих
вокруг нее. И у самого
Леонардо после общения с
ней вдруг резко ухудшилось
здоровье...
- Похоже, притягивая к себе людей, она невольно
забирала их энергию.
- Не оттого ли ее прозвище Джоконда, что значит
"Играющая"?
- Видите, как точно сумел
художник передать не только облик, но и роковую
сущность дамы?
- Цель произведения
искусства, был убежден да
Винчи, поразить зрителя,
заставив восхититься. Или
ужаснуться...
Суть женщины
- Один из биографов
художника писал, что глаза
женщины на картине имеют
тот блеск и ту влажность,
как у живого человека, а
улыбка столь приятна, что
кажется, будто созерцаешь
божественное, а не
человеческое существо.
- Лёгкая блуждающая улыбка Джоконды - одна из главных
загадок картины. Любопытно, что первым лишь в 1855 году заговорил о ней писатель
Теофиль Готье - как об
оружии женщины-вамп.
После то мимолётное
движение губ превратилось
для публики в главное
достоинство «Джоконды».
Давайте и мы вглядимся...
- Вижу в ее улыбке
спокойную уверенности в
себе и полноту
самообладания.
- В ней все - гордость и
нежность, чувственность и
кокетство, скромность и
жестокость...
- Удивительно точно
удалось Леонардо показать
двоякий смысл женщины -
обещание нежности и
одновременно - зловещую
угрозу.
- Да вовсе она не
улыбается! Для меня то
хищная физиономия с
холодными глазами...
Догадка Н.В. Гоголя
- Не понял... Насколько я
знаю, та женщина - 25-
летняя Лиза Герардини,
супруга Франческо дель
Джокондо, торговца шёлком
из Флоренции. Потому-то в
справочниках у портрета
двойное название -
"Джоконда. Мона Лиза"...
Мона - сокращение от
мадонна, "моя госпожа".
- Все так. Но то, вероятно, давняя ошибка. Одно из
доказательств - траурная
вуаль вдовы на голове ее,
ведь дель Джокондо прожил
долго.
- версия о Пачифике
Брандано появилась в Италии только в 1957 году, но ее
подтверждают документы и
новые обстоятельства.
- В таком случае -
существует ли портрет
действительной моны Лизы?
- Да. Он находится в
Петербурге, в Эрмитаже. То
"Коломбина", написанная,
предположительно, Франческо Мельци, одним из
учеников Леонардо. В 1850
году приобретена на
аукционе в Гааге за 40
тысяч флоринов. Но ничего
рокового в той картине нет
- Повесть Гоголя "Портрет" помните? Где молодой
художник Чартков покупает
изображение старика? У
которого были слишком живые глаза! Вместо наслаждения
души при взгляде на портрет Чартков ощущал болезненное
томительное чувство, словно перед ним лицо мертвеца,
вставшего из могилы. Под
влиянием того взгляда у
Чарткова начались страшные
галлюцинации и сновидения.
- А... После оказалось, что то было изображение ростовщика, которого многие считали дьяволом - вместе с его деньгами люди непременно получали злую силу - и скорую гибель.
- Так, может, Гоголь
разгадал роковую сущность
"Джоконды"? И свою догадку
закодировал в повести?!
Синдром Стендаля
- Теперь-то известно, что
у некоторых людей - и их портретов - объем
ауры меньше нормы, и они
невольно поглощают
жизненную энергию близких.
- То есть становятся
энергетическими вампирами?
Не потому ли...? Однажды вечером у "Джоконды" задержалась русская
туристка. Через минуту ей
стало не по себе, просто
страшно.
- У нее, вероятно, синдром Стендаля возник - когда
перед творениями великих
художников люди вдруг в обморок падают. Таких случаев уже несколько сотен было.
- Не только самим плохо. В 1956 году, например, один из посетителей облил
картину кислотой, другой
бросил в неё камень, после
чего пришлось защитить ее
пуленепробиваемым стеклом.
- В 1974-м на выставке в Токио женщина попыталась распылить из баллончика красную краску, другая в 2009-м запустила в стекло глиняной чашкой...
- Похоже, и Пачифика
поглощала энергии других.
Потому-то ее реалистический портрет способен повредить душу зрителя, вызывая хроническую усталость. А то и синдром
Стендаля.
- На удивление точно
великому художнику удалось
передать тонкоматериальную
суть души человека!
- Раз картина приносит
зло, не лучше ли ее
уничтожить, как и все
репродукции?
- Ну нет! Но нужно знать ее особенности и предупреждать посетителей. Тем более, что работ с похожим воздействием в мире
немало...