Улыбка странная, неразгаданная

Леонид Терентьев
В "таинственной беседке"

 
    
- Перед нами "Джоконда",  или "Мона Лиза",
полтысячелетия назад созданная самая знаменитая картина мира. До сих пор она производит неизгладимое впечатление. За счет чего?



      Играющая?

-  Леонардо да Винчи 62-й 
год шел, когда его 
пригласил в Рим Джулиано 
Медичи, брат папы Римского 
Льва Х. И попросил написать портрет синьоры Пачифики 
Брандано, своей 
возлюбленной.

-  Дама на картине как 
живая...

- Да. Хотя, бывает, и   
чувство страха при взгляде 
на нее возникает, кажется, 
не женщина то - чудовище.

- Знаменитая улыбка никак 
не соответствует 
представлению о   
праведности. Скорее в ней   нечто ехидное.

- Или колдовское даже...

- Улыбка ее завораживает, 
тревожит, словно к 
телепатическому общению 
призывая.

- Кстати, такая же 
насмешливая улыбка, по 
мнению его современников, у самого Леонардо была.

-  Многие живописцы в свои 
работы собственные черты 
вносят.

- А какой была судьба 
Пачифики?

- Несладкой. Ее первый муж, испанский дворянин, умер 
вскоре после свадьбы, 
Джулиано Медичи женился на 
другой, их сын был 
отравлен... Трагичной 
оказалась и судьба многих 
вокруг нее. И у самого 
Леонардо после общения с 
ней вдруг резко ухудшилось 
здоровье...

- Похоже, притягивая к себе людей, она невольно 
забирала их энергию.

- Не оттого ли ее прозвище  Джоконда, что значит 
"Играющая"?

- Видите, как точно сумел 
художник передать не только облик, но и роковую 
сущность дамы?

- Цель произведения 
искусства, был убежден да 
Винчи, поразить зрителя, 
заставив восхититься. Или 
ужаснуться... 



     Суть женщины



- Один из биографов 
художника писал, что глаза 
женщины на картине имеют 
тот блеск и ту влажность, 
как у живого человека, а 
улыбка столь приятна, что 
кажется, будто созерцаешь 
божественное, а не 
человеческое существо.

- Лёгкая блуждающая улыбка  Джоконды - одна из главных 
загадок картины. Любопытно, что первым лишь в 1855 году заговорил о ней писатель 
Теофиль Готье - как об 
оружии женщины-вамп.
После то мимолётное 
движение губ превратилось 
для публики в главное 
достоинство «Джоконды». 
Давайте и мы вглядимся...

- Вижу в ее улыбке 
спокойную уверенности в 
себе и полноту 
самообладания.

- В ней все - гордость и 
нежность, чувственность и 
кокетство, скромность и 
жестокость...

- Удивительно точно 
удалось Леонардо показать 
двоякий смысл женщины - 
обещание нежности и 
одновременно - зловещую 
угрозу.

- Да вовсе она не   
улыбается! Для меня то 
хищная физиономия с 
холодными глазами...



  Догадка Н.В. Гоголя



- Не понял... Насколько я 
знаю, та женщина - 25-
летняя Лиза Герардини, 
супруга Франческо дель 
Джокондо, торговца шёлком 
из Флоренции. Потому-то в 
справочниках у портрета 
двойное название - 
"Джоконда. Мона Лиза"...
Мона - сокращение от 
мадонна, "моя госпожа".

- Все так. Но то, вероятно, давняя ошибка. Одно из 
доказательств - траурная 
вуаль вдовы на голове ее, 
ведь дель Джокондо прожил 
долго.

- версия о Пачифике 
Брандано появилась в Италии только в 1957 году, но ее
подтверждают документы и 
новые обстоятельства.

- В таком случае - 
существует ли портрет 
действительной моны Лизы?

- Да. Он находится в 
Петербурге, в Эрмитаже. То 
"Коломбина", написанная,
предположительно, Франческо Мельци, одним из
учеников Леонардо. В 1850 
году приобретена на 
аукционе в Гааге за 40 
тысяч флоринов. Но ничего 
рокового в той картине нет

-  Повесть Гоголя "Портрет" помните? Где молодой   
художник Чартков покупает 
изображение старика? У 
которого были слишком живые глаза! Вместо наслаждения 
души при взгляде на портрет Чартков ощущал болезненное 
томительное чувство, словно перед ним лицо мертвеца, 
вставшего из могилы. Под 
влиянием того взгляда у 
Чарткова начались страшные 
галлюцинации и сновидения.

- А... После оказалось, что то было изображение  ростовщика, которого многие считали  дьяволом - вместе с его деньгами люди непременно получали злую силу - и скорую гибель.

 - Так, может, Гоголь 
разгадал роковую сущность 
"Джоконды"? И свою догадку 
закодировал в повести?!



   Синдром Стендаля



 - Теперь-то известно, что 
у некоторых людей - и их портретов - объем 
ауры меньше нормы, и они 
невольно поглощают 
жизненную энергию близких.

- То есть становятся 
энергетическими вампирами?
Не потому ли...? Однажды вечером у "Джоконды" задержалась русская 
туристка. Через минуту ей 
стало не по себе, просто 
страшно.

 - У нее, вероятно, синдром Стендаля возник - когда 
перед творениями великих 
художников люди вдруг в обморок падают. Таких случаев уже несколько сотен было.

- Не только самим плохо.    В 1956 году, например, один из посетителей облил 
картину кислотой, другой 
бросил в неё камень, после 
чего пришлось защитить ее   
пуленепробиваемым стеклом.

- В 1974-м на выставке в Токио женщина попыталась  распылить из баллончика красную краску, другая в 2009-м запустила в стекло глиняной чашкой...

-  Похоже, и Пачифика 
поглощала энергии других. 
Потому-то ее реалистический портрет способен повредить душу зрителя, вызывая хроническую усталость. А то и синдром 
Стендаля.

-  На удивление точно   
великому художнику удалось
передать тонкоматериальную 
суть души человека! 

 - Раз картина приносит 
зло, не лучше ли ее 
уничтожить, как и все 
репродукции?

- Ну нет! Но нужно знать ее особенности и предупреждать посетителей. Тем более, что работ с похожим воздействием в мире 
немало...