1. Официальное открытие КЮТа

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ Зинаиды Выскубенко из газеты «За науку в Сибири» (№40 от 19 октября 1964 г.) на открытии КЮТа: третья – Нина Анисимовна Умникова, начальник пионерлагеря «Солнечный», второй – А.С. Ладинский, а первый – я.


Поскольку КЮТ только делал вид, что собирается жить в ППО, всё оборудование, закупленное УКСом было установлено в полуподвальном помещении, куда был проложен силовой кабель, необходимый для станков. Заливали фундаменты все мы, включая всех мужчин, работающих в ОКП и его учреждениях. Тут же были и дети, которые тоже бросили по лопате бетона в фундаменты.

К октябрю все работы были завершены. На одном из заседаний Президиума ОКП, посвящённом предстоящему открытию КЮТу Виктор Яковлевич Каргальцев, обращаясь ко мне, сказал:

– Я знаю, что вы Ладинского не любите, но надо бы покрепче привязать его к КЮТу. Это было бы очень полезно. Подумайте, как это сделать.

Я прислушался к совету Каргальцева и пригласил Ладинского в КЮТ. Теперь были оборудованы все комнаты, и в каждой трудились ребята. Мы с Рышковым провели Ладинского по всем лабораториям, и ребята объясняли ему, над чем они работают. Надо было видеть, как серьёзно они объясняли Ладинскому, почему их модели будут работать, почему их приборы будут выполнять свои функции. Они уже владели терминологией и легко справлялись с трудными теориями. Он видел, как они работают на станках или что-то шлифуют, зажав деталь в верстаке.

– Конечно, не из всех ребят, которых вы видите здесь, Анатолий Сергеевич, выйдут Главные конструкторы и великие изобретатели, – сказал я, – но здесь закладываются основы и развиваются способности будущих первоклассных инженеров и высококвалифицированных рабочих-механиков, которые столь необходимы нашим Институтам.

Я вкладывал эти мысли в него, повторяя смысл этих слов ещё и ещё раз, чтобы он их запомнил.

Я сознательно проводил параллель между КЮТом и ФМШ, созданным академиком Лаврентьевым. Я хотел, чтобы Ладинский увидел КЮТ, как метод отбора детей с золотыми руками и светлой головой, подобно тому, как отбирались высокоодарённые дети, а их способности затем развивались в ФМШ. Впоследствии стало ясно, что он усвоил смысл мною сказанного и сумел передать его академику Лаврентьеву, а именно в этом и состояла цель акции.

Рышков собрал несколько преподавателей и работавших ребят, и Ладинскому торжественно повязали красный галстук, приняв в почетные КЮТовцы. У Ладинского были слёзы на глазах.

На следующий день я позвонил Каргальцеву, рассказал, как прошло посещение, и стал ждать результатов.

На открытии КЮТа был весь персонал Объединенного комитета профсоюза, начиная с председателя ОКП А.И. Ширшова, а также Лавров, Белянин, Каргальцев, Ладинский, зам. директора Института гидродинамики Токарев, который помог нам запастись инструментом и материалами, пожалуй, больше других.

Конечно, тут были и преподаватели КЮТа, которые трудились над оборудованием своих лабораторий с ребятами. Ребятишки прибежали, прослышав об открытии КЮТа, и их не надо было побуждать к работе, они брались за любое дело и были счастливы сделать что-либо полезное.

На открытии был руководитель лаборатории автомоделирования Миша Ларкин, который был страстно влюблен в проектирование и создание автомобилей. Он был другом Игоря Фёдоровича Рышкова и пришёл к нам вместе с ним. Он притягивал к себе детей, как магнитом. Он был на фронте с 1943 года, награждён орденом Красной звезды, был тяжело ранен и стал инвалидом.

Был и сотрудник института физики полупроводников Игорь Яковкин, руководитель лаборатории физического эксперимента, тоже влюблённый в своё дело.

Был и Леонид Сикорук, у которого уже был кружок в одной из наших микрорайонных детских комнат. Он и пришёл в КЮТ вместе с детьми из этого кружка.

Пришел и А.М. Терских, сотрудник института автоматики и электрометрии. Он руководил в КЮТе лабораторией автоматики.

Я произнес несколько поздравительных слов и перерезал красную ленточку. Юрий Фёдорович произнес прочувствованную речь и в порыве чувств обнял меня. Я видел слёзы у него на глазах.

КЮТ начал работу в собственном помещении.

Прочитав чуть выше мой разговор с Ладинским о целях КЮТа, кто-то может подумать, что я, на самом деле, ставил целью воспитание первоклассных инженеров и высококвалифицированных рабочих. Это не так. Эти слова были придуманы для передачи академику М.А. Лаврентьеву. Я полагал, что ему, создавшему систему отбора высокоодарённых детей и их дальнейшее обучение в ФМШ, эти мысли будут понятны и близки.

Ладинский был близок к академику Лаврентьеву и был дружен с его женой Верой Евгеньевной. Мы с Каргальцевым были уверены, что он передаст им своё восторженное впечатление о КЮТе, расскажет о его целях именно то, что я старался вложить в его уста.

Так и получилось. Академику Лаврентьеву эта идея понравилась, Ладинский вскоре привёл его в КЮТ, и он стал опекать его.

И сейчас пишут, что КЮТ был создан для развития у учащихся рационализаторских и изобретательских навыков и раннего отбора будущих инженеров.

Мы такие парадные фразы не использовали в то время. Мы знали, что у детей имеются склонности к изготовлению моделей, многие любят работать руками, а у некоторых руки еще с детства поистине золотые.

Вот мы и предоставили таким детям возможности развить свои способности и стремления: кому в механике, кому в радио, а кому и в астрономии. И в любом случае заниматься в кружках КЮТа было и для них, и для их родителей, и для всех нас лучше, чем болтаться им по дворам.

КЮТ был первым крупным делом, которое я задумал сделать и которое я воплотил в жизнь. Правда, полуподвал в микрорайоне «Б» был не лучшим местом для творчества детей.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/01/526