Сами мы не местные...

Алла Черри
Ранняя весна, воскресный вечер. Я еду с дачи. Еле-еле наскребла на билет, так как зарплата только завтра, а деньги почему-то закончились.
На следующей станции входит знакомая «нищенка» в хорошей кожаной куртке и начинает свою тоскливую песнь:

- Вы меня извиниииите, люди доообрые, сами мы не меееестные…

У неё на груди висит какая-то табличка, изрядно потрёпанная от времени, потому что ходит она с ней уже не первый год.  Никто уж и не прислушивается к её заунывным просьбам – всем она давно известна, примелькалась. На конечной станции прибыль «начальнику» отдаёт.

Ну её на фиг! Если подавать, так по делу. Однажды у меня, очень смущаясь, попросил «на еду» молоденький солдатик. Я сама была студенткой, но не пожалела для него мелочи. Парень при мне купил булку и тут же жадно съел её у меня на глазах. До сих пор не забуду выражения его лица…

А в электричке – сплошной обман и притворство. Поэтому пассажиры равнодушно отворачиваются в окна или утыкаются в гаджеты…

Ещё несколько остановок, и вот – явление второе.  Входит бабулька, которая годами  «дочке на операцию» собирает. В одной руке у неё фотография малышки, ну уж никак не годящейся ей в дочки, а в другой – тара для сборов мелочи. Бабулька периодически встряхивает коробочку, монетки призывно звякают.  Её тоже все уже давным-давно знают в лицо – ездят-то одни и те же. Но этой подают хотя бы из уважения к возрасту…

Через пять минут вваливается шумная толпа молодых цыганок. Метя грязный пол длинными подолами, они идут по вагону, нагло выпрашивая мзду. У тех даже причины нет – просто – дай, дай, дай. Одеты, конечно, безвкусно, но достаточно дорого.

- Иди, кобыла, поработай! – кричит какая-то недовольная старушка.  – Ишь ты, придумали что, у пенсионеров клянчить!

Оскаливаясь золотыми зубами и обещая навести порчу, цыганки скрываются в недрах электрички ни с чем.

Следом за ними - явление четвёртое – странное существо неопределённого пола. Прямо с порога оно заученно вещает скрипучим голосом:

- Помогите Христа ради! Ребёночек родился неполноценным…

Ну, уж если от такого экземпляра - немудрено… Хотя и ребёночка-то явно нет… Кто-то стыдливо протягивает мелочь. А я считаю про себя – если это четвёртый «проситель», и если дать каждому хотя бы по десятке – выходит сорок рублей. А дать меньше десятки как-то и неудобно…  Если же каждый день ездить на работу и с работы на электричке и подавать вот так – это сколько же нужно?..

Пока я занимаюсь математикой, входят музыканты, кстати, с неплохими голосами. Они и поют замечательно, и диски у них при себе имеются – вот этим подают охотно. Ребята и правда заслужили. Я тоже бросаю им в бейсболку монетку…

Кроме вышеупомянутых, по вагонам проходят: торговцы книгами и канцтоварами, мороженым и водой, щипчиками и ножницами, фонариками и батарейками – словом, самыми различными не особо нужными вещами. А если купить у них от скуки что-нибудь ненужное, да и приплюсовать к недешёвому билетику, то получается уже солидная сумма!
 
…Уже в самом конце пути как заключительный аккорд входит инвалид на одной ноге и с костылями под мышкой. На вид ему лет сорок, он очень худой и небритый.  Взгляд его суров. На шее висит холщовая сума для  сбора податей.
 
Тут, конечно, сердца умягчаются, и все начинают лезть в кошельки.  Трогает это и меня. Я кладу в его суму круглую десятку, она тихо звякает и проваливается вглубь. Инвалид молча удаляется, слегка склонив голову.
 
«Ещё и немой, - проносится мысль.  – Вот же бедняга. Надо было последнюю мелочь отдать, какая разница, нет денег, и это не деньги… » Ругая себя за малодушие, я выхожу на конечной и ищу глазами инвалида, в надежде, что он может находиться где-то поблизости.

Конечно, далеко ему не уйти! Вот он, копошится в углу, со спины не видно, что он там делает.  Я подхожу к нему. После некоторых телодвижений мужчина вдруг решительно отодвигает костыли, аккуратно ставит их у бетонной стенки и… оказывается на двух ногах!

Он оборачивается и, перехватив мой изумлённый взгляд, подмигивает, невозмутимо растирает затекшую ногу и хриплым баском говорит:
 
- Ну, чё смотришь? Чудо, что ль, увидала? Нога выросла!!! Да, вот такая у меня работа. Всем денежки нужны. А кому щас легко?

1 марта 2017 г.