Умирающий лев

Альберт Андреев
    
 
     Практически  в каждой  стране  мира  возникали  и  возникают  конфликты  между  правящим  классом  (элитой)  и  остальным  населением,  а также  войны  между  государствами.
 
     И  в  любой  стране  появляются  свои  герои,  которым  возводят  памятники,  о  них  пишут  в  художественной  литературе,  рисуют  портреты,  сочиняют  сказки,  появляются  легенды.

     В  марте  2016 года  у  меня  заканчивалась  швейцарская  виза,  и  Лена,  прежде  чем  отправить  меня  домой,  решила   показать  мне  исторические  места  -  вначале  повезла  на  своей  VOLVO  последней  модели  из  Цюриха  в  знаменитый  город  Люцерн,  расположенный   в   центральной  части  страны.

     Славный  город  Люцерн  когда-то  спорил  с  Берном  на  должность  столицы  Швейцарии,  но  выиграл  Берн,  там  оказалось  больше  чиновников.  А,  между  тем,  Люцерн  считается  самым  красивым  городом  в  стране,  его  красота  признана  и  во  всем  мире.

     Город  славится  различными  исторически  памятными  местами,  разнообразной  и  красивой  архитектурой, многочисленными  музеями  -  один  только  музей  транспорта  чего  стоит.  И  все  это  великолепие  переплетается  с горным  пейзажем  альпийских  предгорий  и  чистейшими  водами  реки  Ройс,  впадающей  в  Люцернское  озеро.  Белые  лебеди  и  дикие  утки,  плавающие  на  реке,  ни  капельки  не  опасаются  людей.
 
     Мы  оставили  машину  неподалеку  от  знаменитого  самого  древнего  деревянного  пешеходного  моста  Капельбрюкке,  крытого  двухскатной   черепичной  кровлей,  построенного  в  1333  году  длиною  более  200  метров...  Он  более  известен  благодаря  треугольным  картинам  художника  Хэйнриха  Вэгманна,  размещенным  под  скатами  кровли,  числом 111  и  изображающих  памятные  кровавые  исторические  события  в Швейцарии.  Сооружение  подверглось  капитальному  ремонту  после  пожара  в  1993 году, когда  выгорела  его  большая  часть,    картин  сохранилось  несколько  десятков.  Мост  восстановили  в течение восьми месяцев.

     Выше  по течению  реки  есть  почти такой  же  мост  -  Шпроербрюкке,  но  он  менее  популярен,  и  был  построен  позже  -  в  1408  году.
 
     Поражает  своей  выразительностью  известный  во  всем  мире  памятник  о  трагической  судьбе  швейцарского  гвардейского  полка  -  «Умирающий  лев».  Гвардейцы  числом  около  1100  человек  были  отправлены  во  Францию  для  охраны  в  Париже  королевского  дворца  Тюильри  короля  Людовика  ХV1.

     Во  время  Великой  Французской  революции  10  августа  1792 года  Дворец  был  осажден  восставшими  революционерами,  правительственные  войска  перешли  на  сторону  восставших.  Только  швейцарский  полк,  верный  своему  долгу,  остался  защищать  осиротевшего  монарха.  Началось  жестокое  сражение  со  значительно  превосходящими  силами  противника,  положение  усугублялось  тем,  что  король  запретил  использовать  во  время  сражения  крепостные  орудия,  опасаясь  излишнего  кровопролития. 

     В сражении  погибло  более  половины  швейцарцев,  из  захваченных  в  плен  60 человек  были   казнены,  остальные  из-за  ран  умерли  в  тюрьмах.  Командир  майор  Карл  Йозеф  фон  Бахман  сложил  голову  под  ножом  гильотины.  И  только  350  солдат  и  офицеров  вернулись  на  родину...

     Гвардеец, лейтенант  Карл  Пфюффер,  во  время  сражения  был  в отпуске  и  поэтому  невредимый  вернулся  домой.  Он  решил  воздвигнуть  памятник  погибшим  товарищам,  но  сумел  осуществить  свой  план  только  спустя  37  лет –  в 1829 году.

     За работу взялся датский  скульптор  Бертель  Торвальдсен,  он  сделал  эскизы  и  макет,  но к делу  приступить  по  разным  причинам  так  и  не смог.   Сделал  это  швейцарский  скульптор  Лукас  Ахорн...

     Вначале  предполагалось  изобразить  льва  мертвым,  но  Торвальдсен  отверг  такую  идею,  он  предложил  изготовить  льва  умирающим.  Лукас  высек  скульптуру  в  искусственной  нише  скалы,  не  прибегая  к  посторонним  матери-алам.
 
     Слава  скульптуры  распространилась  на  весь  просвещенный  мир.  Это  была  победа   швейцарского  художественного  искусства,  -  впервые  в  Европе  для  увековечения  исторического  события  использовалась  одиозная  фигура  животного.  Кроме  того она  располагалась  не на  пьедестале  или  постаменте,  а  в  закутке,  что  выглядело натурально:   на  природе  львы  и  в  самом  деле  уходили  умирать  в  одиночестве  и  в  укромном  месте.

     Но  что  главное  в  этой  скульптуре  -  это  неимоверно  точная  передача  художником  мимики  душевной  боли  и  физического  страдания  царя  зверей  (совсем как у людей) от  полученной  смертельной  раны  от  удара  копьем,  обломок  которого  торчит  на  спине  над  левой  лапой,  а  головка  копья  уместилась  возле  правой  лапы. Там  прислонился  к  стене  щит со  швейцарским  гербом,  под  головой  льва  лежит  французский  щит  с  изображением  лилии  -  с  символикой  короля  Франции.
Длина  льва  -  девять  метров.




                28.02.2017г.