1. Борьба за плавательный бассейн

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Академик Гурий Иванович Марчук (1925-2013), директор Вычислительного центра СО АН (1964-1980). В то время он уже был директором ВЦ и был избран чл.корр. АН СССР.


Задняя часть здания ВЦ, примыкающая к лесу, оставалась недостроенной. Там строился большой 25-метровый лечебный бассейн. Это помещение Г.И. Марчук естественно тоже захотел использовать для установки вычислительных машин, но мне удалось его отбить, и бассейн в следующем году был передан Объединённому комитету профсоюза.

Это было непросто. Пришлось мне доказывать необходимость бассейна для физического развития детей на заседании Президиума СО АН. Другое обоснование вряд ли прошло бы. Хорошо, что меня поддержали некоторые члены Президиума. Марчук конечно выступал против, и я явственно почувствовал неприязненное отношение с его стороны.

– Да нет, что Вы. Это вопрос уже решённый. Мы планируем установить там новые ЭВМ, – сказал он на заседании Президиума СО АН. И начал рассказывать, какие машины там будут и когда их поставят.

Хорошо, что я знал планы установки этих машин. Их собирались ставить совершенно в другие помещения, которые и готовили специально под них.

Я это всё спокойно и изложил. А Марчук даже сконфузился. Он только что-то пробормотал не очень внятное, типа того, что ему, как директору Института, лучше известно, где что будет. Но смазать мое выступление ему не удалось.

Мне кажется, что вначале М.А. Лаврентьев собирался принять совершенно другое решение. Ведь он был одним из инициаторов создания первых ЭВМ в СССР, и ради вычислительных машин он готов был поступиться чем угодно. Но тут очень горячо выступил В.В. Воеводский.

Именно после его выступления начала складываться обстановка в пользу передачи бассейна Объединённому комитету профсоюза. Да и Марчук больше не выступал, видимо, переживал конфуз. И никто из членов Президиума его активно не поддержал. Все же поняли, что он, мягко скажем, заврался.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/27/463