1. Выставка чехословацких приборов

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Пишущая машинка «Ундервуд»


В ДК «Юность» открылась выставка чехословацких приборов. Выставки такого рода стали для нас окном в мир. Я и предполагать не мог, что приборостроение шагнуло вперед так крупно и уверенно. Многое меня там поразило и даже потрясло. Чехословакия оказалась страной, значительно опередившей СССР в этой области науки и техники.

На выставку народ валил толпами. И в основном интересовались теми приборами, которые использовались в быту – пишущими машинками и магнитофонами.

Разговор о пишущих машинках – это поэма. Знаете ли Вы, что первый патент на машину такого рода был выдан Генри Миллю (англ. Henry Mill) английской королевой Анной ещё в 1714 году. Изобретатель патентовал не только машину, но и способ последовательной печати символов на бумаге. Или, что пишущие машинки изобретались в ХIХ веке более 50 раз. Или, что последний в мире завод по производству пишущих машинок, принадлежавший индийской компании Godrej and Boyce, был закрыт только в 2011 году.

Помните ли вы такие названия, как Ремингтон и Ундервуд? Это названия пишущих машинок. Ремингтон я не застал, а вот Ундервуды видел. Письма мы писали от руки, а потом написанный текст сдавали в машбюро.

Пишущие машинки, которые мы использовали вначале, – имели марку «Башкирия». Потом появились пишущие машинки ГДР – «Оптима» и «Оптима-электрик». На чехословацкой выставке экспонировались замечательные портативные пишущие машинки «Консул».
Среди магнитофонов на выставке был представлен портативный магнитофон фирмы «Тесла» в чемоданчике.

Часть представленных на выставке приборов продавалась. Надо было подать заявление. Оно где-то наверху рассматривалось, а потом и выдавалось разрешение на покупку. После чего деньги следовало уплатить в кассу. Стоимость приборов была в несколько раз ниже рыночной цены. Это меня и привлекло, – на покупку в магазине подобных вещей я рассчитывать не мог. Правда, в магазинах я ни раньше, ни позже подобных пишущих машинок и магнитофонов не видел.

Мне повезло, и я оказался обладателем и портативного магнитофона, и портативной пишущей машинки.

Магнитофоном я пользовался крайне редко, а пишущую машинку использовал постоянно.
До сих пор не понимаю, почему пишущую машинку свободно продали. Ведь тогда существовал порядок, в соответствии с которым шрифты всех машинок снимались Первыми отделами и копировались для облегчения идентификации при обнаружении запрещённых материалов.

А сами пишущие машинки на праздничные дни забирались на хранение в Первые отделы. Вся множительная техника в те годы была на спецучёте.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/27/486