Композитор Владимир Федорович Вавилов

Эмма Татарская
 
 После моего рассказа "Под небом голубым", в сознании ещё долго звучала эта гениальная мелодия "Под небом голубым, есть город золотой". Я прослушала исполнение песни несколькими певцами. Несомненно, лучшее исполнение у Гребенщикова.
 
Долгое время автором музыки считали Франческо да Милано, средневекового композитора - лютниста.
В 1972 году выходит альбом фирмы "Мелодия" под названием "Лютневая музыка 16-17 веков" с именем Владимира Вавилова на обложке. "Канцона и танец" и стали прообразом песни "Под небом голубым".

Позже, исследования тщательно проведённые публицистом, бардом, переводчиком Зеевом Гейзелем открыли истинного композитора, автора песни -  Владимира Вавилова.

Канцоны не нашлось в подробном каталоге папы Павла Третьего.

Но почему Вавилов так поступил? Часто происходит наоборот - некто приписывает себе чужое произведение.

Как сказала его дочь, Тамара Владимировна: - Отец хотел служить искусству, и ему было неважно, что его имя останется неизвестным.

Он не хотел иметь дело с худсоветом, который мог не разрешить выпуск пластинки, ведь Вавилов не имел высшего музыкального образования.

Вавилов много писал для мультфильмов, но никогда его имя не ставили в титрах. Почему? Авторство не должно быть утрачено.
Позже композитор увлёкся лютневой музыкой и даже сам сделал лютню.

Владимир Фёдорович воевал, был ранен. Скончался 11 марта 1973 года не дожив до пятидесяти лет. Похоронен на городском кладбище Павловска.

Возможно, он не услышал исполнение своей песни. Слова были написаны в ноябре 1972 года Ленинградским поэтом Анри Волохонским.
Волохонский не мог забыть мелодию канцоны, она всё время напоминала о себе.
И вот однажды, в мастерской художника Бориса Аксельрода, который в это время создавал панно "Небо", он за пятнадцать минут написал на эту музыку слова, и назвал песню "Рай".

Образы были заимствованы из ветхозаветного предания - небесный град Иерусалим, его невиданные звери - лев, телец и орёл в изображении  образа Херувима.

Первым исполнителем песни был Алексей Хвостенко, друг и соавтор Волохонского.

Меняются исполнители, переводы песни, названия - но вот уже 45 лет она остаётся любимой песней всех поколений. Можно сказать - народной.