Евреи России между революциями

      Сто лет тому назад, в марте 1917 года, в результате февральской революции в России пятимиллионное еврейское население и другие национальные меньшинства получили равные права со всеми гражданами России. К тому времени,  в плане эмансипации евреев, Россия отставала примерно на 120 лет от ведущих  европейских государств - Франции, Великобритании, Нидерландов…
   Судьбы еврейства в России принято отсчитывать с раздела Польши, в результате чего российская империя приобрела новые территории на ее западной границе, где издавна проживали сотни тысяч иудеев. Государственная политика Российской империи в отношении этой категории новых граждан чередовалась между попытками ассимилировать их и ограничить гражданские права.  Начало бесправию  было положено Указом Екатерины II в 1791 году, создавшем ограниченную  территорию - "черту оседлости", для проживания евреев и завершилось Февральской революцией 1917 года, которая ликвидировала монархию.
   Черта оседлости простиралась от Балтийского до Черного моря вдоль Российской границы с Пруссией, Австро-Венгрией и Румынией. 94 процента всех российских евреев  жили на территории этой черты,  в нее входили несколько крупных городов: Одесса, Вильно, Варшава, Киев. Реформы Александра II несколько ослабили ограничения, что способствовало появлению еврейских общин в крупных городах России вне черты оседлости, особенно в Петрограде, который привлекал еврейских промышленников, банкиров и студентов.
   Среди крестьян и бедных слоев городского населения бытовали антисемитские предрассудки, а рабочий класс к 1880 году только начал формироваться. Царизм использовал эти предрассудки, чтобы отвлечь гнев быстро растущего и чрезвычайно угнетенного рабочего класса и крестьянства на евреев.  Одной из причин антисемитизма была также ускоренная индустриализация и модернизация в сложной экономической ситуации. Период между 1881 и 1906 годами можно характеризовать как время трагических  испытаний и погромов. Убийство Александра II 1 марта 1881 года привело к необъективному возложению ответственности за это на евреев и началу насильственных антисемитских мероприятий.
   Первая волна погромов численностью (около 250-и) прошла с 1881 по 1884 год. В апреле 1881 года они состоялись в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) и Киеве, а затем в мае прошел большой погром в Одессе. Кульминацией событий 1881 года стал погром в Варшаве. А всего было зафиксировано 4 десятка еврейских жертв и 225 изнасилований. На следующий год погромы продолжались, охватив семь губерний. В 1883 году они произошли в Екатеринославе, Кривом Роге, Новомосковске и ряде других городов, а 1884 году в Нижнем Новгороде.
  Русская интеллигенция вяло реагировала на происходящее, что шокировало многих евреев.  Комиссии для расследования причин погромов и  министр внутренних дел России того времени Николай Игнатьев, решили свалить всю вину за происходящее на самих жертв насилия, объясняя погромы реакцией населения на эксплуатацию его евреями. И  это притом, что большинство евреев империи жили в нищете, занимаясь ремеслом и мелкой торговлей.
   Игнатьев подготовил план массового изгнания евреев-ремесленников из внутренних губерний, выселение евреев из сел черты оседлости и ряд дополнительных ограничительных мер. Он также высказывался за эмиграцию евреев из России. Сопротивление еврейской экономической элиты и некоторых министров помогло отвергнуть ряд пунктов проекта Игнатьева. Был достигнут определенный компромисс: массовое выселение отменили, но евреям было запрещено вновь селиться в сельской местности черты оседлости, приобретать там недвижимость и вступать во владение имуществом. Характерно, что  в обращении с еврейским населением ничто не поддерживалось с таким упорством и строгостью, как  ограничения права иметь в собственности или арендовать землю в сельской местности. Список ограничений, которые подготовил Игнатьев, были опубликованы 3 мая 1882 года под названием «Временные правила о евреях». 
   Признав вред для христианского населения страны национальной замкнутости, религиозного фанатизма и экономической деятельности евреев, правительство стремилось с помощью ряда ограничительных мер принудить  их к ассимиляции. Евреям, помимо обвинений в эксплуатации беднейших слоев коренного населения, также вменяли в вину чрезмерное влияние в области торговли и производства. Особенно вредными  аспектами еврейской роли в экономике считались предоставление ими денег в кредит и продажа спиртных напитков. Майские законы 1882 года были якобы направлены на то, чтобы положить конец погромам, но послужили основой для дальнейшей их правовой дискриминации в последующие годы, тем самым дополнительно стимулируя вспышки антисемитского насилия. 
  Законодательные и административные меры резко ограничивали возможность проживания иудеев за пределами черты оседлости и еврейскую коммерческую деятельность,  запрещали евреям вести дела по воскресеньям и в христианские праздники. Российские официальные органы уменьшили число еврейских врачей в армии и регламентировали деятельность еврейских юристов, ввели строгие квоты на обучение евреев в университетах и школах, ограничили их передвижение в пределах черты оседлости. Среди других дискриминационных мер было и изгнание евреев из Москвы в начале 1891 года.   
  Вторая волна погромов произошла в 1903-1906 годах, их зафиксировано около 600. Они были более кровавыми, чем прежние, чаще всего происходили при поддержке беднейших слоев населения.   Первый погром 20 столетия произошел в 1903 году в Кишиневе, евреи стали жертвами убийств и уничтожения их имущества. В том же году был погром в Гомеле. 
  Несмотря на высокий уровень  образования,  из-за правовых ограничений евреи не были интегрированы в экономику и страдали от бедности.    В результате войны с Японией и экономического кризиса произошел  рост недовольства российского населения. "Кровавое воскресенье"в январе 1905 года вызвало  волну массовых протестов. Под их давлением царь был вынужден предоставить гражданские права: право религии и совести, свободу слова, свободу собраний и ассоциаций. Но революция 1905 года не привела к каким-либо значительным реформам в отношении евреев.  Царский режим ответил на революционное движение более жесткой антисемитской пропагандой. Получила широкое распространение печально известная  фальшивка "Протоколы сионских мудрецов".  В выступлениях против евреев активизировались крайне правые группировки, а также наиболее отсталые и нищие слои населения – крестьяне в сельской местности и безработные в городах.   Погромы 1905 года охватили сотни городов и местечек, в частности города - Белосток, Житомир,  Одессу.  Были убиты тысячи евреев.
   Помимо сложной экономической ситуации сыграла свою роль в проведении погромов значительная активность евреев в общественных  движениях, реакционные круги содействовали погромам в качестве мести за это.  Погромы получили широкое международное осуждение, но ничего не было сделано, чтобы остановить насилие. Погромы и насилие вызвали массовую эмиграцию, почти два миллиона евреев между 1881 и 1914 годами покинули Россию. Но несмотря на столь массовую эмиграцию, численность  еврейского населения не уменьшилась за счет высокого естественного прироста: к 1914 году более пяти миллионов евреев (лишь немногим более 3 процентов от всего населения стран) проживали в России - в основном в черте оседлости.
    Царский режим создал "Союз русского народа" из членов правых партий и черносотенцев, которые принимали участие в многочисленных погромах.   Кроме того, в 1905-1916 годах были распространены миллионы копий антисемитских сочинений, одобренных цензурой.
   После русской революции 1905 года антиеврейские законы были еще более ужесточены. С 1911 по 1913 год под давлением со стороны церкви и черносотенцев шел печально известный процесс Бейлиса по ложному навету, представляющему собой продолжение многовековых антисемитских обвинений за якобы ритуальные убийства. Суд закончился признанием невиновности Бейлиса в убийстве 12-летнего российского мальчика.
  В 1914 году началась  Первая мировая война, во время которой были убиты два миллиона российских солдат и еще пять миллионов - ранены. Неблагоприятный для России ход войны и тяжелое экономическое положение гражданского населения вскоре привело к изменению настроения и нарастанию  протестов. При этом государственный антисемитизм достиг нового пика. С самого начала боевых действий черта оседлости была средоточием боевых действий в Восточной Европе. В процессе войны также ряд этнических и национальных меньшинств в России был затронут войной - помимо евреев также поляки и народы Кавказа.
   Подозрения в том, что  евреи занимаются шпионажем в пользу Германии из-за их угнетения и лишения прав, а также благодаря владению языком идиш, близким к немецкому, позволили использовать еврейскую общину в качестве козла отпущения за неудачи в ходе войны. Захват заложников из еврейского населения, переселение евреев из близлежащих к фронту районов вглубь России (с предупреждением о немедленном выселении за 24 часа), насилие и грабежи были выражением антисемитской политики государства и его армии. В общей сложности 3,3 миллиона человек были насильственно эвакуированы армейским руководством по обвинению в шпионаже до 1916 года, в том числе около 600 тысяч евреев. Погромы армейских казачьих подразделений не ограничивались грабежами, часто евреев пытали и убивали,  насиловали женщин.  Особенно пострадало из-за  депортаций и погромов еврейское население Галиции, Литвы, Белоруссии, Украины и Польши.     Изгнания начались в сентябре 1914 года, наиболее интенсивно они шли летом 1915 года. Необходимость расселения изгнанных евреев в  России привела к упразднению черты оседлости в 1915 году. 
   Поражение в Первой мировой войне и резкое ухудшение экономического положения населения стали причинами русской революции, начавшейся в конце февраля 1917 года. Февральская революция  превратила Россию из монархии в республику.  Новое руководство страны, Временное правительство, обеспечило равные права всем гражданам России независимо от веры и национальности. Были отменены 140 антиеврейских законов.  Начало революции дало евреям возможность участвовать в политической и общественной жизни,  что также было связано с миграцией евреев из бывшей черты оседлости  в крупные города.  Впервые в российской истории евреи оказались в центральных и местных органах  власти. С созданием Исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов, в России установилось двоевластие, в этом комитете были  представлены и еврейские социалисты, как отечественные, так и зарубежные. Евреи сотнями прибывали из США и европейских стран в Россию, некоторые из них  давно эмигрировали, другие были революционерами в изгнании.   Весной 1917 года две крупнейшие еврейские партии провели свои собственные отдельные "Всероссийские еврейские конгрессы" и быстро расширили свою деятельность в масштабах всей страны. Их программы включали планы для всей России с ее многонациональными гражданами. Началось бурное развитие еврейской культурной жизни и прессы в соответствии с новыми свободами и возможностями.
  Правительство  Керенского поддержали активисты Бунда и партия еврейского пролетариата - Поалей Цион (Сионистская рабочая партия). Якоб Шифф в Нью - Йорке и Ротшильд в Лондоне стали подписчиками «займа свободы» для правительства Керенского и вложили по  одному  миллиону долларов. В Большой синагоге Москвы были собраны 22 миллиона рублей и одолжены Временному правительству.
   К началу марта Временное правительство начало функционировать и издавать новые законы для России, которые существенно повлияли на положение  еврейского населения. Члены Временного правительства придавали первостепенное значение вопросам равенства  национальностей, религий и классов, важным для различных национальных  групп - евреев, народов Кавказа, финнов.
   На заседания правительства от 4 марта встал вопрос  отмены квот, которые ограничивали доступ евреям к образованию. 20 марта председатель правительства санкционировал закон "об отмене ограничений на основе религии и национальности". Все ограничения в правах граждан России действующим законодательством были упразднены не только для евреев, но и других национальных  меньшинств. Была юридически подтверждена   отмена черты оседлости.    Процентная норма была снята не только для еврейских школьников, но и студентов, также был ликвидирован закон об  ограничении вступления евреев в офицерский корпус. Были приняты меры против публичных проявлений антисемитизма. По части законов были сняты девять конкретных ограничений, связанных с правовой дискриминацией в отношении российских евреев. Первые пять касались майских законов 1882 года. Были  отменены все ограничения на места жительства и передвижение, устранено ограничение на приобретение права собственности и иных вещевых прав на какое - либо движимое или недвижимое имущество, а также на владение, использование и администрирование этого имущества, и предоставление или получение ипотечных кредитов. Отменены также ограничения, связанные с участием в бизнесе, в различных коммерческих операциях, в возможностях найма рабочих. Закон позволил всем гражданам иметь равные возможности по допуску к государственной службе, как гражданской, так и военной. Подтверждено право участия в выборах в органы местного самоуправления, в работе на любых должностях в государственных и общественных учреждениях.
  Еще два положения позволяли использование языков, помимо русского, в бизнесе и образовании. Отмена этих ограничений оказала значительное влияние на евреев, так как они сталкивались со строгими квотами и в основном говорили на идише, их родном языке. Многочисленные и обременительные юридические тяготы, которые когда-то усложняли жизнь евреев, были сняты. Процесс принятия новых законов завершился 22 марта. Апрельское заседание десятой конференции Бунда приняло  решение  о создании местных органов культурно-национальной автономии еврейского народа.
    Тем не менее, изменения в национальном законодательстве не гарантировали перемен в антисемитских настроениях в России. Акты насильственного антисемитизма, такие как погромы, ограбления и разрушения часто инициировались правыми контрреволюционными элементами в российском обществе, в том числе черносотенцами, в попытках возврата к монархической власти. Преимущественно антисемитская пропаганда сделала акцент на так называемом «мировом заговоре евреев", целью которого якобы было установление мирового политического и экономического господства. Такое представление глубоко укоренились в русском обществе к 1917 году, в значительной степени из-за широкой популярности фальшивых протоколов сионских мудрецов и других подобных текстов. Казалось бы, при разнообразии религиозных и национальных меньшинств в России и другие меньшинства могли оказаться жертвами подобных вымыслов, но черносотенцы особо выделяли как объект преследования именно евреев. Помимо  основного антисемитского посыла, направленного против евреев, они также  утверждали, что евреи занимают непропорционально важные позиции в революционных политических партиях. Для них  не имело значения то, что еврейские лидеры отказались от какой-либо связи с иудаизмом.
   За восьмимесячный период между Февральской революцией и большевистским переворотом в октябре отсутствие погромов и антисемитских провокаций зафиксировано в течение чуть более одного месяца от 23 февраля до 7 апреля 1917 года. Антисемитские чувства оставались приглушенными в начале Февральской революции из-за того, что российское общество почти единодушно ненавидело царя, а поскольку царь, его окружение и политика были заведомо антисемитскими, многие россияне решили отказаться от юдофобии вместе с отказом от царской власти. "Русские Ведомости" от 22 марта в статье под названием «Уничтожение религиозных и национальных ограничений" заявляли: "Существовала тесная связь между старым режимом и религиозной нетерпимостью, с антисемитизмом, надо полностью очистить Россию от террора царя". Другое объяснение отсутствия погромов в это время в том – что начальная эйфория, связанная с Февральской революцией временно перевесила любые публичные проявления антисемитизма. 
   В последующие месяцы 1917 года, в промежутке между двумя революциями, опять начались нападения на евреев, количество которых заметно увеличилось в течение лета. Учет числа погромов до большевистского переворота свидетельствует, что они происходили - один в апреле, шесть в мае, восемь в июне, три в июле, семь в августе, четыре в сентябре, и одиннадцать в октябре. Антисемитские настроения и акции во многом исходили от  реакционеров из государственных формирований, таких как ополченцы или армейские подразделения. Погромы и другие насильственные антисемитские мероприятия в 1917 году имели место в городах, где обосновались еврейские беженцы, в том числе в Екатеринославе, хотя черносотенцы не проводили различия между беженцами  и местными евреями. В таких условиях обеспечить единодушие по поводу революции и предотвратить любые формы антисемитской активности было невозможно, как и  обеспечить религиозное и национальное равенство. 5 октября  в "Рабочей газете" было сказано: "Надо твердо и четко понимать, что несколько месяцев революции недостаточно, чтобы перевоспитать сразу же массы, которые жили веками в темноте, под гнетом бесправия".
   Политические элиты сознавали растущее недовольство правительством. Одним из шагов к большей стабильности и прогрессу могло бы стать решение вопроса о национальной автономии, если бы этот вопрос был поднят вовремя, в самом начале Февральской революции. Но Временное правительство только в октябре попыталось принять закон, касающийся автономии и федеративного уклада России. В проекте закона говорилось, что "русское государство является единым и неделимым", а также, что «региональная автономия должна быть введена в Российском государстве". Но, из-за назревающих событий Октябрьского переворота это было уже неактуально. Нерешенность национального вопроса на фоне войны и связанных с ней поражений России не сулила еврейскому населению ничего хорошего. В статье в "Русских  Ведомостях" от 20 сентября говорилось, что "еврейское население в бывших областях еврейской оседлости... особенно встревожено наличием насилия и  увеличением вероятности гражданской войны". Позднее, 7 октября в статье в той же газете было отмечено, что при бессилии властей могут произойти грабежи и убийства евреев.
   Через несколько месяцев началась Гражданская война с катастрофическими последствиями для русских евреев. Большинство историков оценило число еврейских смертей в 1918-1920 годах  от 50 до 200 тысяч, в основном в пределах Украины.
   Пройдут еще  около двух десятилетий, и евреи, в том числе и из бывшей Российской империи, столкнутся с фанатичной ненавистью  нацистов, миллионы погибнут в Катастрофе. Затем  последует холодная война, которая включала в СССР преследования и ограничения на иудаизм, еврейскую культуру, язык, иммиграцию. Как только начался развал СССР, это привело к массовому  исходу евреев.


Рецензии
Для информации -

http://www.proza.ru/2017/03/13/728

Любой народ стремится жить по своим традициям!

А какая общая традиция у евреев?

Считать народом только евреев, а остальных своими рабами???

И за это их уважать?

У русских такой традиции НИКОГДА не было!!!

Может быть считать всех людьми и есть основная традиция русских и всех восточных славян?

Аникеев Александр Борисович   14.04.2017 05:33     Заявить о нарушении
Привет из Израиля! Знакомясь с Вашей "рецензией" я обнаружил, что к названию рецензия, как критическому отзыву и оценке моей статьи, написанное Вами не имеет ни малейшего отношения. Заданный Вами вопрос об общей еврейской традиции - " Считать народом только евреев, а остальных своими рабами??? И за это их уважать?" носит чисто провокационный характер. Ведь о подлинных еврейских традициях имеется огромное число материалов в Интернете на русском языке и языках народов мира. Вам, грамотному человеку, выяснить это не составило бы никакого труда. Вы утверждаете, что такой традиции нет у русского народа и восточных славянских народов, а что по-Вашему, у других народов она есть? К сожалению, наличие такой традиции не избавляет даже очень близкие народы от конфликтных ситуаций и потрясений, как это имеет место сейчас между Россией и Украиной.
Ссылка на Вашу статью "Кибуцы Израиля или легко ли жить в раю" http://www.proza.ru/2017/03/13/728 , очевидно,
должна была меня убедить в Вашей объективности и дружелюбию по отношению к Израилю и евреям. В ней жизнь в Изральских кибуцах представлена в положительном свете. Но, познакомившись со статьей написанной через 3 недели "Взгляд некоторых евреев на национальную идею" обнаружил, что евреи Израиля (http://www.proza.ru/2017/04/05/1780)
"Живут между законами первобытного коммунизма общины седой древности в кибуцах и капиталистическими принципами сегодняшнего дня, где в жёсткой конкуренции каждый выживает как может, где человек человеку волк". Неужели за столь короткий срок все поменялось, или просто не ведаете, что писалось Вами до этого?

Александр Вишневецкий   16.04.2017 09:39   Заявить о нарушении
То,что "У русских такой традиции НИКОГДА не было", то здесь я чуть-чуть слукавил, ибо и вам, вероятно, известно кто такие баркашовцы и русские фашисты, но их среди русских очень мало.

Среди любых народов есть ярые националисты, а евреи даже в одной и мононациональной стране общество социально справедливости не создали, единоверия нет, равноправия и социально справедливости не больше, чем в США...

Чем евреи могут похвастаться в плане создания общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

А вот надуть кого-нибудь это всегда пожалуйста, особенно людей другой веры и национальности...

Или я не прав? Мне в процессе своей жизнедеятельности пришлось общаться с людьми многих национальностей, жидов везде хватает, но среди евреев их значительно больше...

А в ваших кибуцах живут, пожалуй, самые добропорядочные, хотя и там всякие есть...

Я собираю всякую информацию и мой взгляд - это взгляд разных людей и убеждений, но пропущенный через моё мировоззрение, мои убеждения и через мой жизненный опыт.


Аникеев Александр Борисович   16.04.2017 11:28   Заявить о нарушении