Настоящее имя украинцев

Игорь Смородин
Вы знаете, уважаемые читатели, как назывался украинский народ в XVII веке во время так называемого "воссоединения Украины с Россией"? ЧЕРКАСЫ. Этот народ назывался только так, и больше он никак не назывался. Вот несколько цитат из работы Андрея Дикого " Неизвращённая история Украины-Руси":

"Осознавши себя, как угнетаемый и преследуемый поляками народ, Украина-Русь искала выхода из невыносимо тяжелого положения в составе Речи Посполитой Польской. И взоры ее передовых людей и чаяния широких народных масс все больше и больше обращались к единокровной и единоверной Москве. Росли и крепли культурно-религиозные связи Киева с Москвой. Расширялись торговые сношения Руси Московской с Русью-Украиной.

Москва всячески поощряла эти торговые сношения, давая ряд льгот купцам с Украины-Руси. Сохранилось много исторических документов, доказывающих покровительство московского правительства украинцам, приезжавшим с товарами в пределы Московского государства: например, по прямому распоряжению правительства был создан ряд “заезжих дворов для купцов из Черкасс”, (тогда в Москве украинцев часто называли “черкасами”) и “литовских людей”, то есть из Украины."[1, C.116]

"Московский купец Кунаков, проехавший Украину зимой 1648-49 г. то есть непосредственно после начала восстания, разбирая его причины, говорит: «жиды черкасов (то есть украинцев) грабили и издевались над ними: как только который черкас выкурит водки или сварит пиво, не сказавши жиду и не снимет перед жидом шапку, жиды придирались к нему, грабили и уничтожали, а его имущество отбирали, жен и детей насильно забирали на работу»."[1, C.132]

"В Московских архивах сохранился богатейший материал об этой массовой иммиграции населения Украины-Руси в Московское государство и отношение к иммигрантам Московского правительства.

В общей инструкции воеводам пограничных московских воеводств приказывается: «чтобы черкасам переселенцам не было ни от кого никаких кривд и убытков – чтобы их лошадей и всякого скота никто не крал и не отбирал, а сам воевода был к ним ласковый и приветливый». По отношению к тем, которые бы хотели вернуться – инструкция приказывает разрешать им «свободное возвращение со всем имуществом».

«Черкасов добрых, семейных, записывать на службу и наделять их пахотными землями, сеножатями и всякими выгодами» – говорит дальше инструкция воеводам.

Кроме того оказывалась и государственная помощь новоприбывшим, о размерах которой можно судить по сохранившимся отчетам-донесениям воевод.

Так воевода Севский в 1639 году сообщает о помощи оказанной «черкасам и переселенцам из Литовской земли»: выдано «государевого жалованья за выход» по 5 рублей мужчинам; матерям и женам по полтора рубля; детям от 15 лет и старше – по рублю, а младшим по полтине. Кроме того выдано натурой: семейным по 5 четвертей ржи и 2 пуда соли, а одиноким по 3 четверти ржи и по 1 пуду coли. Для поселения им отведены усадебные участки для построек их жилья и по три десятины в каждом из трех полей (то есть по 10 гектаров пахотной земли). Ежегодное жалованье «за несение царской службы» было назначено: атаманам по 7 рублей, есаулам по 6 рублей, а рядовым по пяти рублей.

Приблизительно в таких же размерах оказывалась помощь переселенцам и в районах других воеводств, а также на полупустых землях будущей Слободской Украины (Харьковщина), которая и название свое получила от «слобод» – свободных поселений, которыми селились переселенцы. Давалась также – в разных местах различно – и помощь «на дворовое строение», то есть на приобретение строительных материалов.

Точных статистических данных о числе переселенцев не имеется. Но что число это было не малое, видно из разных косвенных источников. Так, в г. Короче в 40-х годах XVII века отдельной слободой жило 440 семейств «черкасов» (то есть украинцев). Сходные цифры мы видим и во всех остальных московских пограничных городах: в Путивле, Севске, Валуйках, Белгороде, а кроме того густые поселения в районе Чугуева, где обосновался и бежавший с 3.000 своих сторонников гетман Острянин. «Черкасские слободы» встречаются не только в приграничных районах, но и значительно севернее: в Кромах, Ливнах, Орле и в других городах."[1, С.133-134]

Тот факт, что сам Андрей Дикий считал украинцев русскими,оставим на его совести.

О расселении черкасов-украинцев по территории Великой России говорят следующие красноречивые данные топонимики:

Белгородская область — с. Черкасское, Яковлевский район
Брянская область — д. Черкасская Алешня, Дубровский район
Витебская область — с. Черкассы, Лиозненский район (Белоруссия)
Волынская область — с. Черкасы, Ковельский район (Украина)
Днепропетровская область — Черкасское, Новомосковский район
Донецкая область — пгт Черкасское, Славянский район
Киевская область — 1) с. Черкас,
2) Черкас, Белоцерковский район (Украина)
Курская область — с. Черкассы, Октябрьский район
Липецкая область — 1) с. Черкассы, Елецкий район;
2) слобода Черкасская, Измалковский район
3) деревня Черкасские Дворики, Елецкий район
Львовская область — с. Черкасы, Пустомытовский район (Украина)
Оренбургская область — с. Черкассы, Саракташский район
Орловская область — д. Черкасская, Кромской район
Ростовская область — 1) г. Новочеркасск, столица Донского казачества;
2) ст. Старочеркасская, древняя столица Донского казачества
3) хутор Черкасский
Самарская область — с. Кинель-Черкассы, Кинель-Черкасский район
Саратовская область — Черкасское, Вольский район
Смоленская область — 1) д. Большие Черкасы,
2) Малые Черкасы, Смоленский район
Тверская область — с. Дмитрово-Черкассы, Калининский район
Тверская область- д.Черкасово, Молоковский район
Тульская область — с. Черкассы, Ефремовский район
Харьковская область — 1) с. Черкасская Лозовая, Дергачёвский район
2) с. Черкасские Тишки, Харьковский район
3) с. Черкасский Бишкин, Змиёвский район
Черкасская область — г. Черкассы (Украина)
Челябинская область — п. Черкасы, Кизильский район
Республика Башкортостан — 1) посёлок Новые Черкассы, Орджоникидзевский район Уфы
2) Старые Черкассы, Уфимский район
3) Черкассы, Давлекановский район
4) Черкассы, Стерлитамакский район
Республика Карелия — деревня Черкасы, Медвежьегорский район
Республика Татарстан — село Старый Черкас, Мамадышский район

Теперь зададимся вопросом: когда впервые появились современные украинцы-черкасы на территории современной Украины и откуда, то есть где их Прародина?

На этот вопрос нам отвечает старый русский историк Болтин:

"В 1282 году Баскак татарский Курского княжения» призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими Слободы под именем Казаков». Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев «к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою Черкасы» (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой-то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась «Землей Касак», а источники более поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте.[2]

Таким образом современные украинцы впервые пришли на территорию Украины в 1282 году, основав первый чисто украинский город Черкассы(чуть позже черкасы основали Запорожскую Сечь), а их Прародиной является Пятигорье или Кубань.(см Википедия: Пятигорские черкасы). Так что претензии Яроша на Кубань вполне логичны - именно там находится Прародина украинского(черкасского) народа.

Появившись на территории Украины в качестве подручников золотоордынских ханов для исполнения военно-полицейских функций против местного русского населения, черкасы после 1380 года постепенно переходят на русскую сторону и начинают интенсивно заселять то Дикое поле, чем являлась современная Левобережная Украина в течение XIII - XVII в.в.

Главным отличительным признаком черкасов, отличавших их от других народов, являлся длинный чуб-оселедец на бритой голове. Именно благодаря этому признаку этот народ получил своё современное прозвище - хохлы:

"Эпоха от 1240 г. по 1360 г. была наилучшей для жизни Казачьего Народа под покровительством Монгольской державы. Знатные ордынские казаки той поры имели вид очень грозный и внушительный и поголовно имели знак принадлежности к социальным верхам казачьего общества. Это чуб - оселедец, основанный на обычае издавна принятом у Черкасов на Кавказе. Иностранцы писали о них: «Носят длиннейшие усы и тьму оружия при себе. На поясе в кожаной сумочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на макушке длинный пучок волос в виде косички»."[3]

 
Иностранец, на которого ссылается автор цитируемой статьи Сергей Волгин, - это Джорджио Интериано, генуэзский историк, этнограф, путешественник, известный как автор самого раннего, первого в Европе (1502 г.) описания Зихии (Черкесии), отдельной книгой (монографией), с наименованием «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование.» (лат. La vita et sito de sichi, chiamati circassi).

Вот более полная цитата из труда Интериано:

"Носят сапоги и ботинки, надеваемые одни на другие и очень нарядные, а также широкие холщовые шаровары. Усы носят длиннейшие. Имеют также [при себе] всегда на боку прочее свое снаряжение, а именно, огниво в красивом кожаном кисете, которые делают и расшивают их женщины. Носят с собою бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный, как говорят иные, для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством."[4]

В этой цитате хорошо видны украинские казачьи шаровары и причина оставления на голове чуба-оселедца.

В каждом поселении, которое основывали черкасы, существовал майдан - широкая площадь в центре поселения, где расположен храм, рынок и местное правление; у Казаков в старину на Майдане сходились народные собрания - Круги для решения общественных дел; у Некрасовцев «решить дело на майдане» значит - вынести общее постановление.[2]

А вот сколько сёл с именем Майдан на Украине:

; Майдан — село в Винницком районе Винницкой области.
; Майдан— село в Тывровском районе Винницкой области.
; Майдан— село в Ковельском районе Волынской области.
; Майдан — село в Маневичском районе Волынской области.
; Майдан— село в Славянском районе Донецкой области.
; Майдан — село в Емильчинском районе Житомирской области.
; Майдан — село в Олевском районе Житомирской области.
; Майдан — село в Межгорском районе Закарпатской области.
; Майдан — село в Тысменицком районе Ивано-Франковской области.
; Майдан — село в Дрогобычском районе Львовской области.
; Майдан — село в Жолковском районе Львовской области.
; Майдвн — село в Дубенском районе Ровненской области.
; Майдан — село в Костопольском районе Ровненской области.
; Майдан — село в Гусятинском районе Тернопольской области.
; Майдан — село в Валковском районе Харьковской области.
; Майдан — село в Летичевском районе Хмельницкой области.
; Майдан — село в Испасском сельском совете Вижницкого района Черновицкой области.
; Майдан — село в Лукавецком сельском совете Вижницкого района Черновицкой области.

Русского и украинца легко отличить по фамилиям. У русских большинство фамилий оканчивается на -ов, -ев, -ин. Наиболее типичными для Украины являются фамилии на -енко или -ко. Сегодня это такой же маркер украинца, как хохол на голове в XVII веке. Откуда взялись эти фамилии?

Фамилии, оканчивающиеся суффиксом «-енко», считаются наиболее типичными для украинцев, и не потому, что составляют наибольшую группу, а потому, что практические не встречаются у других славянских народов. Тот факт, что подобные фамилии получили распространение в России объясняется тем, что украинцы после присоединения к Московскому государству в 1654 году составляли вторую по численности после русских этническую группу.

Исследователь Степан Бевзенко, изучавший реестр Киевского полка середины XVII столетия, отмечает, что фамилии оканчивающиеся на «-енко» составляли примерно 60% от всего списка фамильных имен полка. Суффикс «-енко» – уменьшительный, подчеркивающий связь с отцом, что буквально означало «маленький», «молодой человек», «сын». Например, Петренко – сын Петра или Ющенко – сын Юська.

Впервые природу этого типа украинских фамилий установил в начале XX века российский лингвист Л. Г. Лопатинский:

В начале XX в. видный русский лингвист-кавказовед Л. Г. Лопатинский обратил внимание на ряд суффиксов русского языка, совпадающих с соответствующими суффиксами адыго-черкесских языков, например, -ко в адыгском «сын» и ряд других (ср. украинские фамилии типа Лысенко, дословно «сын лысого», Ткаченко - «сын ткача», Шевченко - «сын швеца» и т. п.; ср. также топообразования: Киевщина, Полтавщина и другие при адыгском щы - «место, округа, стоянка»). Подводя итог своему исследованию, Л. Г. Лопатинский писал: «По моему мнению, между черкесским и русским, и в особенности южнорусским -ко существует историческая связь» [5, C. 47]

В современной науке этот тезис Лопатинского стал практически безальтернативным.

Всё разное у русских и украинцев. У украинцев майдан, у русских вече. У украинцев борщ, у русских щи. У украинцев вышиванки, у русских косоворотки. У русских былины и сказки,у украинцев думы. У русских избы, у украинцев хаты. У русских государство, у украинцев ...

Тем не менее до сих пор в России очень много людей продолжают считать русских и украинцев одним народом. И в этом корни фатального взаимонепонимания двух народов. Ведь если Путин говорит,что русские и украинцы один народ, а Порошенко истерит,что Путин хочет раскрасить Украину в цвета русской национальной идентичности, то что в этом хорошего?

А вот если бы украинцы переименовали не несущую никакого этнического смысла Украину в Черкассию, а столицу из основанного русскими Киева перенесли в основанный украинцами город Черкассы, то очень многое в отношениях между двумя соседними народами переменилось бы. Как минимум стали бы воспринимать друг друга более объективно, чем сейчас.

Ведь как назовёшь корабль, так он и поплывёт...



                Литература:

1.Андрей Дикий "Неизвращённвя история Украины-Руси.", М: Алгоритм, 2014.

2.Казачий Словарь-Справочник в 3-х томах под редакцией Г.В. Губарева и А.И. Cкрылова(Сан-Ансельмо, Калифорния, США. 1966-1970 гг.)

3.Сергей Волгин "Давние казачьи
4.«Быт и страна Зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование», Венеция, 1502 (издание Альдо Мануция) — перевод с итальянского Пенчко Н. А. (публикуется
5Л. Г. Лопатинский. Суффиксы русского языка. Влияние кавказских языков на их образование.- В кн.: «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. 31. Тифлис, 1902.