Моя русская подруга

Лариса Часовская
Фото из инета...

Есть у меня русская подруга - с украинской фамилией - Оберемко.
Надя, Надюшка, Настенька - ей так идет это нежное имя - Настенька...
Помните мультик из детства - "Аленький цветочек"? - было у отца три дочки - кто знает - как звали двух первых? -
 вот - и я не знаю... - а как он ласково называл младшенькую? - Настенька...
С Надей мы учились в одном классе - иногда - когда я по какой нибудь серьезной причине - жила у бабушки в деревне, -
например в первый класс меня не взяли в городе в школу т.к. мне не хватало 20 дней до семи лет, а я уже читала и писала
и две мои соседки подружки моего года, (но январская и мартовская) шли в школу - а мне - что еще год сидеть дома???
И мама решила меня отвести в деревне - там 20 дней никого не смутили))). Или когда мои родители переезжали из одного города - в другой, или когда бабушка заболела ногами - и ей было трудно самой... В общем время от времени - мне приходилось учится в сельской школе. Но жили мы с Надей - далеко друг от друга - в разных селах) - но в школе наши парты были рядом - она сидела со своей подругой, а я на следующей парте - со своей подругой-соседкой - с ними мы дружили по дороге в школу и дома.)))
А в школе мы с огромным удовольствием общались с Настенькой(так все мы  называли Надю) - и всегда сокрушались - что ж мы так далеко живем?!
Надюшка была худенькая, "легенькая" девочка со светлыми, густыми, длинными, волнистыми и непокорными волосами!Они всегда пушились вокруг её улыбчивого лица и она была похожа на солнышко! Глаза ее были того удивительного цвета - василька полевого. Она всегда была весела, доброжелательна, и когда другие девчонки язвили в чей-то адрес(ну знаете эту девчоночью вредность подростковую?))) - она всегда одергивала их - "Ну зачем?, не надо!"
Мы её все любили и звали - Настенька.
И потом - по прошествию лет - когда я приезжала на родину - мы всегда встречались - и радости нашей - не было предела!
А годы так летят... так летят... вот уже нас собрали на 20 лет... на 25, и на 30... и после встречи в школе - мы всем классом шли к нашей Надюшке - накрывали стол, как водится)) - и сидели всю ночь до утра - вспоминая школьные годы...
И вдруг война пришла на наш Донбасс! И по началу - не понятно было - воевали со стороны Киева - т.е. с северо-запада - а мы на самом юго-востоке Луганской области... но дальше - хуже... - а всё хочется надеяться на лучшее...
Потом укры решили отбить этот кусок границы с Россией у ополченцев наших - а она рядом с нашим городом...
Снаряды стали падать просто рядом... КАААК БУХнет!!! - бежим на балкон своего 9-го этажа - и смотрим - где задымилось?
Решили с мужем уехать на время - в надежде - что скоро это закончится...
И поехали мы в родные места - к Настеньке моей.
Господи - что с ней было! Радость что я приехала и что живая - это понятно. Но она каждый день смотрела телек - сводки с Донбасса и плакала!Я уже ей и так и этак:"Надя, милая - ну нельзя же так!!! ну что ты рвешь свое сердце!
да не смотри ты их вообще - эти новости!!!" Она в ответ:" не могу не смотреть! - и смотреть нет сил! и вот каждый день плачу!
Ну почему? почему так??? ведь сколько лет - родные были!!! ну как же так? ведь войну какую вместе пережили - победили!
Ведь сколько родственников, семьи совместные! ну почему, откуда это???"
А попозже - она мне стала рассказывать - как они искали могилу родного дяди Николая - брата отца.Отец вернулся живым с войны - а его родной брат погиб - а где - никто не знал...
Вот ее рассказ:
Всегда хотела найти его могилу - даже писала куда-то и ничего... ну и жизнь она ж у нас какая - то одно - то другое...
Думать думаю - а сделать - вот завтра - да вот с понедельника... а когда уже появился интернет - говорю сыну - Всё, ищи!
Как хочешь! И хоть не сразу - но вдруг - хоп - и находит!И не очень далеко - на Юге Донецкой области в большом и красивом селе Чермалык - на берегу Павлополького водохранилища.
Сразу же в выходной собрались и поехали! Купили цветы, едем и говорим - как найдем? В каком состоянии могила - наверное давно не только травой поросла - но и с землей сравнялась... Приезжаем, видим женщину - там работает и спрашиваем: А нам бы найти могилу Оберемко Николая Тимофеевича... Она: А вы кто ему? - Племянники родные! Женщина:"Господи!Радость то какая! пойдемте - я вас отведу!"
Приводит - могила вся ухоженная, цветы посажены, оградка покрашена... Мы спрашиваем:"кто ж ухаживает за могилой?" -
"Как кто? так мы все и ухаживаем - а как же? - ведь он за нас жизнь свою отдал! - вы подождите - не уезжайте - я ж побегу - людей позову, порадую их - нашлись родные Николая нашего!"
Пришли люди - обнимают нас - благодарят за дядю, плачут вместе с нами! А потом пригласили нас на 9 мая к 10 часам - на торжественный митинг в честь Дня Победы, чтоб мы непременно приехали - и отца с собой привезли, мы конечно согласились.
Пришло 9-ое мая - встали пораньше, все в сборах, - то одно, то другое, да и дорога не самая близкая, в Ростове пробки...
Время 11-ть часов, начало 12-го а мы только подъезжаем...
И что? - оказывается - собралось всё село - приехали представители из района и мэр города и вся администрация  и ветераны и все жители - а не начинают - а стоят и все ждут нас! Как будто мы самые главные на этом празднике...
Когда мы приехали - нас так встретили!!!Начали мероприятие - мы в центре внимания(просто не удобно было).
Благодарили отца все за то что сражался с фашистами, что и он и брат - положили свои силы и здоровье - а дядя и жизнь - за освобождение их родного города и всей страны!!!Отца чуть не на руках отнесли к могиле брата.
Отец так расчувствовался - плакал не скрывая и не стыдясь слез...
Провожали нас - как самых дорогих гостей!
Просили приезжать впредь!"
"Вот такое рассказала моя Наденька тогда, - меня очень растрогала эта история и я сказала, что непременно об этом напишу подробный рассказ!
Но "наша жизнь - она какая"?) - а тем более в нашем тогдашнем неопределенном положении - без дома, без доходов... - от Нади - поехали в Москву к дочке(одна комната - спали в кухне на надувном матрасе))), потом в Костромскую обл., позвал бывший начальник мужа - на работу, там не долго "музыка играла"... - вернулись в столицу снова... потом уже дети нам купили "домик в деревне") - короче с этими скитаниями - было не до рассказа...
А теперь вот я уже забыла - многие подробности Надюшиного рассказа, о Русском Солдате Гвардии лейтенанте, командире танка Оберемко Николае Тимофеевиче - отдавшем жизнь в борьбе с фашистами и похороненным на Украине, - и то - КАК встречали и что говорили и как радовались жители Украины приезду его брата и родственников...
И разные другие мелочи... - да - впрочем - действительно - мелочи - суть то я хорошо запомнила и надеюсь - передала!
И вот после своего рассказа моя Настенька спрашивает в который раз:"Ларочка, как это? что это? почему? что случилось???
Почему гибнут люди??? за что гибнут люди??? что случилось с нашими братьями???"
А я не знаю - ЧТО ответить мне своей русской подруге Наденьке (с украинской фамилией) - Что ответить этому доброму, с большой и открытой душой человечку - так искренне переживающему за каждого пострадавшего в этой глупой гражданской войне?
Кто мне может сказать - каким должен быть ответ?