4. О статье А. И. Щербакова в книге воспоминаний

Михаил Самуилович Качан
В уже многократно цитируемой мною книге воспоминаний старожилов Академгородка помещена статья А.И. Щербакова «Как, когда и зачем появился в новосибирском Академгородке «Объедком профсоюза СО АН».

Правда, Щербаков никогда в Академгородке не жил, но всёе же в течение почти 4-х лет (с мая 1959 по ноябрь 1963) он был освобожденным профсоюзным работником – первым заместителем председателя ОКП СО АН.

Последние два года из них территориально ОКП находился на ул. Спортивной (Жемчужной) в Академгородке.

В период работы того состава комитета профсоюза и не без участия Щербакова была создана лыжная база им. Алика Тульского, начала создаваться Водная база около Шлюза, начал строиться пионерлагерь «Солнечный», открылось кино в конференц-зале Института геологии и геофизики, и был создан (пусть на бумаге) клуб СО АН, при котором кино и функционировало, работала ранее созданная еще в Новосибирском Филиале АН СССР база рыбаков в селе Боровое на левом берегу Обского водохранилища.

С 1959 и до марта 1961-го я, как председатель бытовой, жилищной и детской комиссий Академгородка, замыкался в профсоюзном комитете СО АН именно на него – но всё, что он мне поручал и что потом спрашивал, – это в основном рассмотрение жалоб, которые стекались к нему. Всё, что он пишет в своей статье о работе по торговле, быту, детству, жилью в первые четыре года, к нему лично отношения не имеет. Он этим не занимался. Меня он, разумеется, нигде даже не упомянул. Ну, да бог с ним.

А вот движением за коммунистический труд в науке он точно постоянно занимался. И сделал, на мой взгляд, невозможное – защитил на эту тему кандидатскую диссертацию в 1967 году.

И несколько поправок к его статье в этих «Воспоминаниях».

И первый председатель ОКП СО АН к.т.н. Николай Александрович Мосиенко, и второй председатель – д.т.н. профессор Виталий Петрович Сигорский проработали по два года с марта 1959 по март 1961-го – первый и с марта 1961 по ноябрь 1963-го – второй (Щербаков пишет, что Мосиенко проработал один год). Команда Сигорского-Щербакова ушла не в 1964, а 15 ноября 1963 года.

Газетой «За науку в Сибири» Щербаков не мог заниматься после ликвидации парткома СО АН в 1964 г., потому что в СО АН уже не работал. По этой же причине не обучал он в 1964 году 2000 профактивистов.

Команда Сигорского-Щербакова ушла в ноябре 1963 г., не потому что в выборные органы разрешалось избираться не более двух раз, а потому что они крупно не дорабатывали и потеряли авторитет.

Это относится как к Сигорскому, манкировавшему своими обязанностями, так и к Щербакову, весьма посредственному организатору, более всего и прежде всего, занимавшемуся в период работы в профсоюзе надуманным движением за коммунистический труд в науке.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/24/446