Корни

Рустам Тухватуллин
ТАМЫРЛАР (КОРНИ)
Когда меня, семилетнего, родители перевезли из родной деревни Новый Кинер в г. Альметьевск, я почти сразу заболел. И болел первые три года. Чем только не переболел! И двустороннее воспаление легких, и гнойный аппендицит, когда хирург Поляков буквально вытащил меня с того света, и тройной перелом ноги, еще стоял на учете в туберкулезном диспансере, я уж не говорю о мелких болезнях типа ангины и т.п. По три – четыре месяца за год я не посещал школу, но почему-то умудрялся хорошо учиться, четверки у меня были по пению, рисованию, а по всем основным предметам – пятерки, хотя я приехал в Альметьевск, не зная ни одного слова на русском языке. И только к четвертому классу мне удалось окрепнуть и победить все болезни. И потом несколько десятилетий я не болел. И вот только недавно в результате размышлений я понял причину этих детских болезней. ТАМЫРЛАР! ;ЗЕЛГ;Н ТАМЫРЛАР! Это КОРНИ, ОБОРВАННЫЕ КОРНИ! Наверное, все огородники знают, что когда крепкую помидорную рассаду пересаживают из ящика на постоянное место, то эти неприхотливые растения первое время сильно болеют, некоторые даже могут погибнуть. Болеют потому, что при пересадке обрываются корни, и, пока растения не пустят новые корни в новой почве, растения выглядят увядшими, у них отмирают нижние побеги. И только через неделю-две помидорные кустики вновь начинают бурно расти. Так же было со мной. Я уже в деревне успел пустить крепкие корни, у меня были друзья, целыми днями мы пропадали на природе, на свежем воздухе. Я даже в Новом Кинере два месяца проучился в школе с Иреком в одном классе, прекрасно помню свою первую учительницу Сабиру-апа, она каждому первокласснику подарила открытку с написанным ее рукой поздравлением с началом учебы. Эта открытка сохранилась в папином архиве. Я до сих пор помню, с какой гордостью я шел из школы домой, стуча новенькими сандалиями по деревянному тротуару, на мне – новенькая красивая школьная форма – как у военных - с ремнем и фуражкой, на спине – ранец, и бабушки, сидящие на скамейках возле своих домов, говорят: «Смотри, какой красивый мальчик-школьник идет!», и у меня словно крылья от счастья вырастали, настолько я был горд тем, что уже учусь в первом классе! А вот мой младший брат Мансур и сестренка Фарида еще не успели пустить корни, поэтому после переезда в город они болели значительно меньше меня. И что интересно – оборванные корни, оставшиеся в Новом Кинере, все звали и звали меня. Я тосковал по родной деревне, я вспоминал каждый поворот речки, каждое дерево на берегу, вспоминал запруду, вспоминал даже камушки, по которым журчала наша чистая-чистая речка, помню рыбешек, которых мы вылавливали в этой речушке, вспоминал старую почерневшую деревянную ветряную мельницу, вспоминал наш дом, и дом дедушки и бабушки, фруктовый сад, вспоминал моего друга детства Ирека. И пятьдесят лет эта ностальгия не отпускала, бередила душу, мне снилась моя деревня, мне снилась речка, снился родник. Так хотелось хоть разок пройти по этим местам! Но как поехать, ведь никого из знакомых, наверное, уже не осталось, да и друг детства Ирек, наверное, тоже давно уехал из деревни, к тому же, я забыл его фамилию. И вот, когда более чем через полвека я начал перебирать папин архив с целью подготовить книгу к его юбилею, вдруг наткнулся на открытку, которой мой друг Ирек поздравлял меня с Новым 1962-м годом, и которая была подписана «Ирек Исмагилов», на меня опять накатила волна ностальгии, ведь я теперь знал фамилию Ирека. И тут же сел и написал письмо на имя директора школы, в которой упомянул, что мой дедушка и моя мама работали в этой школе учителями, и что у меня в детстве был друг Ирек Исмагилов, и что мне очень хочется приехать в родную деревню. И каково же было мое удивление, и какая радость меня охватила, когда через несколько дней после отправки письма мне позвонил мой друг детства Ирек, и пригласил меня с семьей в гости! Это было чудо какое-то! И летом 2012 года я с семьей поехал в Новый Кинер, и вместе с Иреком мы прошлись по знакомым с детства местам, речке, я попил воду из родника, мы заходили в наш бывший дом, который строил папа, и что удивительно – дом сохранился великолепно, и даже потолки словно из новых досок, хотя дому уже было 55 лет, а на следующий день работники библиотеки устроили замечательный незабываемый литературный вечер, посвященный моему отцу – все это тема отдельного рассказа. До сих пор помню свое странное состояние: когда я приехал из той незабываемой поездки к своим корням обратно в Альметьевск, то был настолько переполнен эмоционально, что некоторое время боялся наклониться – мне все казалось, что эти сказочные, радостные и ошеломляющие ощущения выплеснутся из меня, как из переполненного водой стакана. С тех пор я несколько раз побывал в Новом Кинере, участвовал еще в нескольких литературных вечерах, проведенных в библиотеке и в гимназии, участвовал в съемке телевизионного фильма, посвященного Рафаилу Тухватуллину, в издательстве «Рухият» вышла книга, посвященная папе, а в Новом Кинере и в Арске у меня есть теперь новые друзья и знакомые. И все это – результат того, что оборванные много десятилетий назад корни, оставшиеся в родной деревне, настойчиво звали и звали меня, не давали забыть себя, бередили душу ностальгическими воспоминаниями и снами, и, в конце концов добились своего. Теперь, когда вспоминаю родную деревню, на душе становится тепло, сразу перед глазами вижу новых друзей и знакомых – таких талантливых, красивых, приветливых людей. Так мои оборванные корни соединились и подпитывают меня энергией родной стороны, родной деревни. И еще: я убедился, что для того, чтобы ностальгия не мучила, надо действовать.