Вечный выбор

Николай Ржевский
Вечный выбор
Где еще можно поговорить так спокойно, не торопясь, как в больнице?  Даже в пивной так не поговоришь, ибо пиво когда-то заканичвается, а уж на кухне,-так и вообще всегда что-то мешает: то каша пригорит, то посуду надо помыть, то позвонит кто-нибудь. А в больнице вечером тишина, никто не беспокоит, делать нечего,  да и отвлечься как-то надо от своих болячек. Вот и судачат соседи по палате и братья по несчастьям.
Мои соседи по палате оказались разговорчивыми. Да и почему не разговориться? Никто никого не знает, завтра выписка, все разъедутся , и не дай Бог встретиться еще раз. Можно говорить  что  вздумается. Обсудили всё, что  на ум пришло, и  неожиданно выяснили, что симпатичный старичек, оказывается, совсем недавно  приехал  из  Германии. Стали расспрашивать, что, как, почему вернулся, когда обратно. Оказывается, он уехал в Германию лет пятнадцать тому назад, а вернулся совсем недавно, оставив там жену,  детей, и, как он утверждал, вернулся навсегда, к брату.  Правда это, или вымысел, мне сказать трудно, но старичек объяснил свой отъезд тем, что на улицах Германии  стали все чаще попадаться  националистические молодчики с фашистскими лозунгами, свастикой, которых он не переносил «на дух» по причине, оставшейся для нас тайной. Откровенно говоря, слова этого старичка как-то не вязались с тем, что мне доводилось слышать от других эммигрантов в Германии, которые жили на социальные пособия.  Они получили приличные  квартиры, полноценное медицинское обслуживание,  пенсию, достаточную для  безбедного проживания , которой хватало даже на  поездку в летнее времия  на Средиземное море в приличный отель с пляжем и пальмами.  Нашим пенсионерам такое и не снилось, но зато, чтобы прилично прожить, они как правило, все подрабатывают . У нас это не запрещено. А вот в Германии,- вмиг снимаут с «социала», поэтому  и жалуются наши эммигрантиы- пенсионеры только на скуку, да  на отсутствие работы.
    Я , наверное, забыл бы об этом разговоре, если бы  на одном из  вечеров в Доме Анны Ахматовой поэт Евгений Лейзеров  не прочитал строки из  стихотворения Ольги Бешенковской, которая последние годы своей жизни тоже жила в Германии: «Стремятся все в Россию умирать, а  жить- так вся Россия- за границу».
      Получается, что старичек был не исключением, а, как «стремятся все».  Почему так? В памяти возникли истории, на которые я раньше не обращал внимания, полагая, что это исключения из общего правила. Иногда (совсем не часто)  рассказывали о том, что возвращались в Россию, не только разочаровавшиеся  эммигранты, уехавшие уже в наше время  на более комфортное существование за рубеж  в  США, Канаду, Израиль, Германию. Возвращались даже потомки белоэммигрантов, которые не по своей воле были выдворены, или бежали, спасаясь от  красного террора.  Некоторые из них родились и воспитывались за рубежом, но при первой возможности семьями возвращались в Россию, часто со стариками- родителями, которых хоронили в родной Земле.  Некторые даже оставляли за границей  своих детей. Дети ведь  были уже вторым, или  третьим поколением  эммигрантов, ничего не знали о России и, естественно, не хотели менять свой образ жизни.  Пожилые пары приезжали, чтобы ступить на родную землю и в ней быть похороненными. Я знал две такие  семьи, мне было очень любопытно узнать причины их возвращения, но спрашивать было не удобно. Да и что они могли ответить? Что выполняли заветы своих родителей, дедов?  Похоже, что так, если судить по словам  высокородных российских эммигрантов, которые иногда уже в весьма почтенном  возрасте с энтузиазмом получают российские паспорта, не проявляют агрессии к  стране, которая была Родиной их родителей, вынужденно эммигрировавших, чтобы  спастись самим и спасти своих детей.
Наверное, Ольга Бешенковская тонкой интуицией поэта  поняла эту удивительную черту настоящих русских из бывших   дворян, ителлигентов, офицерства, духовентсва , купечества,  которых большевики «выкосили» , практически,  под корень,  и из нынешних настоящих русских людей, что и   выразила  простым, но глубоким и ёмким поэтическим словом.   
       Часто , переписываяь со своими коллегами и друзьями, уехавшими на жительство за рубеж, я ощущаю некое чувство скрытой вины у одних и резкую агрессию у других. Один из эммигрировавших поэтов даже  срифмовал «Родина- Уродина».  Мне понятно, что  человек ищет место, где ему лучше, но мне не понятно, как можно ненавидеть свою Родину,- место, где человек родился, вырос, где оставил не только могилы отцов, но и своих  нынче здравствующих друзей, а иногда и родственников?  Как можно ненавидеть свою мать, отца? А ведь Родина,- это тоже мать. Это земля, на который человек вырос.  Понятно, что на этой земле жили и творили свое грязное дело разные подонки, но причем здесь весь народ, который и есть Родина? Березки есть не только в России, а вот русский народ есть только  в ней- многострадальной. И этот русский народ включает в себя много разных народов  больших и малых, а не только собственно  русских по национальности. В этом народе были, есть и будут порядочные, отзывчивые, трудолюбивые,  честные  люди, но были , есть и будут подлецы и жулики, как, впрочем, во всех народах. Различие стран и народов  не в том, что где-то патриотов больше, а где-то меньше. Различие  в отношении большинства  к терпимости, или нетерпимости  к подлым и в пропорции  между подлыми и порядочными ( которая в значительной степени  зависит от терпимости). Нынче мы, в России как-то уже привыкли к тому, что «коррупция носит системный характер», а тон задают , в основном, «жулики и воры». Мы  привыкли  считать такое положение обычным, слабо реагируем на него и не предпринимаем никаких активных действия для исправления ситуации. Этой своей «покладистостью» мы вызываем соответствующее осуждение из-за «бугра», иногда весьма обидное, когда нас упрекают в рабской психологии, называют «ватниками», « совками». Однако, самое удивительное в том, что многие из нас продолжают любить свою Родину, остаются патриотами. Почему?
    Чувство привязанности к месту, где родился и вырос совершенно естественное. Рыбы огромными косяками, пересекая океан, возвращается в ручей,  в котором они из икринки превратились в мальков, чтобы продолжить свое потомство. Птицы стаями , пересекая континенты, возвращаются в родные места, чтобы вырастить птенцов. Даже домашние кошки и собаки, которые случайно оказались забытыми во время путешествия с хозяевами, стремятся домой и иногда  возвращаются , даже  через несколько лет, преодолев сотни километров пути.
У людей привязанность с месту своего рождения называется патриотизмом. Как и со многими другими  понятиями, это простое и естественное качество человека, в случае необходимости, легко трансформируется в политический  призыв. Нынче спекуляция на патриотизме стала обычным явлением.  И вот уже любой, кто критикует правительство, кто выражает недовольство существующим порядком считается «непатриотом», а патриотом,- наоборот,- тот, кто громко кричит «одобрямс» любому мероприятию. 
На мой взгляд, патриотизм,- это одно из качеств  человека, которое у одних есть, а у других его просто нет. Судя по всему патриотизм воспитывается, передается из поколения в поколение и влечет одних на Родину, даже   если они на этой Родине никогда и не были, а других, у которых   чувства патриотизма нет, оно, естественно, не волнует, и им комфортно в любом месте, где удобно жить. Чувство патриотизма, безусловно, вызывает уважение по той простой причине, что оно  естественное, однако, если его  у кого –то нет, то это вовсе не означает, что человек плохой.  А вот выражать неуважение к своей Родине не имеет права никто, ибо Родина,- это и мать, и отец, и могилы предков. Человек  имеет право сделать свой выбор,- любить, или не любить Родину. Он делает свой выбор так, как ему удобнее, сообразно своим убеждениям и воспитанию. Только предавать и оскарблять  Родину нельзя,  в этом не должно быть выбора. И спекулировать  на чувстве патриотизма тоже нельзя, тем более, когда к патриотизму призывают те, кто просто обворовывает свой народ, то есть,- свою Родину.
    Кстати, к  таким же естественным чувствам  человека можно отнести и настороженность по отношению к людям другой национальности или расы.  В детстве, играя в одной песочнице , малыша не интересует, какой национальности   или  расы его сосед. По мере взросления появляется чувство общности с теми, кто находится рядом, кто привычнее. Так  мальчишки из одного двора , часто соперничая и размахивая кулаками друг перед другом, забывают о своих раздорах, если появляется кто-то из другого двора. Всем хорошо известен с детства клич «наших бьют» . Почему «наши»? Да потому, что понятные, близкие, а «не наши»,- которые  из другого двора ,- другие, не понятные, чужие.
    Со временем, в результате общения,  эта настороженность проходит. Убедительным примером может служить интеграция  бывших  рабов, черных африканцев в свободное общество Соединеных Штатов Америки.  Иными словами, настороженность по отношению к «другим»,- вполне естественное чувство, но какие политические дивиденты это чувство может принести при умелом манипулировании! Стоит только убедить какую- то часть населения, что  другие,- это более низкая раса или   национальность, что они должны служить и работать на более «высоких», как разыгрываются грандиозные трагедии: восстания рабов в древние времена, бунты крепостных крестьян в России и рабов в Америке  в средневековье. Так элементарная и естественная настороженность по отношению к «другим» превращается в серьезнейшие проблемы человечества :расизм и национализм.
    Причина простая, чувством настороженности  часто манипулируют  в  своих личных корыстных целях авантюристы разных мастей.  Причем, манипулируют  умело, доведя  элементарное и естественное чувство  до  уверенности в своем превосходстве  по национальному , или расовому признаку.  К сожалению, люди часто проявляют слабость и попадаются на «удочку» превосходства. Действительно, как не поддаться соблазну  стать  выше, достойнее, стать привелигированным по отношению к другим ничего для этого не сделав, вдруг, просто по национальному или расовому признаку?
Как и в случае с патриотизмом, человек сам делает выбор, как ему поступать: либо поддаться на «удочку превосходства», либо остаться нормальным человеком. Даже такой цивилизованный народ, как немцы, поддался на «удочку фашизма». Но надо отдать должное немцам: расплатившись кровью за свою ошибку, они поняли, что ошиблись и делают все возможное, чтобы доказать всему Миру, что фашизм был ошибкой. Мне довелось работать с немцкими учеными на одном судне. Могу засвидетельствовать их искреннее понимание всего ужаса фашизма. Казалось бы вся Европа содрогнулась от этого ужаса, однако, продолжает кровоточить и периодически «просыпаться» идея нацизма- фашизма в некоторых даже  европейских странах.  До чего же притягательна эта «удочка»! Как трудно человеку сделать такой, казалось  бы  простой выбор: навсегда признать национализм и расизм ужасом, неприемлемой непристойностью для нормального человека !
    Похожую ситуацию мы наблюдаем в вопросе религий. Какие трагедии были в средние века, когда «истинно верующие» христиане под предлогом спасения Гроба Господня уничтожали инаковерующих мусульман?! Нынче наоборот,  «истинно верующие», но уже  мусульмане,  призывают уничтожать всех христиан. И ведь нет ни одной религии, которая бы прямо призывала к уничтожению других, инаковерующих. В Библии,  в этом  основном «руководящем»  документе всех христиан, прямо говорится, что надо «возлюбить ближнего».  Идея всеобщей любви и прощения является основной идеей заветов Христа. Но сколько было  сожженных инквизицией людей в христианской Европе? Сколько было загубленных жизней раскольников в России? Сколько было  кровопролитных выяснений отношений между католиками и  протестантами в средневековье? Ведь вера одна, Библия одна, заветы Христа одни, почему же столько крови? Ответ прост: религию  использовали для разжигания ненависти  , необходимой при захвате чужих  территорий, элементарного грабежа, политического шантажа, обоснования неправедных войн. Так как же относиться верующему к инаковерующему? И тут ответ прост: вера в Бога одна, а вот истолкование этой веры, истолкование ритуалов, истолкование заветов  Божьих могут быть разными в зависимости от истории, географии, уровня цивилизации того, или иного народа. Человек может выбрать себе любой способ истолкования, но не нарушать Божих законов, которые для христиан изложены в Десяти заповедях Христа.  И тут человеку надо делать выбор: следовать призывам различных авантюристов, или следовать Заповедям, бороться с «инаковерующими», или  , следуя призыву  Бога, прощать и любить.
Получается, что человек всю жизнь должен делать выбор между добром и злом, между Родиной и чужбиной, на которой сытнее живется, между человеческим отношением  и презрением к себе подобным, у которых  другой  цвет кожи, или национальность, между следованием закону Божьему и преследованием  инаковерующих. Ради чего? Все это ради обещания рая религиозными  авантюристами, или,   ради перспективы  более успешной и сытой жизни.
    Так незатейливая беседа в больнице  побудила  подумать о  проблеме вечного выбора, который должен постоянно делать человек на своем жизненном пути.
    В свою очередь , понимание важности вечного выбора привело к пониманию важности и формулировки «духовного пространства», в котором живет каждый человек. Действительно, ведь все мы разные, и мы все живем и действуем в самых разных «пространствах». Прежде всего, это личное пространство, которое формируется на основании личных качеств человека, его мироощущения, мотивации, которые человек получает при рождении, или воспитывает в себе по мере прохождения жизненного пути. Мы живем и в географическом пространстве, к которому привыкаем, в котором нам комфортно (и дело не только в березках, дело и в климате, и в окружающей нас, привычной  природе);  мы живем и в социальном пространстве, к которому мы тоже привыкаем, которое постоянно стремимся улучшить, строя планы по строительству нового дома,  или по  получению более солидного жалования; это и культурное пространство, к которому мы привыкли , которое побуждает нас вести себя соответствующим образом (так  в Петербурге уже давно почти не осталось коренных жителей, а  город все равно считается культурной столицей); наконец, -это и духовное пространство, в котором вольно, или невольно, но мы воспитываемся вне зависимости от того, верим мы в Бога, или не верим. Так, воспитываясь в православии, мы , совершенно естественно, с настороженностью принимаем католические ценности, и нам очень трудно понять и принять, например, мусульманские, или буддистские ценности,  традиции и ритуалы.
    Постоянно делая свой выбор, человек руководствуется либо известным принципом «после нас хоть потоп», либо пониманием того, что мы все несемся в космическом пространстве  в одной лодке, и что раскачивать эту лодку нельзя,  а поскольку мы все разные и существуем в разных пространствах,- то нам надо искать не то, что нас разъединяет, ибо тут долго искать не надо,  и ума для этого тоже не надо, а нам надо искать то, что нас объединяет.  В противном случае,  мы просто опрокинем лодку.
А думать и работать нам  постоянно надо над тем, как сблизить эти  «пространства», как  уменьшить расстояние  между богатыми и бедным, как сохранить свою культуру, и при этом не повредить чужую, как соблюсти чувство справедливости при дележе народного и природного достояния, как сохранить природную среду,  как  согласовать религиозные воззрения одних конфессий с другими , и многое другое для того, чтобы  обрести единство, без которого не возможно существование нашей земной цивилизации.
   А может быть и не надо этим всем заморачиваться? Ведь началось все с больницы, а, если заморачиваться,- то может закончиться тоже больницей, но уже другой, специфической?
Подумайте, посоветуйтесь, а там ,- как получится.