Прав ли святой?

Анатолий Пеньшин
   Вопрос можно принять как кощунственный. Как это не прав? Святой и не прав? Да Вы что себе позволяете и кто Вас на такие вопросы благословил? Ну и т.д.
Однако попробуем всё-таки поразмыслить.
Вот Иоанн Златоуст говорит: «Господь Бог глубиной мудрости Своея человеку, видимым телесем облеченному, под видимыми и телесными знамениями невидимые дары своя дал есть. Ибо аще бы человек имел едину душу без телесе, якови суть ангели, то убо без сих вещественных и чувственных и видимых знамений взимал бы дары божия, но понеже телесем обложен есть человек, сего ради кроме видимых и чувственных знамений благодати Божия не может прияти» (Большой Катехизис).

Это как понимать?
Вариант 1. Полагаю, что святитель хотел сим избавить или предупредить большинство от соблазна стяжания невидимых даров, дабы не впасть им в прелесть или избранность.
Вариант 2. Вот как-то апостол на это дело смотрит несколько по иному однако.
[1 Кор.14:1]  Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
   И вот ещё и другой святой молится: Ежедневная молитва святителя Филарета, Митрополита Московского
  «Господи! Не знаю, что просить мне у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми мя. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою.

Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь».

   Это удивительные слова: Сам во мне молись. Человек отказывается от воли своей совсем.
Нам бы так.
   Вот мысли блаженного Августина на эту тему.
«Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом.
После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. (по писанию рабами сатаны. Замечание моё)
Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но Твоя да будет» Лк. 22:42). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную.
Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.
   Предопределение (лат. praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.
Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди — существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру».

  Еще вопрос на эту тему. Прав ли Брянчанинов? 
«Несомненно веруя существованию благодатного действия, столь же несомненно мы должны веровать недостоинству и неспособности человека, в его состоянии страстном, к принятию Божией благодати. По причине этого сугубого убеждения погрузимся всецело, бескорыстно, в делание покаяния» (Сочинения, т. 1, М., 1996, стр. 280 — 281).
Рискну предположить, что все-таки тут святитель не прав, ибо предполагает, что страстное состояние человека способно преградить путь Божией благодати.
   Уж как страстен был Савл, а снизошла благодать и сразу смирился и покаялся и стал последний первым среди апостолов. И Христос прямо нам говорит, что не ради здоровых Он воплотился, а ради больных.
   Что или кто может противостоять благодати Божией? Говорят свобода воли человека. Полагаю это глупость. Так говорят люди не испытавшие на себе этой благодатной воли Самого Творца вселенной.
«Не вы меня избрали, но Я вас», говорит Христос. И вот в этом "Я вас" ответ на наше гордое о нашей свободе. Она существует только до того времени пока Господь позволяет. Его прикосновение мгновенно открывает человеку глаза (хотя и не сразу на всё, ибо с непривычки может рехнуться человек) и он закрыть их уже не в состоянии.
   И далее начинается "Я есмь путь". И вот тут Господь нас воспитывает на этом пути. И тут Он от нас просит соработничества, ибо ему не рабы нужны, а сыновья.
И тут Он дает пример следования к Отцу : "не как Я хочу, но как Ты". Возможно именно этот этап имел в виду святитель говоря, что человек страстный не может принять благодать Божию и следовать за Христом?
   Может, ибо никто не в силах Ему противостоять. Иное дело, что Господь подает её нам исходя из своего Промысла, а не из наших представлений.
Ибо: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои" (Ис. 55:8 )
Говорят иногда: «Что касается Савла, не все так просто. Савл искал и старался служить Богу так, как был научен».
Да, Савл служил своей церкви. Это так, но искал ли? Я не помню что-то по этому поводу ничего. Да и вообще в Евангелии что-то не особо мы встречаем ищущих.
Скорее все уже нашли и Христос вырывает их с привычного места для них совершенно неожиданно. Вот например:
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,    и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.». (Мф.  4:18-20)

   Так собственно и с Савлом. Эще даже и более остальных он был укоренен в своем настолько, что гнал Христа. Вот что показательно. Человек гонит Бога, а Он избирает его и ставит на апостольское служение. Это в нашей человеческой жизни представить почти невозможно. Потому и пытаемся Савлу придумать какие-то христианские черты. Мол наверное все-таки он искал Христа, но не видел.

Как видим никаких исканий совсем не наблюдается, хотя надо сказать справедливости ради, народ любил послушать пророков всяких и разных.

И тем не менее Христос говорит: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам".

Значит воля Христа идёт впереди воли человека и при необходимости преодолевает её. А вот уже после "знакомства" со Христом, Бог даёт нам возможность самим поваляться в собственном дерьме.
"Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи". (2 Пет. 2:22)
Но и тут Христос подаёт нам надежду на спасение Своим участием в нашей судьбе: «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». [Ин.13:5]
«Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною». [Ин.13:8]
А вот ещё. "Начало добра - страх Божий, а конец - любовь к Богу". Прп. Илия Екдик.
Прав ли преподобный? Что есть страх Божий на самом деле?  Боязнь Бога или боязнь Его потерять?

   У Давида есть поиск Христа?
Бога он знает, а Христа еще нет. Ещё не воплощался Христос. А вот Савл гнал уже не просто Бога, а именно Христа. Какой тут поиск Христа? Он знал, что Христос был, но осознанно гнал Его, как и нынешние иудеи, плюющие во след христианским священникам. Хотя по поводу Давида вполне возможно сказать, что это и есть Сам Христос.
Через Савла Господь как-раз и показывает нам своё Вседержительство.  Ему всё подвластно.  Даже открытого гонителя церкви в один момент преображает в своего апостола.
   Надо понять, что иное Ветхий Завет и иное ветхозаветная церковь.
Она не смогла понять глубинную суть Ветхого Завета и потому-то и появились бремена неудобоносимые, которые отрицает Христос.
Если Он называет учеников братьями, то зачем Ему навешивать на них вериги разные? Ему обязательно нужно преклонение перед Собой? Отнюдь. «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф. 11:29)

Ещё говорит Христос. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». [Ин.6:44]
Возражают иногда  –Понятно, что Бог привлекает каждого, другое дело, не каждому Он нужен.
Ответ – Нет не так всё просто. Привлекает, это не означает как у нас в миру, просто приглашает, а я хочу соглашусь, а хочу откажусь. По этому поводу: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». [Мф.20:16]
Привлекает это значит избирает и ставит. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». [Ин.15:16]
   «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».[Мф.13:52]

   Святитель говорит о «неспособности человека, в его состоянии страстном, к принятию Божией благодати» - думаю, что тут он заблуждался. Ибо благодать действует и в грешниках так же, как и во святых. Она дает и тем и другим жизнь, возможность делания или свершения постоянного выбора... . Она же проявляет себя в грешниках, в виде проявления  гласа совести, а в добропорядочных гласа мудрости и проявлении любви. По большому счету, именно она свершает переворот  в душе Богоотступника, превращая его чудом в Богоприимца, открывая ему таинство и дар покаяния. Пример тому Апостол Павел, да и любой бывший атеист или не верующий, который вмиг изменился и прозрел.
Говорят: "Вера как СВОБОДНОЕ СОГЛАСИЕ НА БЫТИЕ БОГА". Бог спрашивал ли свободное согласие апостолов? Скорее не спрашивал, а просто велел? Написано ведь: «говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». [Мф.4:19]
Более того. Их Ему послал Отец. "Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание". [Ин.17:12]

   Итак стоит нам не делать из святых людей Бога, но прислушиваться к их опыту и помнить апостола «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков».  [1 Кор.7:23]