Тамерлан и Витязь

Соколов Андрей Из Самархейля
  91-ый начинался мокрым снегом и забитыми полетами.
 С утра Кубань,  автобус с ледокольным носом,  тащил авиационную дружину в Ханабад.  Народ с остатками энтузиазма расползался по бортам. Техники, как заботливые медбратья с градусниками,   лазили  по застуженным  илам, мерили 76-ым МД телеметрию, остальные курили без дела в надежде, что с неба свалится  хоть какой-то вылет.  Вышка молчала, диспетчеры прятались, в отсутствии хороших новостей. 
 Так продолжалось вторую неделю.  Отмеренные экипажам полтора месяца командировки подходили к концу.
 
 Паневежису не везло. Предыдущая команда  из Мелитополя  намолотила    в конце осени  по тридцать пять полетных листов  на брата, а у питерского полка из Прибалтики  не набиралось и двадцати  забугорных. Кабул не принимал, а почему – никто не знал, не ладилось в соседнем королевстве.

 К обеду бортинженеры зачехляли движки, вставляли в сопла  красные  заглушки, и народ  понуро плелся в старую прогретую Кубань, оставив все надежды до утра.
 
 Лучший отель города встречал летчиков  короной зеленого неона «Карши»,  а внутренние  вывески в холлах  и на этажах тихо шептали: «Не верьте! Это  прежний Ленинград».
 
 Технический  спирт скучал в канистрах - пахучий «Ликер Шасси» не лез в глотку без  томатного  сока, а  «Кровавая Мэри» на его основе была  капризной, сумасбродной - валила с ног без всякого веселья.

 Под Старый новый год налетел буран. Как Тамерлан,  он  сразу закружил, ошеломил, ударил  под двадцать ниже нуля, и город сдался. Улицы опустели, превратились   в  ледяной  каток с торосами.  Редкие прохожие в нелепых цветных балахонах  из верблюжьей  шерсти на ледяном ветру  пытались удержаться на ногах, добежать по льду  до спасительных  дверей теплых жилищ,  но поскальзывались, падали и  не всегда удачно.
 Городские бомбилы подняли цены вдвое - с рубля до двух (в любой конец города), но это не делало их богаче. Жители южного города сокрушались на непогоду и полагали, что  Тамерлан, родившийся в тех краях, был на стороне  жестянщиков и сотрудников ГАИ.
 
 Аэродромный автобус, вахтенная Кубань, не сдавался. Один  из немногих он был на антифризе,  с трудом, но заводился и ежедневно ползал по своему  маршруту. Его злодей и заприметил, не простил своеволия.

 Житель  Ханабада, владелец авторемонтной мастерской,  вздумал прокатить домашних по случаю приобретения новенькой семерки (ВАЗ 2107). Никто не захотел остаться на второй заезд. На радостях  в салон набилась вся семья, семь человек: и тесть, заслуженный сотрудник местного ГАИ, и двое деток, мал мала меньше, которых  взяли на руки.
 
 Машина неслась по ледяной пустынной трассе вдоль летного поля...
 Навстречу, за экипажами к обеду  тихо ехала Кубань…

 Тамерлан не терпел автомобили, летнюю резину.  Он принял жертвы и ушел в горы на следующий день, пощадив лишь молодую женщину,  на заднем сидении.
 Иногда он оставлял кого-то в живых, чтобы было кому оплакивать мертвых.

               ***
  Холода отступили. Низкие серые тучи застряли в горах. На средние эшелоны выплыли  белые облака. Небо поднялось, повеселело, выглянуло солнце. Карши вспомнил, что он южный город.

 На смену Паневежису прилетел Витебск. Прикомандированный  к Ханабаду Авдеев с тяжелым сердцем сменил третий  экипаж.

 Только налетаешь сотню-полторы часов одним составом, станешь без малого своим для  спаянного коллектива, и можно, вроде,   сбавить норму "молодого" за столом, так нет же: лыко и мочало - начинай сначала.

 Экипаж  комэски Миронова, куда был вновь приписан Виктор, состоял из редких индивидов. Встречались Авдееву и прежде дружные ребята, весельчаки от авиации, тот же Мелитополь, Паневежис, но таких ярких  патриотов неба и своего экипажа он, пожалуй, встречал впервые. К тому же, что ни летчик, то ходячая харизма, эталон летной профессии. Ну и за словом в карман никто не лез, разумеется.

 Командир Сергей Николаевич –  Статный, авторитет в отряде (он же Николаич! Комэска); правак Володя Клещенок – Веселый, самый молодой, сразу видно - перспективный; штурман Василий Иванович Клоков – Лысый,  усатый (ниже командира на три пальца и т.д. по ранжиру), чаще Мудрый и Чапай; бортинженер Евгений Иванович Ветряк –  Коренастый, ничуть не ветряный, а очень даже Домовитый и Хозяин (в отсутствии Николаича, конечно); бортрадист Коля Жук – Добрый (этим все сказано), худощавый, как и остальные в списке; старший бортоператор  Петр Кузьмич – Кузьмич (фамилия такая или Бывалый, или Матроскин, тельняшку не снимал); старший воздушный стрелок Сергей Мороз – Строгий, он же Главный прапорщик Белоруссии, или Сергей Второй (Первый – Николаич),  для стрелков из других экипажей –  Инструктор.
 Это все в восприятии Авдеева.
 
А  наоборот:  экипажу комэски Миронову достался бортпереводчик Виктор, или Тощий.

- Или Пятая нога.
- И не пятая, Кузьмич, а восьмая!  Заметь, четвертая парная, значит не такая уж бесполезная.
- Ладно, Тощий Витя-зь, знаем мы вас переводочников, швартуй цепью ящики! Поехали дальше!

 Авдеев старался быть хорошим грузчиком и такелажником. Да и как еще заслужишь уваженье экипажа, который вместе налетал за  облаками тысячи часов, засолил не один пуд летной формы и получил единую на всех долю космической радиации.
 
 Погрузкой в Кокайтах, в Марах, в Фергане - везде, руководил, как положено, Домовитый. Он же управлял балкой-краном, повесив пульт на шею, а главное - рассчитывал центровку груза по одному ему известным формулам (ну, может еще кому-то), а это в ВТА - живучесть летной машины, вперемешку с жизнью экипажа, а значит снискал  уважение и славу, которыми не думал делиться ни с кем. В общем, знал себе цену.
 На погрузке-разгрузке экипаж работал парами. Отдыхали (готовились к полету) командир и штурман. Зато на эшелоне можно было дремать на матрацах до самого снижения над Кабулом, зная, что все  под  контролем. Границу диспетчеры зоны фиксировали на русском языке, а иностранные суда не горели особым желанием связываться  в воздухе с военным транспортником.
 Авдеев на подлете к Кокайтам уже забил себе спальное место в закутке за штурманом, экипаж не возражал. Виктору, вообще, нравился нижний фонарь 76-го, особенно при взлетах и посадках, когда навстречу мчалась с ускорением бетонная полоса, или с траверза приближалась земля в антеннах и сачках.

 Обычно вылет с базы под загрузку приходился на три часа утра, а с точки на Афган - на пять.

- Не понял я, Вован! Ты чего шлангуешь? - возмутился прапорщик Мороз скрипучим басом воздушного артиллериста, пытаясь привлечь правака к общественным работам, подмигивая Кузьмичу, - не хочешь швартовать груз, схватил ящик, упал - отжался!
- Семеныч,  я  план полета изучал, - пытался соскочить Веселый под надуманным предлогом, - вдруг что - не то, кто будет сажать борт во враждебном окружении?
- Прекратить панику! Не стой под грузом, не колотись под клиентом! Становись с Витязем в пару. Надо будет,  Чапай через автопилот Илюшу посадит и на перрон определит, - наслаждался авиационно-патриотической темой Главный прапорщик Белоруссии.
- Мужики, - улыбался правый летчик, - день рождения у меня сегодня. Четвертной,  как с куста, разменял с вытекающими для всех последствиями.

 Ребята подходили, обнимали молодого юбиляра, хлопали по спине, жали руку, и было видно по всему, что настоящим Витязем в экипаже был не тощий переводочник Авдеев, а весельчак Володя Клещенок.

   Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/02/27/1513