Абреакция что это такое?

Гадаев Алексей Вениаминович
Память на все негативные сюжеты и абреакция
Самую важную информацию благодаря ощущению и восприятию человек может сохранить, чтобы за тем её использовать в своей жизни. Для этого у человека есть способность запоминать и воспроизводить все то, что он узнает об окружающем мире. Это возможно потому, что у нас есть память.
Память - это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни.
Конечно, не всё, что с нами произошло или происходит нужно для обеспечения нормальной жизни человека.
Память очень важная способность. Без неё невозможно чему-то научиться. Ведь научиться - это значит не только узнать что-то новое, но и уметь это повторить. А для этого необходимо запомнить, сохранить то, что узнал. В Древней Греции существовала даже богиня памяти Мнемозина.
 Мнемозина по-гречески значит "воспоминание". Поэтому процессы памяти называют также мнемоническими процессами.
Запоминание, происходящее без всяких усилий, само собой, называется непроизвольным запоминанием.
Прежде всего, непроизвольно запоминается что-то важное, или интересное, или то, что понравилось человеку. Безразличное, не интересное в памяти обычно не сохраняется. Важным и интересным для каждого человека может быть что-то своё. Поэтому различные люди, наблюдая одно и то же событие, могут запоминать его по-разному.
Но человек способен запоминать не только то, что для него интересно или производит яркое впечатление. Человек может управлять своей памятью, прилагать специальные усилия для запоминания. При этом он ставит перед собой цель что-то запомнить, выучить и старается это сделать. Такая память называется произвольной.
Запоминание, которое происходит с помощью специальных усилий, по желанию человека, называется запоминанием.
Когда человек рождается, он ещё не умеет управлять своей памятью. У маленького ребенка память непроизвольная. Но постепенно вместе с непроизвольным, у человека появляется и произвольное запоминание. Если ставить перед собой специальные цели и задачи запоминать то, что нам необходимо запомнить, то мы превращаем запоминание в заучивание. А значит, память становится всё более произвольной. При этом можно использовать специальные средства заучивания. Они помогают запоминать лучше и быстрее.
Точное запоминание, заучивание тоже может быть разным. Ведь у нашей памяти есть одна существенная особенность. Мы лучше запоминаем то, что хорошо понимаем. Поэтому при заучивании любого материала каждому человеку необходимо в первую очередь понять смысл того, что он хочет запомнить.
Запоминание, которое основано на понимании материала, называется осмысленным запоминанием. Осмысленное запоминание позволяет нам передать суть того, что мы узнали ("своими словами", с пониманием того, о чём говорим).
Однако человек может запоминать что-то и без понимания. В этом случае он действует как машина и просто бездумно повторять заученный материал. В результате материал "впечатывается" в память. Такое запоминание называется механическим запоминанием, или зубрёжкой. В школе на уроках, в институте, университете, академии на лекциях нам многое приходится запоминать специально и даже заучивать наизусть.
Самый распространенный способ заучивания - это многократное повторение материала. Нам часто приходится слышать поговорку: "Повторение - мать учения" - она  как раз об этом способе запоминания. Но в учении очень важно именно осмысленное запоминание. Чтобы запоминание стало осмысленным, необходимо подумать над тем, что нужно запомнить. Для этого можно мысленно представить себе то, о чём идёт речь, проанализировать это.
Если нужно запомнить большой текст, следует разбить его на части, выделить главную мысль в каждой части, составить и записать план текста. План будет служить основой для запоминания материала и последующего изложения. Ведь мы запоминаем не просто для того, чтобы сохранить что-то в памяти, а чтобы вспомнить в нужный момент.

Наша Память абсолютной не бывает..
Наша Память негатив весь воскрешает..
Наша Память опыт и фантазию  хранит..
Когда нужно и не нужно  нам события явит..

М.Н. Гордеев в своей книге «Фундаментальное руководство по эриксоновскому гипнозу» пишет: «…очень вероятно появление абреакции, то есть неконтролируемого выброса эмоций, тех чувств, которые были как бы закапсулированы в бессознательном человека, а сейчас мы их обнаружили и выпустили наружу. Как относится к подобному отреагированию и как реагировать психологу на такую реакцию клиента?
Во-первых, следует понимать, что мы имеем дело с катарсисом, то есть освобождением и очищением от негативных эмоций, которые достаточно долго копились в глубине бессознательного человека и отравляли ему жизнь. …Поэтому выброс негативных эмоций скорее играет положительную роль, но не всегда. …И задача психолога заключается в том, чтобы не только помочь выбросить негативные эмоции, но и покончить с ними, проработать их так, чтобы на смену им пришло расслабление, ощущение освобождения, может быть даже ощущение радости и спокойствия. Это психолог может сделать как своими внушениями во время сеанса, так и в беседе после него, встраивая внушения в свой диалог с клиентом.
Важно на сознательном уровне поздравить клиента с тем, что это произошло, то есть дать положительную оценку данному процессу освобождения и очищения. Клиент в результате этого должен чувствовать себя победителе, а не жертвой. И его ощущение, что он, наконец, справился с тем, что, оказывается, давно его мучило и беспокоило его, и с тем, с чем он не смог справится тогда, делает из него героя, который способен справится с другими состояниями и с другими вызовами окружающего мира, если они будут в его жизни».

 «Память человека имеет фрагментальную структуру, представляя из себя пазл, который собирается каждый раз заново, а значит, процесс сборки может быть нарушен, и информация, которая приходит в результате воспоминания, может быть не достоверной. Она, безусловно, отражает те тенденции в бессознательном, которые есть у человека, но не обладает абсолютной истинностью». <..>Нельзя исключать возможность гипермнезии, то есть воспоминания того, чего могло вообще не быть. «Кроме того, правильно каждый раз задавать себе вопрос о причинно-следственных связях, в которые встраивается эта информация, о том, к каким последствиям привели эти события, или что могло стать основой воспоминаний, если мы признаем или предполагаем, что они являются ложными. Информация, полученная из ложного воспоминания, встраивается в ту информацию, которую человек дал нам в сознательном состоянии, поскольку чем больше мы информации мы имеем, тем более полно можем оценить жизнь человека и то, что с ним происходит сейчас». <..>«Абреакция является не обязательным компонентом, связанным с получением негативной информации. В работах Эриксона описан прием, когда человек может узнавать что-то, не включая эмоциональный ряд. Это связано либо с диссоциацией (Диссоциация — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним), либо с внушениями, направленными на отсутствие эмоций» [c.252-254].
Материал http://vocabulary.ru/termin/abreakcija.html
Абреакция - греч. ab, перед гласными – а частица слова со значением отрицания, отсутствия или утраты чего-либо; лат re – против, actio – действие) – в психоанализе – снижение уровня тревоги по мере «повторного переживания» первоначального опыта, ставшего причиной напряжения и тревоги». В психотерапии абреакция используется как в бодрствующем состоянии, так и в состоянии гипнотического транса. Синоним: Катарсис 
Абреакция -  отведение (Abreaction; Abreaktion) - способ осознания подавленных эмоциональных реакций (в присутствии аналитика) с помощью пересказа и повторного переживания травматического события (см. также катарсис).
"Повторное драматическое проигрывание прошлого травматизировавшего человека события, краткое, но эмоциональное его переживание в бодрствующем или гипнотическом состоянии, излияние чувств, "пересказ, лишающий пережитый травматический опыт болезненной эмоциональной силы, способности вызывать психическое расстройство" (К. Г. Юнг. Практика психотерапии. М. 1998, пар. 262. Далее ЮПП.)
Использование абреакции было связано с фрейдовской теорией травмы и ранними психоаналитическими экспериментами. Но впоследствии Юнг разошелся с Фрейдом в оценке эффективности использования абреакции как инструмента в терапии невроза и оставил абреакцию (наряду с суггестией).
"Вскоре я обнаружил, что, хотя травмы ясно выраженного этиологического значения порой и присутствуют, тем не менее большинство из них выглядит весьма неправдоподобно. Многие попросту оказывались маловажными, но даже и как травмы их в лучшем случае можно было рассматривать не более чем предлог для невроза. Что же в особенности обращало на себя критический взор, - то, что немало травм оказывались попросту продуктами фантазии и никогда на самом деле не случались. Я не мог более воображать, что повторяющиеся переживания фантастически преувеличенной или полностью выдуманной травмы отличались бы по своей терапевтической ценности от процедуры внушения" (К. Г. Юнг. Критика психоанализа. СПб. 2000, пар. 582. Далее КП.)



Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Абреакция
У этого термина существуют и другие значении такие как отреагирование, разрядка, как сознательное проигрывание прошлой травматической ситуации и отрыгивание, как бессознательный защитный механизм.
Абреакция (англ. abreaction); отреагирование; разрядка — термин в психоанализе, означающий повторное переживание травматического события, с целью дать выход избытку сдерживаемых эмоций. Иногда под абреакцией также имеется в виду способ осознания подавленных травматических событий.
Абреакцией (отреагированием) называется только сознательное переживание уже случившегося травматического события. Бессознательное развитие пугающего сценария относится к защитным механизмам и называется отыгрыванием (или, что порой вызывает терминологическую путаницу, «отреагированием вовне»).
История понятия
В начале своей карьеры Карл Юнг проявлял интерес к абреакции, или к тому, что упоминалось как «теория травмы», но впоследствии он пришёл к заключению, что абреакция имеет ограниченное применение при лечении неврозов. Юнг заявил:
«Вскоре я обнаружил, что, хотя травмы ясно выраженного этиологического значения порой и присутствуют, тем не менее, большинство из них выглядит весьма неправдоподобно. Многие попросту оказывались маловажными, но даже и как травмы их в лучшем случае можно было рассматривать не более чем предлог для невроза. Что же в особенности обращало на себя критический взор, — то, что немало травм оказывалось попросту продуктами фантазии и никогда на самом деле не случалось. Я не мог более воображать, что повторяющиеся переживания фантастически преувеличенной или полностью выдуманной травмы отличались бы по своей терапевтической ценности от процедуры внушения».
Юнг считал, что навыки, рвение и уверенность психоаналитика в своих силах и методах работы имеют большее значение для пациента, чем перефразирование старых травмирующих эмоций.
Абреакционная терапия
Абреакционная терапия является такой формой психотерапии, при которой абреакция используется для оказания помощи пациенту, страдающему от посттравматического стрессового расстройства, методом драматического проигрывания конфликтной ситуации (устного или ролевого).
Механизм действия данной терапии можно сравнить со «вскрытием гнойника». Открытие опухоли даёт возможность вывести гной и приводит к заживлению болезненного участка. Подобно тому, как операция по удалению нагноения может происходить болезненно, точно так же проигрывание травматического события может оказаться довольно неприятным для пациента, а воспоминание о боли может чувствоваться физически.