Часть 32 Проблемы и перспективы Русского права

Эдуард Островский
Лекции по русскому праву Часть 32 Проблемы и перспективы Русского права
                пятьдесят - на пятьдесят
    Периоды изменений в обществе для многих людей являются причиной или ухудшения жизни, или, вполне естественными, причинами для беспокойства за своё будущее.
Для того, кто желает понять причины и следствия общественных процессов такое время создаёт условия для "экспериментального наблюдения" за тем, как эти причины и следствия действуют.
    И конечно, любой такой "наблюдатель" не закрыт  панцирем от негативных последствий "времени перемен". Тем не менее, когда и если судьба дарит возможность этим заниматься, то сами такие занятия - источник  если не заработка, то твёрдого расположения духа. В том смысле, что "чему быть, того не миновать", но само понимание "путей судьбы общества" придаёт осмысленность жизни, а сами такие исследования "приносят удовольствие". Людям свойственно стремится к удовольствиям, не избежал этого и я, и одним из самых сильных, от которого можно черпать постоянно "энергию радости" - и являются для меня эти лекции, где я имею возможность сформулировать для себя содержание знаний, которые интересны прежде всего мне. И вот это внутреннее удовлетворение, надеюсь, может явиться условием что и читателям это будет интересно. Во всяком случае, такие шансы сразу повышаются от ноля, до 50%. То есть, они или будут интересны, или нет. Тогда как если бы  это не занимало меня, а было предметом "схоластических упражнений" - вариантов быть интересным читателю не было бы вовсе. И вместе с этим, без ответного интереса, или надежды на это,я бы не стал этого делать. Люди занимаются наукой, искусством и философией для других людей , выражая себя.  В данном случае, это популярное изложение исследования права. Оно ненаучное по форме, поскольку, во первых,  не отвечает определённым обязательным в научной деятельности параметрам "научных публикаций";
во вторых - не придерживаюсь я обычный "научной" терминологии, свойственной исследованиям по теории права, полагая, что мне достаточно той, которая известна и понятна широкому кругу читателей и, в то же время, позволяет изложить всё то новое в этой области, каким я полагаю сам подход к исследованию.  Поскольку само понятие права взято мною из словаря Ожегова - Шведовой, то моя роль в этом "открытии " только в том, что я назвал это понимание права - Русским. В общем, никакой в этом моей заслуги нет, это вещь самоочевидная, а вот исследований в этом направлении, системных исследований, с точки зрения такого понимания права - не было никогда. И в этом смысле, это моё исследование я считаю научным, и то что Ходжа Насреддин тоже придумал новое блюдо,соединив мёд с чесноком,когда участвовал в конкурсе поваров проводимом падишахом Бухары, оставляет мне только надежду, что  меня минуют лавры открывателя этого нового блюда...
 
               
                Комсомольцы - добровольцы
   
    Сегодня совсем тепло не по зимнему и приятно было пройтись.  И я конечно думал "про проблемы и перспективы", прогуливаясь по нашему "спальнику", как сегодня принято называть микрорайоны "точечной застройки", когда на гектарах на 20 - ти удаётся поселить более 100 тысяч человек, как это произошло и у нас в Свердловске, а ныне в Екатеринбурге, в районе завода ЖБИ. Этот завод начинался как "Комсомольская стройка" и мой отчим был одним из строителей этого завода в 1956 году, впрочем, он этим упоминанием и ограничивался, а я не спрашивал подробнее в силу "малых лет". Так или иначе, таким "комсомольским образом" появилась первая половина этого микрорайона. И всем было известно,и сегодня про это пока не забыто, что всё что тогда происходило существенного в стране решалось правительством с одобрения КПСС или по её инициативе. Впрочем,строительство здесь завода ЖБИ не могло быть инициативой никакой партии - это естественная хозяйственная потребность при развитии города - одного из промышленных центров СССР, каким тогда, через 10 лет после войны, стал Свердловск. А вот "Комсомольский призыв", вполне очевидно - решение партийных органов, которое они, вне всяких сомнений, делегировали органам комсомольским. А сегодня всё строится без всяких партий и комсомолов, потому что когда есть понятная прибыль, или просто то, что называется "финансирование", - когда это не "бизнес проект", а проект государственный - получается обычно без задержек и в срок.
     Но коммунистическая система здесь, на территории этого микрорайона, уже в конце 70 - х годов предприняла новую попытку "найти смысл жизни" для молодёжи, кто не имел отдельного жилья, мечтал об этом, и не имел никакой возможности для его получения либо покупки. Получить не могли в силу того, что проигрывала молодёжь более взрослым жителям, когда стояли в очереди на государственную или заводскую квартиру - в силу того, что старшие были к заветной цели по очереди естественно ближе. Чтобы купить квартиру, так как и сейчас, для этого не было средств, по всё той же причине -молодости, когда бы они успели это заработать?
   И вот тогда , опять таки по воле обкома КПСС и придуман был МЖК. В Молодёжном Жилищном Комплексе люди, образовывая отряды, работали или на стройке. или на своём рабочем месте , часть своего рабочего сверх - урочного времени - тратя на  оплату своегог пая. Но денег никто не вносил, а у этого МЖК было 8 Свердловсаких предприятий - пайщиков, кто и финансировали строительство. Квартиры же после возведения домов поступали во владение правления МЖК и распределялись по молодым семьям - участникам строительных отрядов. Так или иначе, здесь снова мы видим сочетание "ударного сверхурочного труда" и какой то коммунистической халявы, которая пролилась на молодых людей вследствие идеологических причин. Дряхлеющий советский коммунизм надо было взбодрить. Ну, его тогда взбодрили, было много слов и надежд у молодых обитателей микрорайона МЖК, которые вместе с их детьми, а сегодня уже и внуками , превратились в обычных собственников, приватизировавших свои молодёжные комсомольские  "двушки" и !трёшки", а мой знакомый, бывший в то время членом правления, сказал про это  романтическое время: - Знаешь, мне удалось пожить при коммунизме -. То есть, и СССР сам был коммунизмом, но как полагали мы тогда в 70 - 80 - х - неправильным, искаженным бюрократизмом партийных и комсомольских  органов. А вот такой, полный романтических надежд основанных на совместном труде "изо всех сил", но с гарантированным и поровну  поделенным результатом - это был "коммунизм настоящий".  В общем чем не "свободный труд свободно собравшихся людей", только в тот раз не мусор, как на субботнике надо было убирать, а строить дома, и их было построить таким образом, как это представлялось пропагандой того времени  - абсолютно невозможно. Да, ребята работали честно на своих местах, но построены дома были не только и не столько благодаря этому их честному труду, а благодаря обычному финансированию и организации снабжения - которыми и занимались эти 8 предприятий, как принято теперь это называть - спонсоров. Но спонсорами они стали от того, что обком приказал, а деньги на это им видимо просто в банке выделили по звонку из того же обкома. Конечно, решение  было оформлено с полным соблюдением процедуры того времени.
   В результате Перестройки, с "корабля русской жизни" были сброшены, казавшиеся нам в то советское время излишними, идеологические органы управления. Остались, собственно, только хозяйственные органы управления - президент, правительство, министерства , муниципалитеты и,... собственно деньги, сами деньги, которые и являются и идеологической, и финансовой и, во многом, политической основой современной российской экономики и самого общества. Кажется мы вышли "на столбовую дорогу человечества", но отчего то люди в России власти  не жалуют, и если президенту удалось оградить себя от негативных впечатлений населения про их современные условия жизни, то правительство и законодательная власть в обществе, мягко говоря, не популярны, а если более точно, огромное большинство людей  стало относиться и к правительству и к депутатам Гос.Думы  с ненавистью.
   Итак, 500 лет "уравниловки": сначала крепостная крестьянская община, где основой благополучия семьи был труд на гарантированно выделенном участке земли, и чем больше ртов, тем больший надел был положен; потом советская уравниловка, когда основой благополучия был труд. Но и в первом и втором случае смыслом труда было общество, к которому сами трудящиеся не принадлежали и в Московии, и в Российской империи, были не только крепостные, но и помещики, которые имели всю оставшуюся от необходимого потребления , часть произведённой продукции. В СССР таким классом, как известно были партийные и хозяйственные чиновники, которых не все согласны пока считать классом, но если не они получали всю оставшуюся от удовлетворения потребностей часть, то эта часть во всяком случае их волей распределялась таким образом, как они, эти чиновники , понимали общественные интересы.
   И вот здесь, внимание, мы подходим к основной дыре, которая образовалась в Российской экономике при переходе от уравнительной экономики, к тому что принято называть экономикой рыночной. Количество субъектов распоряжающихся продуктами труда других людей возросло в тысячи раз. И это вовсе не только чиновники, а все те, кто имеет отношение к распределению ценностей, а не только к их созданию. И если все ценности у нас, в основном,остаются в собственности государства, то "русский бизнес" это прежде всего способы получения этой общей собственности в частную, а затем и в личную собственность. И вот институты, контролирующие порядок распределения этой собственности и защищающие её, остались в прежнем виде со времени СССР. А вот структура самой экономики, повторяю, количество экономических и финансовых субъектов увеличилось в тысячи в десятки тысяч раз. И естественно, и чиновники и предприниматели имеют возможность вместе получать большую, а точнее , максимально возможную( то что могут законно оформить или украсть) часть общественной собственности в своих интересах, по причине того, что они просто этого желают и имеют такую возможность. А другие, которые этой возможности не имеют, а только участвуют в создании и обслуживании, сохраняя те же общинные представления о справедливости, начинают чем дальше, тем больше ненавидеть существующие в России порядки. И казалось, что путь к благосостоянию, при всех недостатках , он в том, чтобы или заниматься бизнесом, приближая себя к возможности самостоятельного получения и распределения средств, или, если не видишь такой возможности, просто взять кредит и решить свои насущные проблемы, а впоследствии этот кредит так или иначе можно будет вернуть, поскольку деньги постоянно печатаются и поэтому отдавать надо будет меньше чем брали, или вовсе не отдавать по законным (рождения детей) или незаконным основаниям.  Но кризис экономический на западе, и политический в отношениях России с западом, отключил Россию от этого , казавшегося бездонным , источника западных капиталов, основанном на количественном смягчении , проводимом ФРС и ЕЦБ. И российское общество неожиданно и резко оказалось перед лицом экономических проблем, которые, вполне очевидно, невозможно решить при сложившейся структуре управления экономикой, и прежде всего, её этого управления "блока контроля" за государственной собственностью, продолжающей, как и при коммунизме. оставаться основным источником существования людей в России.
   Контроль, про это я много написал и это самое простое, что можно сделать и эффективно сделать, и желающие могут найти эти мои тексты с соответствующими названиями, типа: "Как прекратить воровство в государственной собственности за сутки".  Это можно определить как программу минимум для тех людей, кто в нашем обществе решения принимает. Само общество, вот так, к примеру через интернет, может власти лишь агитировать к совершению этих простых и эффективных действий. В обществе , правда. такое направление борьбы интернет сообщество называет"борьбой мышей против сыра". Всё же, "мыши" не так монолитны и у них есть проблемы, которые им следует решать , и проблемы эти общественные и рано или поздно "наводить элементарный порядок" в государственном хозяйстве придётся.
    Итак,избавление от аморфности управления источником  общественного богатства - государственной собственности - основная проблема Русского права сегодня.Подчёркиваю, не сама собственность аморфна, а именно возможность неправомерного преодоления правомочий собственника - государства, делает эти границы преодолимыми с лёгкостью необыкновенной.  На самом деле, этих границ как правило и вовсе не существует между частной и государственной собственностью, и границы неправомерного отчуждения зависят только от воли чиновников - менеджеров, которые этой собственностью управляют. 
               
                Старый конь
   
     Но не недостаток денег, утверждаю я, делает грустными лица многих людей, которые как и всегда я видел сегодня прогуливаясь по вечернему Комсомольскому району. Да, официальное название нашего микрорайона - Комсомольский. И что тому причиной,  название бывшего завода: ЖБИ Имени  Ленинского Комсомола,иди то что всесоюзно - известное строительство МЖК , тоже возводили ребята , многие из которых были комсомольского возраста - не знаю, наверное и то и другое. Тогда, в то коммунистическое время, отсутствие свободного труда и следовательно нормального рынка, требовало придумать для общества его альтернативу, которой и стал "коммунизм".  Крестьянской общине ничего не надо было придумывать, у крепостных крестьян не было альтернативы кроме труда на земле, который создавал и ценности и определённую коллективистскую этику. Более развитые формы жизни людей на западе, распространение их в сознании советских людей, смели всё это, придуманное и существующее на основе крепостной крестьянской этики, общество.
     Миллионы, десятки миллионов людей, ностальгирующих сегодня по порядкам жизнь в СССР, понимают что возвратиться в прошлое невозможно. А большинство, при всех недостатках нынешней жизни в России и всём  недовольстве властями, всё  же и не желает прошлого "коммунистического счастья", которое полагалось только по воле начальства. А вот как сделать жизнь приемлемой, это и есть  проблема права, если мы продолжаем удерживать понимание права, как возможности действовать. И у меня нет ничего нового для того, что бы предложить обществу в его стремлении найти "новые смыслы" - источники новых надежд и, как результата , ощущения счастья для миллионов людей, которое у них было, но они, как они стали понимать сейчас, его не ценили, а сегодня они его потеряли. Счастья совместного труда в коллективе, счастья сопричастности к совместно решаемым проблемам,опять таки, трудового коллектива, а через него и общества. Счастья от понимания понятных перспектив жизни и того пути, следуя которым, этих перспектив можно достичь. И всегда у этих счастливых перспектив был элемент общественности, элемент коллективности. И они эти элементы общественности в общественном сознании были достигнуты коммунистами  в результате организации людей на  строительство нового общества, а когда это стало необходимо, и на его защиту. И делалось это совместно и партийными и хозяйственными органами. И "глубина управленческого проникновения" в общественную структуру, в строительство самих её основ, была новой для человечества. Это был уникальный управленческий опыт решения  социально - экономических и идеологических задач. И перестало это действовать именно от того, что не была проведена работа, чтобы приспособить эти, коммунистические инструменты управления  к новым рыночным условиям. Про это уже километры написано, но в трагедийном контексте, про то как было разрушено государство. Или в контексте реформаторском,  -какие ошибки были сделаны при проведении реформ. Никто и не заикается о том, что сами способы управления экономикой, и прежде всего планирование - были выброшены,. Считается, что планирование при рынке  - невозможно. А люди, кто каждый день ходит на работу в государственные предприятия, что создают 70% ВВП, работают там совершенно без осознания того, что они коллектив, там существуют сегодня только вертикальные отношения власти - подчинения исполнителей менеджерам, а кто же вам, товарищи дорогие, закрывает путь к созданию коллективистских - горизонтальных отношений в коллективе. Товарищеских отношений. Да, этим частники занимается в той мере, насколько это выгодно его предприятию, но оказывается государству, "от чего то", невыгодно формирование коллективистских отношений.  Это происходит по следующим причинам.
   Во первых, если люди не объединены в коллектив и не могут на него опираться, менеджерам  легче таким коллективом управлять. В СССР задачи, кроме того что были производственными, были ещё и общественными.Тем самым создавались условия не только для труда, но и для отношению к нему, как коллективно - полезному делу. Коллективно полезные дела, это то, чем и сильно были русские коллективы, о чём свидетельствует и история, и опыт людей, кто в таких коллективах работал.
   Во вторых, общество в лице государства, не ставит таких амбициозных задач, которые партией ставились во времена СССР. Как например, обеспечение всех кто не имел отдельного жилья,  квартирами. И эта задача не только ставилась, общество во времена правления Хрущёва и "молодого Брежнева" было на пути к полному решению этой задачи.
    Итак, у нас  не ставят общественных задач, поскольку тем кто принимает решения, легче добиваться денег,  без того чтобы делать счастливыми всех остальных. Механизм достижения "всеобщего счастья " остался в СССР и на людях, кто там жил и управлял в то время. Так что было бы желание и "старый конь" не только борозды не испортит, но  и вспашет глубже.

                Русский мир

   Сегодня это понятие- "Русский мир", используется государственной пропагандой, как  свидетельство влияния России, российской культуры и русского языка в мире, а в особенности в странах бывшего СССР.Но Русский мир это не только регионы распространения русского языка, это  и те особенности, которые придают этому явлению и значение и значимость. А это прежде всего "русский взгляд" на мир. Взгляд каждого человека индивидуален, но воспитывается всей предшествующей культурой, в которой человек формируется. И Русский мир и русская культура и русское восприятие жизни, это не только взгляд сформированный великой русской литературой. Но это и взгляд  коммунистический, сформированный и веками коммунистической практики крепостной общины и семидесятилетним строительством советского государства. Сегодня Россия,российское общество борется,  с препятствующими "нормальному развитию", советскими институтами управления,отторгает  и эту коммунистическую культуру, коммунистическое образование, методы управления и обществом и экономикой эффективные в советское время.
    Можно возразить, что если у людей будет достаточно денег, они найдут поводы стать счастливыми и без того,  будут счастливы или нет люди рядом с ними. Но если западные общества прошли свой путь и достигли высочайшего уровня благосостояния каждого своего члена, то в России этот путь только предстоит пройти и мы видим, что повторение западного пути в России сегодняшней не происходит. А  высокого благосостояния здесь в России можно достичь, если не отвергать, а использовать, естественные для России, экономические методы сформированные при коммунизме. Соединение коммунистической и классической культуры и в гуманитарном образовании и в воспитании, и в деятельности трудовых коллективов, что практиковалось в СССР, сможет создать более разнообразные и интересные  для людей в России   способы деятельности.  К примеру, так и не достигнутая цель - отдельное жильё (сегодня это наверное  отдельный дом), может достигаться не только через ипотеку,но и формированием гос. предприятий строительных,  и привлечением в них сотен тысяч молодых людей, что позволит, преобразовывая среду обитания, сформировать молодым людям и свою будущую жизнь. Сегодня государство предлагает людям, по сути, кабальную ипотеку, для решения всех их "мечт", остальное бизнес сделает за них, - в том числе люди, кто будет получать прибыль на этом "ипотечном строительстве", и осуществят полностью мечты этих молодых россиян "за них", как пела, в известном лет десять назад шлягере, Марина Хлебникова.
 

Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/12/1548