Где ты живёшь, Юрка?

Галкин Сергей Иванович
 

  Темнело.   С трудом   сквозь   косо лепивший  снег наконец-то добрался я до автовокзала, когда  услышал по громкоговорителю.
- До отправления …  остаётся …  минут.   Просьба  к пассажирам занять свои места…
 Ветер отбросил, смял  слова диктора.
 Немногочисленные  пассажиры и  без напоминания  уже уютно расположились   внутри салона,    иногда  выглядывая  на улицу,  где с погодой творилось что-то невероятное. В свете   фонарей автовокзала видно было, как  стремительно летевший снег закручивало, завивало и, казалось ,стремительно бросало под колёса готового  к отправлению автобуса.
  Наскоро отряхивая шапку о колено, я влетел в зал ожидания, ища глазами кассу и одновременно доставая  деньги  на билет.
- Девушка, мне до конечной, -едва ли не задыхаясь сунул я руку в окошко.
 -Быстрее, быстрее…  Отправляется, -  пробурчало  изнутри , протягивая мне сдачу.
   Схватив  билет и не обращая внимание на рассыпанную мелочь, я рванулся на улицу, где  уже  нетерпеливо попыхивал  автобус .Возле приоткрытой двери в ожидании билета стоял водитель, а рядом с ним, заслоняясь от липкого снега, торчал мальчонка  лет десяти.
  «Он-то чего  не заходит в салон? –подумалось.- Интересно ему в такую погоду   раскисший  снег топтать?».
 -Поднимайся, поднимайся, или ты не едешь? Ты с кем, малыш?- Смутно догадываясь, спросил я и, не дожидаясь ответа, обратился к водителю.
 - А где же его родители? Он едет?
 - Да никуда он не едет, - как-то  безразлично отвечал шофёр.- Проходите в салон…
 - А как же?..- Я глянул  на   съёжившуюся крохотную фигурку мальчонки, на раскисшую в мокром снегу обувку его, представил, как он продрог  в тонкой  какой-то  заношенной курточке, в замызганной фуражке с оторванным   козырьком…
   В такую непогодь хороший  хозяин и собаку не выгонит. Да и ночь скоро.
   -Где  ты живёшь? Где твои родители? Куда тебе ехать?-  обрушил я  шквал вопросов. –А зовут тебя как ?
  -Мальчишка едва прошевелил замёрзшими губами.
  -Как?- громче спросил я.
  - Юрка!
  -Он есть наверное хочет, -неожиданно отозвался шофёр,  который в это самое время что-то дожёвывал.
  -Послушай,- сказал я шофёру,– это что же- мы сейчас уедем, а он промокший, голодный здесь останется?
 -А я что ?- отвернулся  шофёр по виду сам отец семейства.
 Снег лепил в глаза, не поднять головы. Окна автовокзала, который находился метрах в двадцати от нас, и то превратились в  мутные пятна . По сторонам  в белой живой тьме едва  обозначался  свет городских фонарей. Ветер заметно оборзел и с удовольствием всобачивал всё новые и новые стрелы  снега, словно  до умопомрачения желая овладеть пространством. Он уже  не крутил  снежный вал прежде чем коснуться земли и уложить в свежую перину, а,  напитав  влагой где-то в непроглядной выси, пытался, казалось, превратить в  поливную машину. Хотелось поскорее спрятаться от всего этого  в  тёплом нутре автобуса,забыться от дневных забот, но что делать, когда рядом беспризорное продрогшее существо? А что, если  плюнуть на автобус, хотя он и последний,  проводить парня домой, а там уж  постараться найти  любую попутку или  в крайнем случае вернуться и переночевать на  автовокзале.
  - Где твой дом, Юрка?
  - В шахтёрском посёлке.
  – Это ж который мы проезжаем?-осенило меня.-  Слушай, друг, -обратился  я к шофёру.- Возьми его.   Больше он ни чем не уедет. Замёрзнет же...
  - Не положено.
  - Ну рядом с собой посади в кабину.
  -Ещё что? Не положено. Если я буду всех  подбирать, меня самого выгонят…
  - Ах ты ,господи! Юрка! Как же ты тут оказался? В такую погоду, на ночь глядя..  Отец- то есть у тебя?..
  - Неа,-  качнул он головой,- одна мамка дома пьяная валяется…- расслышал я.
  -  Занимайте, занимайте  своё место, отправляемся,- явно раздражаясь, отозвался шофёр.
  Я понимал его: хотелось поскорее  отправиться в дорогу, пока её не занесло окончательно. Но водитель  чего- то ждал, словно раздумывал, подавая  надежду.Словно сейчас  вот скажет: мол, а, ладно, садитесь…-И бесшабашно махнёт рукой.Мол,не так уж мы  очерствели, как кому-то хотелось бы.
  - А он?- показал я  на мальчишку.
  - Что он?  Я же сказал: он никуда не едет…- Каменным голосом вывел он свой вердикт. Я и сам понимал, что шофёр прав. Но зачем-то пытался убедить его в очевидном.
  -Это ж ребёнок….А тут, посмотрите…-  показал я вокруг,- ни одного прохожего. Ночь. Непогода… Как на зло, при себе никакого бутерброда нет..   
  -Он ваш? –вдруг яростно вылупился  на меня водитель .- Ваш, говорю, ребёнок? -Вопрос прозвучал до того неожиданно, что я до морщинки  успел разглядеть   мрачное, злое  лицо уставшего человека, которому  лишь бы поскорее добраться до своей норы. Почему-то в голове мелькнули обрывки каких-то кошмарных передач  из украинской бойни, рассказы о разорванных  снарядами детях…
  Вот ему наверное ничего бы не стоило пульнуть снаряд, не задумываясь,  кого он накроет осколками, чью пробьёт крышу…
 « Наш он, наш!   Не важно- русский, украинец, татарин, еврей!..- Хотелось мне закричать в  лицо этому ,вытиравшему от крошек  ладонью рот  человеку. Но я изо всех сил сдержался,не находя подходящих слов сразу. Наконец,  бросив ему -подожди!  Проваливаясь в мокром снегу , я кинулся к автовокзалу, надеясь   взять  еды в буфете,  разыскать кого-то из начальства или купить  билет пацану.
  Навстречу, закрываясь рукавом от разыгравшегося бурана, появилась  диспетчер,  тётка неопределённого возраста, сунула шофёру проездной документ:
  -Задержала? Езжай...дорога- то какая... А это кто ещё тут? -Разглядела продрогшее  существо,- Юрка! Ты опять здесь?..
  -Вы его знаете?- с  надеждой  повернулся  я к диспетчеру.
  -Старый знакомый наш. Раз десять уже задерживали. Не хочет жить дома. Да как там жить? Ни крошки хлеба, одни стены ободранные да мать не просыхает.Ладно. Сейчас что-нибудь придумаем. Ну, поезжайте…

  С тяжелым сердцем  устроился  я  за спиной водителя, пытаясь  отвлечься от пережитого едва слышимым сквозь шум мотора   приёмником. Ровный голос диктора перечислял новости дня. О  демографической яме, в которую  попала страна из-за погибших в Отечественной войне. О нехватке рабочих кадров на основных производствах. О материнском капитале, который позволит увеличить население.
   В голосе диктора послышалось мне что-то похожее на торжественность, но возможно это мне только показалось, потому что я уже  спал..