Истории об... Истории

Александр Андриевский
"История учит тому, что её уроки никто не учит" - это высказывание о науке история, ставшее банальным, слышал, слышит, и услышит, едва ли не каждый человек, живущий на Земле. Многие люди с детства знают нелестные высказывания о ней, как об одном из предметов, который изучают в школах и в других образовательных учреждениях. 

В конце 50-ых прошлого века, с родителями, братьями и сёстрами, я жил в сибирском посёлке. Старшие сёстры и брат, учились в начальных классах школы, находившейся недалеко от барака, в котором жила наша семья.

Мне было года три, не больше, когда произошёл случай, о котором расскажу моим читателям. В один из сентябрьских дней, сёстры пришли домой из школы, разложили школьные учебники на столе, в комнате и начали вырывать из них листки.

На вопрос матери: " Зачем они вырывают из учебников листочки?", ответили: "  Так сказали сделать в школе".

- Это по указанию Хрущёва  делается, - сказала мать, выслушав их, -  он тело  Сталина приказал  убрать из мавзолея Ленина, и приписал ему  культ личности. Не подумал Никита Сергеевич о том, что народ - не маленький ребёнок, что он всё видит и всё знает. Народ помнит обо всём.       

Может быть, об этом случае, произошедшем в годы моего детства, я бы благополучно забыл, если б не второй, подобный случай, произошедший через несколько лет.

В октябре тысяча девятьсот шестьдесят четвёртого года, со всех  постов был снят  Никита Сергеевич Хрущёв, бывший Председателем Совета Министров  и первым  Секретарём  ЦК.
 
На следующий день, после произошедшего события, его портреты были сняты во всех властных учреждениях. В нашей школе, учителя дали нам, ученикам, задание : из всех школьных учебников вырвать портреты Хрущёва и параграфы, в которых упоминается его имя. Убрали даже лозунг со словами Ленина о коммунизме и его цитатой, что находился перед учительской. На нём было написано " Коммунизм - это советская власть, плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства". Последний абзац известного Ленинского высказывания принадлежал Н.С. Хрущёву.

В день, когда вырывали портреты Хрущёва из школьных учебников, я вспомнил о том, как по его распоряжению, делали подобное дело, в конце 50- тых годов. История, как говорится повторилась, но с точностью наоборот.    

***

Через год , после снятия Хрущёва со всех  должностей, я учился в пятом классе. Пятый класс считался в нашей деревенской школе старшим классом, поэтому, в нём, предмет историю преподавал новый учитель. Новым учителем истории был Евгений Павлович, недавно приехавший в нашу деревню, по распределению, после окончания института. Он был начитанным молодым человеком, хорошо знал не только историю, которую преподавал в старших классах, но также и другие предметы. С ним можно было разговаривать на любую тему.

Евгений Павлович был активным читателем  школьной  и  сельской библиотек. На его уроках, во всех классах,  всегда была тишина, о которой говорят: " Муха  пролетит -  услышишь". Он был влюблён в свою профессию. Как бы это не казалось странным, но особенного восторга от своего предмета, не испытывал.

Однажды, мы с моим товарищем заговорили с ним о истории. У Ломоносова, Пушкина, и других  известных русских людей, есть высказывания о истории России. Они отличались от официальных, которые были в школьных учебниках.

Выслушав нас, Евгений Павлович, печально вздохнул. - История - интересная наука,-сказал он, - люди варварски относятся к ней с древних времён. Можно много и долго говорить о том, что настоящую историю России от древних времён, до средних веков скрыли не только от народов населяющих её, но даже от историков,которые должны знать её. Быть может, однажды, мы поговорим об этом. Как бы это не казалось странным, но её постоянно переписывают. Кто это делает? Тот, кто хочет утаить правду от своего народа или от мировой общественности, чтобы иметь  от этого свою выгоду. Естественно, правду заменяют ложью. После окончания Второй Мировой войны , информационные возможности государств изменились. Западные страны во главе с Соединёнными Штатами Америки ведут информационную войну против Советского Союза и стран Варшавского Договора, чтобы оправдать свою агрессивную политику.  Я несколько раз говорил вам о "Доктрине Даллеса". О том, что капиталистические страны изменят агрессивную внешнюю политику - речи не может быть! Военно - промышленный комлекс этих стран живёт за счёт торговли оружием, за счёт войн. Я внимательно слежу за тем, что пишут не только наши средства массовой информации, но и зарубежные. Кстати, у меня есть интересные материалы об археологических раскопках, сделанных в Советском Союзе. Мы поговорим о них, тем более, что их провели на территории России. После этого разговора, вы, ребята, понимаете ироничное высказывание о истории, которое гласит:" Уроки истории учат тому, что их никто не учит". На наших  уроках  ещё не раз поговорим о том, что вас интересует.    

***            

Годы, словно птицы полетели после того, как я закончил  деревенскую среднюю школу. Два года службы в Советской Армии прошли для меня незаметно. Служба в учебке, в танковом учебном подразделении,тянулась  в первый месяц. Время, словно локомотив, с каждым очередным прошедшим годом, убыстряло свой ход.  И вот: в пришедшие на Землю девяностые годы двадцатого столетия, распался Советский Союз. После его распада начались катастрофические изменения во многих  странах мира. Войны, будто по мановению волшебной палочки злого волшебника, начинались то на одном континенте Земли, то на другом; утихающие войны стали заменять цветные революции. Фашизм, с которым сражались народы всего мира, появился  в Европе, а на Ближнем Востоке заполыхали в огне религиозных войн: Ливия, Ирак, Иран, Йемен и многострадальная Сирия. Кто бы мог подумать о том, что в просвещённом двадцать первом веке будут варвары, которые начнут уничтожать тысячелетние памятники архитектуры в Ираке, и в Сирии! Увы! И в двадцать первом веке от Рождества  Христова люди остались такими же, какими были в начале сотворения Мира! Из уроков своей истории, они не сделали для себя выводы! Забывают люди  о том, что они отвечает перед ней; кровью своей оплачивают все ошибки,  просчёты в политике, и преступления своих политиков, разжигающих войны на Земле!

Во многих уголках планеты продолжают своё шествие войны и конфликты.Террористические акты, что часто происходят в странах Ближнего Востока или в Европе - уже никого не удивляют: история преподаёт человечеству очередной урок!