1. Мигиренко покинул партком

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Доктор технических наук Михаил Гаврилович Слинько (1914-2008), лауреат Сталинской премии (1946) и Ленинской премии (1960), член корреспондент (1966), гвардии майор. В 1956-1959 гг. работал инструктором ЦК КПСС, затем стал заместителем директора института катализа. В 1976 году покинул СО АН, став заместителем директора по научной работе физико-химического института им. Карпова в Москве.


Неожиданно для меня Георгий Сергеевич Мигиренко не был избран секретарём парткома СО АН после очередной партийной конференции СО АН.

До меня доходили кое-какие слухи, что его критиковали за какие-то ошибки, допущенные газетой «За науку в Сибири». В отчетном докладе Мигиренко покаялся в том, что газета «…допустила ошибки в опубликовании философской критики и материалов советско-американского симпозиума.  А редакция и партком не смогли создать действенную редколлегию и корреспондентский актив» (газета «За науку в Сибири» №48 от 9 декабря 1963 г.).

Я хорошо знал, что обком КПСС внимательно наблюдает за работой парткома СО АН и не пропускает ни одного его упущения. Туманная формулировка, прозвучавшая в газете, свидетельствует о том, что произошло разбирательство этих «упущений» и без наказаний не обошлось.

Но я знал и другое. В это время произошло некоторое охлаждение отношений Мигиренко с академиком Лаврентьевым. Чем-то дед был им недоволен. Слухи об этом ходили, но сейчас я не помню, в чём там было дело. Возможно, Лаврентьев захотел сменить Мигиренко, возможно, Георгий Сергеевич и сам не захотел больше быть «мальчиком для битья», устал от необходимости прикрывать руководство СО АН.

В институте гидродинамики он остался заместителем директора. Теперь я его постоянно видел в Институте, чаще всего он был у себя в кабинете.

Секретарём парткома был избран М.Г. Слинько, которого я совсем не знал. Он работал заместителем директора института катализа и был доктором технических наук (с 1962 г.), общественную активность не проявлял.
 
Но Иван Афанасьевич Молетотов остался освобожденным заместителем секретаря парткома, а Ширшов – членом парткома, ответственным за профсоюзную работу.

В состав парткома вошел и член-корреспондент Гурий Иванович Марчук, директор ВЦ.

Вошли и два заместителя председателя СО АН – Б.В. Белянин, отвечавший за строительство и технические службы,  и член-корреспондент Т.Ф. Горбачёв, руководивший аппаратом Президиума СО АН.

Чтобы заранее предупредить возможные предположения, сразу скажу, что в то время я не думал о том, что лишился весомой поддержки секретаря парткома. Я не чувствовал себя «ставленником» Мигиренко, хотя и знал, что всегда мог легко попасть к нему и поговорить по любому интересовавшему меня вопросу.

Но по поводу ухода Мигиренко из парткома я не переживал. Я просто продолжал заниматься всеми своими делами, как и раньше.

С уходом Мигиренко партком СО АН стал малозаметен и прежнего авторитета не имел.

Я всегда думал, что для М.А. Лаврентьева уход Мигиренко был огромной потерей. Мигиренко хорошо прикрывал Михаила Алексеевича от нападок Обкома КПСС. несмотря на возможные небольшие размолвки между Мигирено и Лаврентьевым, он всегда был его верным и активным защитником.

Да и размолвки касались только тактики поведения, ни в коем случае не принципиальных вопросов. Мигиренко умел смягчать бескомпромиссность деда, его прямолинейность  и нетерпимость.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/06/28/177