"... нет ничего сладостнее отчизны"
"Одиссея" (IX,34)
Слова "отчизна","патриотизм","любовь к Родине" в нашей стране как-то незаметно ушли из обращения.
Правда, можно возразить, что в последнее время, слово "патриотизм" стало звучать с высоких трибун. Народное движение «Память сердца», посвященное, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, является отражением патриотизма народных масс.Нельзя не вспомнить фильм «28 панфиловцев», режиссёра Андрея Шальопы и работу Российского военно-исторического общества (РВИО).
Лукиан - греческий писатель и мыслитель (II век н.э.),сатирически писавший о богах, философах, риториках, в произведении "Похвала Родине" высказал проникновенные слова об отчизне:"В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина. Ведь всему, что люди считают священным и исполненным высокого смысла, научила их родина, ибо она дает им жизнь, вскармливает и воспитывает их. Пусть многих восхищает могущество и великолепие чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество".
Делая серию очерков "Диалоги с молодежью",встретилась с Ольгой Александровной Сальниковой - учителем русского языка и литературы Красногорской гимназии №7, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета.
Вот фрагмент из очерка "Педагог по призванию"(2005 год), в котором затрагивается тема воспитания патриотизма в школе:
-Как воспитывается чувство патриотизма? На каких примерах?
-Вообще сложно научить любить Родину. Мне кажется, даже нельзя, как вообще нельзя научить любить. Нужен повод гордиться чем-то. Мой 9 класс нынешний 11а) на уроке риторики защищал проект «Моя программа процветания России». Ребята выступали с проектами,предлагали изменения в экономике,социальной политике, говорили,что бы они сделали,чтобы Родиной можно было гордиться,стараясь быть убедительными. Я стала подводить итоги. И вдруг один мальчик поднимает руку и говорит:«Ольга Александровна,а Вы лично что делаете для того,чтобы Родина процветала?». Я растерялась на долю секунды, а потом сказала:«Обучаю детей, стараюсь это делать хорошо и считаю себя в ответе за тех,кого обучаю».
Если я выучу настоящих людей,граждан,на которых страна сможет положиться,то это и будет патриотическое воспитание.Лозунгами,призывами ничего нельзя добиться. И вторая сторона: важно, что дети читают.Если они со мной читают произведения, в которых поэты и писатели гордятся своей Родиной, то это влияет на формирование личности. Моя задача - приобщить их к чтению.
-В нашей стране наблюдается отток лучших специалистов за границу. Какое мнение школьников по этой проблеме?
-У нас была дискуссия: стоит ли уезжать за рубеж. Ученики поддержали идею, что надо уезжать за границу:«Здесь «ловить» нечего, здесь мы никому не нужны».
Я говорю:«Там же чужая страна. А как же чувство Родины, скучать же будете?».
Они:«Нет. Там, зато платят хорошо. К человеку по-другому относятся. Там есть уверенность в завтрашнем дне».
Несмотря на все эти аргументы, не представляю себя за рубежом. Я здесь родилась и здесь буду работать. От нас, от каждого зависит, как будет складываться жизнь нашей страны».
И вот по прошествии более десяти лет я, с надеждой, задаю этот же вопрос, но, к сожалению, узнаю,что ничего не изменилось в настроениях школьников. Многие из тех,у кого есть хоть какая-то материальная возможность,уезжают жить и учиться за рубеж.
Обидно, ведь у нас в стране была одна из лучших систем образования в мире. Наши специалисты были нарасхват, их приглашали в крупнейшие научные фирмы Запада и Америки, и, имея базу, они достигали там успехов.
В советское время издавались книги, воспитывающие любовь к Родине, создавались фильмы, прославляющие нашу страну. А прославлять было за что! Победа в Отечественной войне, о которой сегодня, переписав историю, больше говорят на Западе. Восстановление после войны городов, заводов и фабрик - это ли не героизм великого народа. Освоение космоса! Была гордость за Родину!
Да, наши горе-реформаторы разрушали промышленность,оборонку,уничтожили и систему образование, которой мы гордились. Да,просто разрушили,в буквальном смысле, страну! Еще совершили непоправимое - вытаскивая из нашей громадной, очень сложной истории темные стороны, именно их смаковали. В результате выросло молодое поколение, которое знает историю однобоко,и которым,так уж получилось, нечем гордиться. Да,отношение к истории у человека может меняться с течением времени. Так,одна комсомолочка,впервые пришедшая в Музей М.Цветаевой в Борисоглебском переулке, услышав о Сергее Эфроне,восприняла его как своего врага. Через многие годы узнала,что один её дед - белый офицер был расстрелян тройкой ВЧК в 1920 году,а второй дед махал шашкой,отстаивая революцию.
С жизненным опытом у нее появилась мудрость примирения, возникло и понимание всей сложности того,что произошло с Россией на изломе веков.
Еще раз обращусь к античному Лукиану из Самосаты (Сирия):
"Если же человеку в удел досталась родина, из которой ему приходится уехать в чужие края для приобретения больших познаний, то пусть будет он благодарен отчизне и за скромную науку... Тем, кому отечество - мать, дорога сама земля, на которой они родились и возмужали, даже если земля эта не обширна, "камениста и скудна плодородною почвой".("Одиссея"). И даже, если нелегко найти, за что хвалить землю, - все же не будет у них недостатка в похвалах родной стране...".
Мы знаем, что эмигранты первой волны очень по разному относились к России. Знаем о злобности Дмитрий Мережковского и о протягивании руки помощи Сергей Рахманиновым через океан во время Отечественной войны. Известно так же,что в конце 20-х годов Рахманинов в США материально помог Игорю Сикорскому основать фирму, может быть благодаря ему мир узнал российского конструктора как основателя американского вертолетостроения. Сегодня встречаются люди, которые покинули родную страну, получив бесплатное образование в СССР и успев дать бесплатное образование своим детям. Теперь, по возможности, стараются вспомнить негативы разного рода о своей родине,чтобы лишний раз доказать свою лояльность правительству,с чьей руки они получают блага.
Мне ближе позиция Теодоры Янници, кандидата исторических наук, актрисы, руководителя Греческого Культурного Центра в Москве, которая с любовью к своей родине рассказывает о вековых исторических и культурных связях Греции и России, открывает художественные и фотовыставки, организует концерты и спектакли. Вот, если бы наши соотечественники за рубежом, так же как Теодора Янници,несли эти целительные для мира ростки взаимопонимания и дружбы с Россией.
Хочу закончить эссе стихотворением Зинаиды Крюковой,которое она посвятила мне:
Верю в Русь!
Мать-страдалица Русь билась с ворогом долго.
Обессилев, легла отдохнуть.
Утверждать не берусь, где - за Доном иль Волгой
Рать её собирается в праведный путь.
Верю, что, как и встарь, голос Родины мудрой
Призовёт всех окончить вражду,
И рассеется хмарь, воссияет вновь утро.
Все, кто любит Россию, призыв этот ждут.
Верю, матушка-Русь встанет на ноги прочно
И народам Земли явит мощь.
И забудет про грусть, про уныние ночи
И сумеет бессилье своё превозмочь.
Русь! Проснись же скорее, Разомкни свои вежды!
Не лишай в себя веры святой!
Вновь любовью согрей и всели в нас надежду!
Не позволь нам расстаться с заветной мечтой!
Сборник стихов. Птица счастья. М., 2004.