Костёр памяти

Светлана Пожаренко
  Зеленовато-чёрная тиснёная обложка с изображением "Авроры" в левом верхнем углу. Сколько лет этому альбому? Больше полусотни наверно.

  Я перебираю старые чёрно-белые фотографии. Всматриваюсь в знакомые лица. Есть в них какая-то особая прелесть: они естественны, открыты, искренни. В памяти всплывают голоса, смех, жесты тех, кто пережил все ужасы войны, кто восстанавливал страну, лежащую в руинах; тех, кого давно нет.
 
  У бабушки было семеро братьев. Один умер маленьким, трое погибли на войне, а троих я помню.

  Василь Василич из Барсуков - крупный, полный, красноносый, как дед Мороз. Я его обожала - такой добрый, весёлый, громкоголосый - целая гора обаяния. С детьми разговаривал в шутливо-доверительном тоне, и дети принимали его за своего.

  Григорий Васильевич жил с семьёй в Тырныаузе. Умер, когда мне было лет шесть, поэтому воспоминания смутные.

  А вот Николая Васильевича из села Круглолесского помню хорошо. Большой был любитель выпить! Жена его, Татьяна, в молодости была яркой красавицей с русой косой, а в зрелом возрасте прославилась своей скаредностью: яблочком не угостит, кружку молока пожалеет, разве что самогону нальёт. Ну а не хотите - как хотите! Так и прилепилось к ней "Танька жадная".

  Было у них двое детей: Верка рыжая и Володька шалопутный. Вера - умница, закончила пединститут и преподавала историю в школе села Александровское. Умерла в 35 лет от опухоли мозга. Владимир "как Ленин, то по тюрьмам, то по ссылкам". Женился, жену буцкал нещадно, пока не похоронил. Да и сам вскоре умер.

  Татьяна всю жизнь деньги для детей копила, на книжки складывала, добро покупала. А когда муж умер, и детей не стало, осталась Татьяна одна со своим добром и сбережениями. А на что они ей?

  Братья Василий и Николай воевали, но никогда об этом не рассказывали. Собирались родные часто, в гости приезжали, да не на один день, надолго. Хоть и жили небогато, пироги пекли, столы накрывали, песни пели, разговоры затягивались до утра, обо всём, только не о войне. Может быть при детях старались об этом не говорить, не знаю.

  Николай Васильевич работал в колхозе "Родина" трактористом, и человеком был неплохим, но для меня далёким и непонятным.

  И вот недавно на сайте "Книга памяти Ставропольского края" я прочитала, что он был награждён орденом Красной звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией". Вот так!

  Я считала его просто пьяницей, а он был героем!

  Так обидно стало за всех ветеранов, всех неизвестных героев, живущих рядом с нами!

  Дорогие наши старики, те, кто жив, те, кто помнит, рассказывайте, пишите о войне и о своей жизни! Нам это нужно! И нам, и нашим потомкам!

  Чтобы костёр памяти никогда не угас!