Архивы юношей питают

Нил Крас
                Науки юношей питают,
                отраду старцам подают ...
                М. В. Ломоносов

Андрей Рыбалка время от времени удивляет и радует любителей винницкой истории фотографиями, ранее не известными. И всегда стремится, с помощью таких же, выражаясь по-украински, аматоров (сколько ещё прекрасных значений у этого латинского слова!) выяснить, что' изображено (до малейших деталей), когда и где сделан снимок, кем, и так далее. В этот раз, 16.02.2017 А. Рыбалка обратил внимание (сайт «Історія Вінниці») на уже известную фотографию, представив её в лучшем прежнего качестве .

Фотография (см. коллаж) сопровождается подписью на немецком языке: «Могилы расстрелянных большевиками украинских депутатов на главной площади Винницы (Украина)». А на фотографии — построенный за несколько лет до Октябрьского переворота Народный дом и непосредственно перед главным входом в него — относительно свежая могила с деревянным крестом и еловыми ветками на осыпающемся могильном холмике. Рядом, в палисаднике — ещё одна, намного более старая могила с похожим крестом. А. Рыбалка также приводит дату — 1918-й год, но она на фотографии не заметна. На обороте — тоже. И ещё одна важная примета — одно крыло Народного дома обозначено как лазарет.

Сразу возник ряд вопросов.
Какие «украинские депутаты»?
Если не депутаты, а большевики, то кем расстреляны и почему на могиле — крест?
А, может быть, и не депутаты, и не большевики, а восставшие солдаты (октябрь 1917 г.)?
Почему захоронение прошло не на кладбище, а у Народного дома? (Что за могила рядом? — этим никто не поинтересовался).
Словом, вопросов оказалось больше, чем аргументированных ответов. И - немало догадок.
Частично ряд разъяснений был близок к истине, но «железных» доводов не привёл никто.

Я не занимаюсь этим периодом истории Винницы, которому уже посвящено несколько книг, написанных без необходимости придерживаться «линии партии». Но толкование деталей всегда интересно. Особенно тогда, когда фото сделано не винничанином и, вообще, иностранцем. И — для, опять же, иностранцев, которые о Виннице, скорее всего, и не слышали: поэтому разъясняется - Winnica (Ukraine). И подпись подойдёт посему любая, а та, что в пользу идеологии Австро-Венгерской монархии, вообще — наилучшая. И бывшую Тюремную площадь превратить в Главную — тоже не повредит.

Короче — надо искать документ. Не может же быть, чтобы в Областном архиве не найдётся подходящего материала, сразу всё проясняющего.
Но я — в 1800 км от архива, да и, как неоднократно указывал, меня там особо не жаловали.

[Но то было ранее, а с начала этого года всё изменилось.
Напомню вам, о чём я сообщал в сентябре 2015-го года - http://www.proza.ru/2015/09/14/2039.
Группа юных молодых людей (которых «архивы питают») во главе с генеалогом и семейным историком Сергеем Фазульяновым решила очистить «задустованные», по указанию партии и её охранки - КГБ, архивные материалы, после чего их можно было бы оцифровывать и тем самым сделать легкодоступными для всего мира.  Мой вклад в бюджет для приобретения индивидуальных средств химической защиты для будущих «чистильщиков» не был больши'м, но всё же составил 1/25 всей необходимой суммы (это при 5 000 участниках группы «Історія Вінниці»!).  Почти два года после получения моего взноса «чистильщики» не давали о себе знать. Но недавно — в знак позднего признания, что ли? — сообщили мне коды (пароли), воспользовавшись которыми я получил возможность проникнуть в любое место архива, где находятся уже оцифрованные материалы.
И вот впервые - в нерабочее время, чтобы никто меня там не увидел - я проник в Областной архив. Ввёл запрос «Гадалки Рыбалки» - и буквально через пару секунд сегодня под утро получил ответ на нескольких страницах.]

Самый важный документ, переведенный мною на русский язык (его фото — в коллаже), приводится ниже. Искать этот документ, если кто мне не верит — по следующему адресу:
ДАВіО, ф. п. - 138, оп. 2, спр. 60.
Документ переведен безо всякой правки.

                ***
               
               
                СЕКРЕТАРЮ ВИННИЦКОГО ОБКОМА КПУ
                Тов. Козырю П. М.
[1-го секретаря (с 1955 по 1970 г.г.) Винницкого обкома КПУ звали Павел Пантелеевич
— Н. К.]
                Председателю областного исполнительного комитета
                Тов. Слободянику М. С.
[правильно: Слободянюку М. С. — Н. К.]

                Ж А Л О Б А.
                от СТАСЮКА Павла Каленковича, жителя
                г. Винницы, улица Свердлова, № 174

   Я, бывший работник обувной фабрики «Ястреб», теперь им. Н. Щорса. Мне приходилось вместе со старыми большевиками и работниками принимать участие в революционных событиях в городе Винница. В 1917 году в октябре месяце приехала в Винницу революционер - большевик Евгения Бош. Большевики ревкома Тарноградский М. П., Красноленский, Снегов. Я вместе с Большевиками фабрики «Ястреб» т. т. Юрченко, Мороз, Губань, Павленко и др. пошли в народный дом на заседание рабочих и солдатских депутатов.
   Нас окружили юнкера и кадеты под командованием полковника Костицина, нам было предъявлено разойтись, но мы отказались. В нас начали стрелять, кто имел чем отстреливались, но удержаться нам было трудно, от хорошо вооружённых винтовками и гранатами юнкеров. Вынуждены были разойтись, когда мы выбегали на улицу, пуля попала в голову нашего работника фабрики Павленко. Приехал нам в помощь броневик, но под него юнкера кинули гранату, которая повредила броневик. Из броневика выскочил наш товарищ, большевик т. Сухов, но тут же был убит наповал. [Дописано чернилами между строчками: «и были убитые из 15-го запасного полка фамилии не помню» - Н. К.] Так, что тогда три жертвы  революции т. т. Павленко и Сухова и третьего похоронили там же, где они были убиты, напротив народного дома и был поставлен памятник жертвам революции. 40 лет стоял памятник. В 1958 году городской совет расширил улицу, снесли памятник, прах жертв революции перенесли в парк им. Козицкого. То, что прах перенесли это ничего, а что памятник снесли и не установили это неверно, даже очень обидно и недопустимо. Разве первые жертвы революции не заслуживают чтобы поколение знало о жертвах и борцах за Власть Советов. Это могло случиться со мной и другими товарищами.
   Достаточно, что прах перенесли, так ещё памятник згладили [выровняли место, где он был — Н. К.], как будто ничего не было. Надо, чтобы памятник был и наше поколение знало, как их отцы за Власть Советов умирали.
   Я спрашивал на заседании горсовета в доме офицеров, почему сняли памятник жертв революции, мне председатель горсовета т. Огородник ответил, что в парке им. Козицкого стоит красивый памятник и другого не надо. Как видно т. Огородник не знает кому поставлен памятник, а я знаю; Маруся-бандитка наскочила на отряд красноармейцев и было убито 57 человек, среди убитых было много китайцев. Я был в комиссии по похоронам. Эти жертвы были похоронены в парке им. Козицкого и поставлен памятник (см. коллаж, фото В. Г. Бей), так что с жертвами, которые были в народном доме ничего общего не имеют.
   Прошу и настаиваю, чтобы памятник первым жертвам революции стоял на том месте, где были жертвы и раньше стоял. Правда горсовет поставил на месте народного дома какой-то монумент, но это же не для жертв революции.
   Эти первые жертвы заслуживают, чтобы им поставили памятник на месте, где они погибли даже можно назвать площадью революции. [Дописано чернилами: «или ктября, если нельзя поставить» - Н. К.]
   Прошу ответить, какое будет решение. [ Дописано чернилами: «памятник то можно поставить мраморную доску на монументе которая стоит он революционный сделать надпись на доске как вы найдёте» - Н. К.]

8/ХII - 59 г.                Подпись: Стасюк

                ***
Вот и всё стало на свои места.
Фотография по качеству хорошая, но подписана совсем «наоборот».
Благодарю всех, кто в процессе жаркого спора привлёк моё внимание и тем самым способствовал выяснению истины.
Ждём от Андрея Рыбалка новых головоломок.

Das Phantom des Archivs