Душа...

Сергей Савченко
                До начала службы оставалось ровно пять минут, когда Отец Александр подошёл к окну, чтобы ещё раз удостовериться, что странный прихожанин появится около храма с точностью до секунды. Сейчас он снимет фуражку, возьмёт её на локоть по-офицерски, склонит голову, и простояв минуту не осеняя себя крестным знамением, войдёт в притвор.  Уже неделю он совершает свой странный ритуал, не заходя в средний храм, он слушает проповедь в притворе,  не поднимая головы, по окончании службы, выходит… так же минуту стоит перед входом в храм, и исчезает до следующего дня. «Надо бы дать ему знак, возможно не находит в себе силы что-то побороть, но что?..» 

                Выйдя к иконостасу, Отец Александр пристально вгляделся в мужчину, тот в свою очередь словно почувствовав взгляд, приподнял голову. Он знал, в глаза в храме смотреть нельзя, но это наверное был,  особый случай. Никто и не заметил жеста головы батюшки согласно которому, так же не поднимая головы, мужчина зашёл в средний храм, и остановился чуть поодаль от прихожан - пришедших на воскресную службу.  Голос батюшки был строг и думать о чём-то постороннем он уже не мог, а церковный хор, состоящий всего лишь из двух женщин, но с чистыми как небеса голосами - уносил его душу под самый купол, и оттуда он видел всё происходящее - как будто это был красивый и необычайный сон. Все крестились, молились, преклонялись, но он лишь сильней наклонял голову в такие моменты, и потому выделялся на фоне истинно верующих.

                С последними словами молитвы, прихожане  без сутолоки потекли за благословением, незнакомец же - словно под гипнозом  остался  стоять в центре храма. Он был целиком погружён в свои мысли, а возможно его душа ещё летала под куполом, и ждала - когда произойдёт то, чего она хотела больше всего.

- Вас что-то тревожит сын мой? Ваши руки сложены так, словно вы желаете благословения, вы знаете церковный этикет?
Оцепенение медленно растворялось… душа возвратилась в тело, и мужчина вздрогнул.
- Простите Отец Александр, я просто задумался, ваша служба так умиротворённо подействовала на меня, что я будто растворился в бытие духовном, но душа у меня чёрная, нельзя мне в храм, простите ради Бога! – он хотел развернуться и уйти, но батюшка задержал его.
- Давай присядем сын мой, ты стоял не переступив с ноги на ногу, твоё тело сейчас как кремень. Расслабься, негоже в храме держать в себе напряжение.
Я уже неделю наблюдаю за тобой, и если бы сегодня не подал знак, ты ведь не вошёл бы в храм?
- Да батюшка, я бы стоял в притворе… Там  хорошо слышно ваш тёплый голос, и видно иконостас.
- Тогда почему ты не осеняешь себя крестным знамением; ни  перед ступенями храма, ни во время службы?  Ни разу не подошёл к иконам, не поклонился ни одному святому. Скажи сын мой, открой боль своей души, почему  так печально отозвался о ней?
Сегодня воскресение, это день исповеди, может время уже пришло? Ты проходил обряд крещения и очищения?
- Да, я крещёный Отец Александр, но на исповеди не был, да и думаю... за мой грех нет мне прощения.
- К исповеди не ведут аки агнца на водопой… Это должно быть твоё личное желание и твёрдое решение, а вот побеседовать я с тобой могу,  вижу тебе есть, что мне поведать… И начни с того, что тебя тяготит более всего... Твоя душа настолько кровоточит, что ей стоило огромных трудов - достигнуть купола церкви… Отец Александр внимательно следил за искоркой удивления и смятения прихожанина…
- Вы и это видели?! – он немного сник, плечи осунулись, от солдатской выправки не осталось и следа.
- Я много чего в жизни видел солдат, ведь ты не будешь отрицать, что длительное время служил в Армии. Я ведь тоже служил, прошёл много горячих точек, потерял много сослуживцев... и церковь – это единственное место, где я смог вновь обрести себя. А ты потерян, тоже повидал?
- Повидал батюшка… повидал… Но там бой, там враг, но даже врагу я не желал смерти. В такие моменты не думаешь о смерти... ни своей, ни врага.
- Да сын мой, ты прав… В такие моменты забываешь даже о доме и любви. За спиной те, чьи жизни зависят от твоих навыков, знаний и умений. От того – остался ты жив или нет. Тогда, что гнёт к земле твою голову?
- Я смерти пожелал Отец Александр… Уже даже забыл про этот грех, но недавно узнал, что та, кому я это пожелал, умерла в страшных муках…
В воздухе повисла гнетущая пауза, но батюшка даже не шелохнулся, он знал, что если ключ пробился сквозь твердь земли, то он потечёт ручейком, не для того он прошёл столько испытаний, чтобы выдавить из себя лишь каплю.

- Батюшка, скажи мне, почему женщины в храме в платках, а мужчины обязаны снимать головной убор.
- Это всего лишь этикет сын мой, девочки же без платочков, по желанию если только. Это отличие замужних женщин от девственниц,  а мужчины, они берут пример с Господа нашего Иисуса Христа. Он никогда не носил головной убор.
- Я почему-то думал по-другому, это…  наверное отголоски Востока, но ведь сказано: «Да убоится жена мужа своего!» - разве не должна женщина уважать мужчину? Даже если он ей не муж…
- Ты только это усвоил? А то, что муж должен любить жену, как себя самого, ты до этого места не дочитал? А это означает, что мужчина должен относиться ко всем женщинам, как к себе самому.
- Да, но если женщина ненавидит всех мужчин, даже маленьких мальчиков, что играют под её окнами, ведь есть такие женщины?
- Не мне пичкать тебя народными мудростями, я вижу ты далеко не глуп, и ты не нашёл для себя ответа?
- Нашёл батюшка, только нашёл много позже, а тогда… Тогда я пожелал ей смерти… И этот грех не смыть мне теперь ничем.
- Была одна грешница, потом вас стало двое, теперь остался один.
Как думаешь, а если бы она вовремя поняла, и исповедалась за свой грех,ведь ненависть это – смертный грех... Была бы она сейчас жива?
- Наверное, была… - он опять поник головой и сидел так несколько минут, потом медленно поднял голову – его увлажнённые глаза чуть заблестели, и этот блеск исходил из таких глубин, что Отцу Александру всё стало понятно даже без слов. Он молча кивнул на икону Пресвятой Богородицы.

- Отец Александр, сегодня я не смогу ещё сказать всё искренне, можно я в следующее воскресение приду на исповедь?
- Да сын мой, надеюсь ты уяснил, что грех нужно смывать вовремя, потому, что жизнь воплоти коротка, и всё нужно делать своевременно. Ты ещё успеешь снискать к себе любовь, и твой грех через покаяние - уйдёт с твоей души.
               
                Трижды осенив себя крёстным знамением, он повернулся  и направился к церковной оградке, с красивой кованой калиткой. Прямо над ним летела его счастливая душа, и пела прекрасную песню, которую слышал только он…
18.02.17г.