Черный квадрат Малевича - голый король искусства

Лев Балашов
Черный квадрат Казимира Малевича (1914 г.) — голая идея без искусства-мастерства или идея без формы, точнее, форма (черный квадрат на белом фоне) и есть идея, ничего кроме идеи. Ничего не говорит ни уму, ни сердцу.

Художественная идея — всего лишь замысел или главная мысль произведения искусства. Замысел должен воплотиться в нечто материальное. Главная мысль должна иметь плоть и кровь, иначе это будет непонятно что, что-то вроде генерала без армии. Вы можете представить генерала без армии? Любой здравомыслящий человек скажет — нет!

Далее, разве может быть искусство без искусства, т. е. без мастерства, профессионализма, знаний и умений?! Этот черный квадрат на белом фоне может написать практически любой. Не нужно учиться живописи, рисунку, не нужно оканчивать школу живописи, не нужно вглядываться-вдумываться в природу, в жизнь, в человека.

«Черный квадрат» — настоящий манифест неучей и лентяев.

(Один из основателей объединения «Мир искусства», художественный критик Александр Бенуа писал в газете «Речь» в январе 1916 года:
«Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та «икона», которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то «господство над формами натуры»… Черный квадрат в белом окладе — это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

На этот критический отзыв Малевич ответил письмом к Бенуа в том же году: «И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем», добавив: «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть не похожим на вас дает силы идти все дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только преображение»).

Почему, однако, этот «Черный квадрат на белом фоне» стал рассматриваться некоторыми ценителями как произведение искусства? Здесь, как мне представляется, возникла примерно та же ситуация, что и в «Новом наряде короля» сказочника Г. Х. Андерсена.

Правда, Малевич не был лжехудожником как лжепортные-мошенники у Андерсена. Он просто экспериментировал, как многие в его время. В числе 39 полотен Малевича «Черный квадрат» был показан на выставке в 1915 г. Этот «Черный квадрат» оказался самым эпатирующим-шокирующим «творением» Малевича. А в то время весьма благосклонно относились ко всему эпатирующему-шокирующему-анормальному.

В итоге сыграл эффект нового наряда короля. Любители всего анормального восхищались экспериментальными работами Малевича, а другие, чтобы не показаться глупыми и невежественными, поддержали этих любителей. Вот и возникла цепная реакция признания так называемого произведения искусства.

А ВОТ ЕЩЕ ОДИН «ДОСТОЙНЫЙ» «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ» Малевича:

Барнетт Ньюман. Свет Анны — $106 миллионов (см. выше, под "Черным квадратом")

Один блоггер пишет в ЖЖ об этой с позволения сказать «картине»:
«У Барнетта Ньюмана всего девять публичных продаж (в отличие от того же Пикассо, у которого их уже было 359), что не мешает этому американцу состоять в элитном дивизионе самых дорогих художников. Собственно у Барнетта Ньюмана не так много и произведений для продажи — всего 120, поскольку все свои ранние работы он в 1940 году самолично уничтожил.

Полотно «Свет Анны», написанное Ньюманом в 1968 году и названное так в память о своей матери, умершей в 1965, является самым большим из всего творческого наследия художника.

Его размеры действительно впечатляют — 610,5x275 см. Для Ньюмана это было очень важно, он придавал размеру особое значение, как основному компоненту визуального опыта. Ну и конечно нельзя забывать про массив красного цвета, который накатывался художником в несколько слоёв, чтобы достичь нужной насыщенности и сделать его для зрителя физически осязаемым, доминирующим над ним.

Человек сталкивался художником с волной неделимого цвета, что по его мнению, и должно было стать конструктивным началом нового мира, потому что, по словам самого Ньюмана, «человек — существо трагическое, и суть этой трагедии кроется в метафизической проблеме части и целого». См.: http://jim-dylan.livejournal.com/64326.html

Блоггер в положительном духе пишет о «картине». Как бывают люди слепы! Или это изощренная форма подхалимажа, такого метафизического подхалимажа? Какие красивые слова сказаны об этой пустышке! Они напоминают мне обманку в виде фантика-обертки конфеты, в которой на самом деле нет конфеты, пустой воздух. Так иногда взрослые дурачат детей.