В пятом классе урок русского языка. Немолодая учительница Пелагея Степановна с седой гулей на затылке и неизбывной, увеличенной очками печалью объявила ребятам, что сегодня они пишут проверочный диктант. Не торопясь, раздала всем проштампованные листочки и стала размеренно-монотонно диктовать отрывок из рассказа Антона Павловича Чехова "Спать хочется".
- Алёхин, Сева, не вертись, не мешай Губайдуллину, а то оба ошибок налепите! Никуда ваш морской бой не денется. А где Морозов?
Со второй парты встал дежурный: небольшого росточка вихрастый Генка Серебряков:
- Не пришёл, Пелагея Степановна.
- Та-ак. Кто знает почему?
У окошка с трудом вылез из-за парты худющий сутулящийся переросток Саша Ломакин:
- Да подрался он вчера с Сашкой Черных из шестого "б". Ногу вроде бы сломал.
- Беда с вами, ребята. Подойдёшь ко мне, Ломакин, после урока, я дам тебе задание для Кости. Передашь по-соседски. Всё! Настроились на контрольную. Внимательно слушаем и пишем, что слышим. Готовы? Пишем: "В печке кричит сверчок... В соседней комнате, за дверью, похрапывает хозяин и подмастерье Афанасий... Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет - и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель..." Всё успели записать? Анохина, ты чего руку тянешь?
- Можно выйти?
- А диктант?.. Ну, иди, раз невтерпёж... Всю переменку в резиночку проскакала.
Класс начинает сдержанно хихикать. Вспыхнувшая Анохина выбегает из класса, хлопнув дверью.
- Я сейчас повторю прочитанный текст, а вы внимательно проверьте.
Пелагея Степановна медленно читает отрывок, чтобы всё-таки дождаться выбежавшую в туалет Анохину. В классе поднимается шумок. Учительница призывает к тишине:
- Ребята, давайте не отвлекаться, сосредоточьтесь, проверьте, чтобы не пропустить ошибку.
Входит Анохина, вытирая мокрые руки об себя, и быстро садится на своё место. Учительница продолжает читать текст диктанта, ученики молча старательно записывают за нею. Отрывок небольшой, читает педагог медленно, и скоро контрольная заканчивается. Ребята сдают свои контрольные и возвращаются на места. Раздаётся звонок с урока, все шумно суют дневники и тетради в рюкзаки и портфели и выбегают в коридор на переменку...
На следующий день перед уроком Пелагея Степановна выкладывает из своей большой коричневой сумки на стол книжки и стопку вчерашних листочков с диктантами. Ребята носятся по классу, "салят" друг дружку, смеются. Звенит звонок. Все рассаживаются по местам, и учительница начинает урок.
- Ну что я могу сказать о результатах диктанта... Средненько. Хотелось бы получше. Некоторые, конечно, отличились. Пятёрок нет. А вот один диктант мне хотелось бы обсудить. Даша Яншина, прочти, пожалуйста, вслух, что ты написала... Вот здесь, где я подчеркнула.
К учительскому столу робко подходит худенькая девочка и берёт протянутый Пелагеей Степановной листок. Читает:
- Самаварь камурлычит…
- Объясни, пожалуйста, что это? А лучше напиши на доске.
Девочка пишет на доске:
- Самаварь…
- Самовар, что ли? - спрашивает учительница, и класс взрывается дружным смехом.
Даша неуверенно пожимает плечами и продолжает писать: "камурлычит".
- А камурлычит - это как? Свистит, булькает, закипает или котом урчит? - допытывается педагог.
Класс помирает со смеху.
- Не знаю. Там так написано…
- Посмотри, пожалуйста, в книгу. Где это написано?
- Смотрит в книгу - видит…
- Яншин, что у тебя за диктант?
- А я чё… Трояк.
- Вот и нечего выступать. Самому надо учиться грамотно писать, - урезонивает ученика Пелагея Степановна, а сама в это время открывает страницу сборника диктантов и протягивает Даше:
- Читай вслух, чтобы все поняли, что именно там написано. Тише, ребята, не шумите.
Даша читает:
- "Сама Варька мурлычет"…- У девочки вытягивается лицо: ну надо же, кто бы мог подумать? И Даша прыскает от сдерживаемого смеха.
- Смех смехом, садись, Даша, но тут ещё и Афанасий оказался для некоторых заковыристым. Марат, напиши на доске это имя.
Поддавшись общему весёлому настрою, черноглазый ученик дурачась подошёл к доске и размашисто написал: "Офонасий". Класс затих.
- А теперь это же имя напишет на доске Лена Кузина.
Худенькая аккуратненькая светленькая Лена, застенчиво покраснев от всеобщего внимания, подошла к доске и написала: "Афанасий".
- Слава Рыбин нам скажет, кто не ошибся.
- По-моему, Лена, - сказал, поправив очки, справненький и, по всему видать, отличник Слава.
- Если у нас в классе нет Афанасия, это не значит, что его и в природе нет. Чтобы быть грамотным, нужно, ребята, больше читать хороших книжек… Русского поэта Фета звали Афанасий Афанасьевич. Он жил в девятнадцатом веке и оставил нам свои стихи. Вот послушайте:
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око…
- Сева, ну, что ты руку тянешь? Или тебе надо выйти?
- А как же Афоня? - выкрикнул наконец Сева Алёхин.
- А Афоня, - вздохнула Пелагея Степановна, сожалея о том, что стихи Фета пока не пробуждают в её учениках поэтических ассоциаций и возвышенных чувств, - Афоня, Сева, это уменьшительное имя, как и твоё. Ты же Всеволод, так? Вот и Афоня - от Афанасия. И тут уж Афаня никак не напишешь, потому что ударение в слове на "о". А ещё есть поговорка: "Эх, ты, Афоня!" Это о тех, кто поступает нелепо, неумело, без смекалки. Вот, мои хорошие, чтобы это знать, надо читать умные книги, интересоваться, находить ответы на вопросы и запоминать. А то в своих гаджетах вы вон как быстро соображаете и разбираетесь что к чему, а вот с русским языком у вас пока "Самаварь камулычит". Ломакин, как там Костя Морозов?
- Дома прыгает на костылях. Гипс у него. На месяц, сказал.
- Саша, передай, чтоб не отлынивал и делал уроки… Я проверю.
- Передам. Он вам тоже привет передавал…
Класс взрывается смехом.
За фото спасибо Зауру (Эламу Харнишу).