О чём плачут сосны Гл. 37

Клименко Галина
Гл.37


"Ну что же ты молчишь?"  -  сам у себя мысленно спрашивал Яков. 

Ведь решился всё рассказать дочери, более того, уже начал рассказывать и вдруг, когда Луша спросила: - Кто же мой папка и где он?  -  Яков застыл словно памятник, даже язык к нёбу прирос.

"Ну а стоило тогда начинать?  -  поругал он себя.  -  Зачем всё это затевал? А раз сделал попытку, то следует довести её до конца."

Судорожно сглотнув, мужчина хрипло ответил:

-   Я твой папка, Луша, я! Теперича на твоё усмотрение. В обчим, коли чего не так, то имеешь право и прогнать взашей... Я не обижусь, заслужил.  -  и Яков низко опустил голову. Лицо горело от стыда перед собственным ребёнком, но зато на душе стало легче, вот как будто, ни то, чтобы камень кто-то убрал оттуда, а вроде свалилась целая глыбища.

Боковым зрением он мельком увидел, как Луша молча плачет, подтянув сжатые кулачки ко рту. Девушка вздрагивала всем телом, пытаясь свернуться в клубочек, как выброшенный, никому не нужный котёнок. И такая жалость к ней подступила, к этой сиротке, не ощутившей на себе вдосталь ни материнской, ни тем более, отцовской ласки. Ему хотелось подойти и приголубить, успокоить свою кровинку, но понимал: право такое ему на это никто ещё не предоставлял.

"Дурак. Ну зачем признавался? То хоть "дядечкой" был добреньким, а теперь она и смотреть в мою сторону не захочет. Ну что ж, значит судьба моя такая."

-   Луша, вот еда, что бабушки тебе передали: баба Варя и баба Прося. Да и дед Мишка рвался проведать. Прими их пожалуйста, нехай хоть одним глазком на тебя полюбуются, они ить ни в чём не виноваты. А я зараз ухожу. Прости, что не угодил этой правдой, но я честно желаю тебе тока всего хорошего.  -  Яков встал и уже было шагнул к двери.

-   Папочка!  -  донеслось до него. Он обернулся и понял, что Луша не произносила ни звука лишь от того, что не могла и слова вымолвить от слёз, она и в данный момент не умела говорить, захлёбываясь ими, и просто раскрыла свои объятия для отца и ждала, чтобы прижаться к родному ей человеку.

Яков, как будто потерял разум от таких перемен, он-то думал, что дочь восприняла всё иначе. Мужчина бросился к её кровати, стал на колени и обнял плачущую Лушу, целуя её мокрое лицо.

-   Доченька моя, раскрасавица ненаглядная! Прости меня за мою молодость, за всё прости! Никогда я тебя не оставлю более и ни грамма не мешкая, жизнь свою за тебя готов отдать, коли понадобится. Луша, для меня вы с Артёмом одинаковы, даже не сумневайся, никогда никого не отделю. Клянусь! Хотя Тёмка рос у меня на глазах, но ить ты тоже в любви была зачата. Тока прости, а я всё на свете для тебя смогу и сделаю.  - шептал он ей те слова, что шли прямо от сердца.

-   Папочка, не плачь.  -  наконец, немного успокоившись, сказала Луша дрожащим голоском. И только сейчас он заметил, что плакал вместе с нею. Яков застыдился, как-то улыбнулся виновато, но Луша не давала времени на раздумья.

-   Папочка, я ить разревелась от счастья. Ты сам посуди... Ить считала, что кроме меня и бабуни никого более нету во всём белом свете, а нынче выясняется, что у меня тятечка есть, брат старший, ишшо и бабуня с дедуней. Спасибо тебе, Господь Милосердный!  -  девушка спешно перекрестилась.  -  Не зря люди говорят, будто Он что-то забирает, но потом что-то и дарит взамен. Мне не суждено было долго понежиться под материнской грудью, но теперь я самая богатая, у меня стока есть родных - да об том мне только мечтать и мечтать!
Какие у вас, у взрослых, были отношения, в то я не собираюсь вникать. Каждый тут прав по-своему: и ты, и мама, и баба Варя с дедушкой Кириллом. Но я тут не при чём, я просто беру то, что мне Бог даёт, правильно, папочка? У меня же и силушек-то столь не найдётся, чтобы отказаться.

-   Да, детка моя. От этого решения всем будет хорошо.  -  он ещё что-то хотел сказать, но в палату вошла Софья Леонтьевна и разом спутала все мысли.

-   Простите, Яков Михайлович, но вам уже пора. Ой, а что за слёзы?  -  обратилась она к Луше.  -  Нет-нет, вам нельзя! А вдруг, молоко пропадёт, вы что ребёнка не собираетесь кормить?

-   Я больше не буду.  -  пообещала Луша. А у самой двери, когда Яков помахал ей рукой и уверял снова вскоре её навестить, она его тоже попросила:

-   Папочка, пусть и бабушка с дедушкой меня проведают, я же с ними ещё не знакома. Ладно?

-   Они уже сбираются, Луша! Конечно, скоро прибудут.

Уже в коридоре Софья Леонтьевна предупредила:

-   Яков Михайлович, внука я вам не покажу, извините. Этим распоряжается Платон Еремеевич, а его пока нету.

-   Понимаю, Софья Леонтьевна, и не настаиваю. Ведь внучек мой никуда от меня не денется, верно?  -  и Яков, как на крыльях побежал к родительскому дому, и снова по задворкам.

Там его уже с нетерпением поджидали.

-   Ну что?  -  кинулись к нему Прасковья Ильинична и Михаил Фёдорович, как только он заскочил в комнату. Хотя, уже и по его сияющим глазам можно было обо всём догадаться.

-   Всё хорошо!  -  проговорил Яков и плюхнулся на лавку.  -  Поспешайте, Луша дожидаить вас всех.

-   Ото добре! Ото по-людски!  - довольно крякнул Михаил Фёдорович.  -  Бабка, можа нальёшь нам в честь такого события?  -  обратился старик к жене.

-   Ещё чего?! Потомача с пьяным рылом попрёшься с внучкой знакомиться? Ни за что!  -  проворчала на него Прасковья.  -  Всё после. Как заберём Лушеньку из больницы, так всем наливать и зачнём, а покуда терпи.

-  Ну после, так после.  -  согласился хозяин.

-   А малыша показали?  -  допытывалась Прасковья Ильинична. Но Яков не успел ответить, дверь распахнулась и в хату влетела Авдотья.

-   Так вот, какую роженицу ты с Вольного привёз!  - взревела она.  -  А я и думаю, николы в Вольное тебя не посылали по делам, а это, вдруг забожалось. И после всю ноченьку не спал, всё ворочался да вздыхал. А утром проснулась, гляжу, нету, ужо умотал. Ну, я и прошмыгнула в больницу, я знала, где тебя искать. Ах, ты ж кобелина ты, кобелина! Глазищи твои бесстыжие! Полюбовницу ты сюда доставил и та детина, надо понимать, от тебя народилась? Я подсматривала в окошко, как ты с ней обжимался и целовался да слёзы пускал от упоения. Ненавижу тебя, ненавижу, ты мне всю жизню сгубил, окаянный!  -  орала женщина на весь дом.

-   Замолчь!  -  с визгом прикрикнул на неё Михаил Фёдорович и даже ногой притопнул.  -  Дура!

-   Это дочь моя, а не полюбовница!  -  вмешался в паузу Яков.  -  А младенец... Да, тоже моя кровинка. Внук он мне потому что!  -  торжественно произнёс он.

-   Дочь?  -  брови Авдотьи полезли на лоб. Она ахнула и оглядела всех присутствующих по очереди, ничего не понимая.

-   Авдотья.  -  с неохотой начал Яков разъяснения.  -  Те люди, что меня спасли тогда в тайге, когда Илюха погиб, помнишь? Вот, Варвара Петровна перед тобой. А Кирилл Николаевич помёр ужо. Так вот... С ними внучка тогда жила, а я это скрыл. Прости, виноват перед тобой, каюсь. Её давно уж нету, погибла, но есть наша с нею дочь, Луша. Коли не простишь, то держать не стану, вот так, значить.  -  Яков стёр со лба пот и продолжил:

-   Ещё раз повторяю, я виноват перед тобой, но перед дочерью виноват ишшо больше. Я ить тогда семью выбрал. Потому, нынче своего дитя, я ни за что не брошу. Вот и весь мой сказ.

-   Получается, что пока я с нашим сыном нянькалась, ты по тайге со своей зазнобой кувыркался? Да ты нелюдь! У тебя ни грамма совести нету! Да чтоб ты сдох, падаль!  -  захлёбывалась Авдотья.

-   Не смей моего сына оскорблять и желать ему напастей! Шоб на тебя это всё воротилось! Не для того я его рожала, шобы кажная тут зла ему накаркала, не дай Бог. -  не выдержала Прасковья.

-   Ты гляди, заступница тут объявилась!  -  удивительно спокойно ответила ей Авдотья.  -  Нашла чем похвастаться, сына она родила. Бабника ты родила несусветного!  -  и громко хлопнув дверью, Авдотья удалилась.

-   Не, ты слыхал?  -  обратилась Прасковья к мужу, расстроенная, что последнее слово осталось не не за ней.  -  Мишка, ты слыхал, говорю?

-   А чего ж не слыхать, слыхал, конечне! Пока не глухой. - отозвался Михаил Фёдорович.  -  Ну а чего? Шо бабник, то бабник, крыть нечем. Но за внучку спасибо.  -  старик, хитро прищурившись, бросил взгляд в сторону сына.  -  Чего теперь судить-рядить, дело ужо сделано. Что же, убить нам детину, чтолича?

Варвара Петровна сидела в это время в уголке на табуретке и никуда не вмешивалась. Она понимала, что творится в душе Авдотьи. Но кабы та Авдотья заглянула в её душу, что там творится и творилось, когда похоронила сына следом за невесткой, а после внучку, которую растили с дедом на свою старость, а получилось то, что и в самых страшных думках предположить не могли. И если Яша не отворачивается от своей дочери и собирается её признать всенародно, то, разумеется, она примет только его сторону. Своя ить рубашка завсегда ближе к телу.

-   Ладноть...  -  отмахнулся вслух от набежавших мыслей, Михаил Фёдорович и покосился на сына.  -  Ты отправляйся к себе и разбирайтесь с жёнкой на здоровье сколь угодно, хоть раком становитесь и забодайте друг друга. А нам не мешай, мы зараз до Луши сбираемся.

Яков вышел за ворота родительского двора, но Авдотьи везде и след простыл.

"Мабуть узелки к отъезду готовит."  -  подумал он и почему-то вздохнул с облегчением. Чтобы разводиться с ней, у Якова и намерения не возникало. А просто предугадывал то последующее существование с супругой под одной крышей, когда она уже узнала о Варе и его дочери Луше. - "Да это ад кромешный наступит, уж лучше пускай едет к матери от греха подальше."

Неожиданно, впереди показался Артём, он специально выглядывал отца. По внешнему виду сына Яков легко допетрил, что Авдотья уже напела тому, что требуется и чего не требуется. Привычную улыбку на лице Артёма, как корова языком слизала да и глаза нарочно отводит, от, уставился в конец улицы и вроде перед ним не отец остановился, а самый злейший вражина.

Яков протянул сыну руку для приветствия, но тот и ухом не повёл.

-   Так вот, значит, батя, почему ты мне не разрешил любовь крутить с Лушкой! Потому что она твоя полюбовница, а я мешался под ногами, так? А ребёночек народившийся, это мой братишка младший, правильно? Как хоть назвали, а? Не Яковом, в честь папаши? -  издевался Артём, небрежно сплёвывая через губу.

У Якова аж скулы свело от гнева, он сжал кулаки, но сдержался. Артём же не в курсе настоящей истины, поэтому следует попытаться ему всё объяснить.

-   Не разрешил я тебе, Артём, как ты выразился, любовь крутить с Лушкой, потому, что она твоя сестра. А тот малыш вовсе не братом тебе считается, а родным племянником. Ещё вопросы будут? Или я перед тобой, сопляком, тут должен на колени упасть и подробно поведать, как и при каких обстоятельствах я изменил твоей матери? Не случится того и не надейся! Не обязан я, понял? Я свой отцовский долг выполнил, семью не бросил, а что произошло в моей жизни, то не твоё собачье дело, слыхал меня? Ты ещё не знаешь, что тебя впереди ожидает. Перед матерью твоей я повинился и как ей поступить, то это только её личное право.

Артём, до этого стоял понурившись, вобрав голову в плечи, вдруг резко распрямился и с изумлением спросил:

-   Лушка моя сестра? Это так, батя, я ничего не напутал?

-   Нет, сын.  -  Яков перевёл дыхание. Он уже предвидел дальнейшие события.

-   Вот это да! А мамка мне тут... Ладно, то не так важно, то вы сами расхлёбывайте, но я доволен, батя, честно! Ото мы с ней тогда сразу и нашли общий язык, шо она кровь моя родная. Ну, батя, ты даёшь! От не ожидал...  -  Артём расплылся в улыбке.

-   Спасибо, сынок, что понял и... прости, ладно?  -  Яков притянул сына к себе за руку и обнял. Тот не сопротивлялся, но через мгновение легонько отстранился, парень ещё не мог прийти в себя от услышанного.

-   Да за что меня благодарить? И извиняться не стоит. Назад же невозможно отмотать годы и исправить там все ошибки. Да и зачем их исправлять? Кабы убил кого, а так... Мне нравится, батя, что у меня теперь есть сестра.

-   Платон же ведал обо всём ещё с вечера, неужто ничего не сказывал?  -  удивился Яков, но в то же время, и восхитился этим человеком.

-   Не, не сказывал.  -  подтвердил Артём.  -  Либо посчитал, что тока ты имеешь право гутарить со мной на эту тему.

-   И правильно посчитал.

-   Бать, когда Дарина возвернётся с работы, то мы с ней Лушку пойдём проведать. Мы понесём ей мёд с орехами и сливочным маслом. Это чтобы молока было много.

-   Интересно, а тебе откуда ведомы такие подробности?

-   Дык... Скоро это и нам с Дариной сгодится.

-   Да ты что, неужели?  -  Яков снова прижал к себе сына.  -  Господи, спасибо Тебе за всё! Я и не заслуживаю столько счастия, сколько Ты мне его даёшь.