Непрочитанный Рэй Брэдбери

Галина Алинина
Где-то, в начале восьмидесятых, преподнесли мне, в качестве «презента» два изящных, дефицитных по тем временам, томика Рэя Брэдбери. Приняла с благодарностью. Однако, на завистливое восклицание приятеля,знающего толк в литературе, равнодушно, но с некоторым вызовом пофигистки, заметила:
- Это, по случаю. Вообще-то, я зарубежную литературу не знаю и не читаю. Разве что, по необходимости, специальную.

- Как? Совсем?!

- Ну, да! Нашу люблю,отечественную. «Войну и мир», после школы, словно впервые, вновь перечла. Опять же – «Анна Каренина», «Крейцерова соната»!  Чехова «подписное» поступает. Драгоценные томики! Каждый таит открытие, хотя, была уверена, что весь Антон Павлович давно прочитан. Мельников-Печерский удивительный с его - «Старые годы». Мамин-Сибиряк. Аксакова недавно  приобрела – с ума сойти! «Детские годы Багрова внука»! Гончаров, обожаемый, с  «Обломовым» и « Обыкновенной историей». Гоголь, несравненный. Тургенев, А.Куприн с его "Гранатовым браслетом" и "Поединком". Гиляровский.  А каковы нынешние, за сердце берущие вещи! Виктора Астафьева «Царь-рыба», «Последний поклон».  Валентина Распутина «Живи и помни. Вообще - «деревенщиков». Борис Васильев, с  его - «В списках не значился». И «Зори…». Не говоря уж о  Пушкине, Лермонтове, к которым бесконечно возвращаюсь. Да, и можно ли перечислить любимое в русской поэзии: Анна Ахматова, Ф.Тютчев, А.Блок, М.Волошин, Николай Рубцов, Александр Твардовский, Пастернак ...
Ныне, успеть бы только за публикациями в новых толстых журналах!
 
Так что, иностранная литература осталась за бортом интересов моих. Может, телевидение в какой-то форме познакомит меня с  нею (спектакли, фильмы),  но  сегодня, честно признаюсь, я в этой сфере абсолютный дилетант. Хвастаться невежеством не принято, я тебе – по секрету!

- Послушай,- разволновался приятель, - но хоть «Чиполлино» Джанни Родари, ты читала в детстве?
- Естественно, читала.

- А «Приключения Тома Сойера»  Марка Твена?
- Ну, кто же этого не читал?

- А «Записки о Шерлоке Холмсе»?
- Читала! Но, не считать же эту литературу, - «зарубежной». Кто  у нас не читает Конан Дойля!

- Пусть так! А Диккенса -  «Оливер Твист»?
- Конечно! И ещё –  «Жизнь Дэвида Копперфилда».
Кстати, была хорошая книга «Без семьи». Автора не помню.
- Автор француз, Мало Гектор.  А Драйзера не приходилось читать?

- Драйзер!  «Дженни Герхард» - я  нашла в макулатуре и читала, помню, всю ночь. Потом, много позже - «Сестра Керри» и «Американская трагедия».  Помню ещё Эмиля Золя  «Дамское счастье». Думала,  любовное, а это было  прекрасное  экономическое «пособие».
 
- Имя О.Генри тебе что-нибудь говорит?
- Да! Рассказы О.Генри!  Особенно, «Поросячья этика»! С этим рассказом случай вышел. Потом расскажу. Очень запомнился и «Херкимеров справочник».

- А Бальзак?
- «Оноре де Бальзак»! Так торжественно произнёс наш историк, извлекая из парты Нинки Поздняковой  книгу, которую та увлечённо читала на уроке обществоведения.   Кто не знает -  «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа», «Гобсек».

- «Граф Монте Кристо», надеюсь, тебе известен?
- Александр Дюма! О,да! И «Три мушкетёра», которую мы читали, по очереди, ещё  в 5 классе.

- А Жюль Верн?
- «Дети капитана Гранта» мне подарила мама в третьем классе. Помню, я читала и торопилась вечером пересказать очередную главу нашей старой соседке.  Та увлеклась и дождаться не могла, чтобы узнать, остался ли жив Роберт, унесённый кондором. И найден ли будет капитан Грант, ведь книга уже шла к завершению.   А года через два, в пионерском лагере,  среди потрёпанных ветхих книжек, я обнаружила «Таинственный остров». Очарование этой книги не покидает до сих пор. Истинная энциклопедия! Потом и «Двадцать тысяч лье под водой» получила в районной библиотеке. Кстати,  «Пятнадцатилетний капитан» с увлечением прочла уже взрослой.

- О чём же ещё тебя спросить? Ну, «Собор Парижской Богоматери» тебе не известен, наверное?
- Виктор Гюго? Читала!  И ещё о Гуинплене. Да, «Человек, который смеётся»!

Послушай, дорогой!  Разговор наш принимает интересный оборот. Оказывается, я кое-что знаю  из иностранной литературы. Герберт Уэллс «Человек- невидимка», «Мифы Древней Греции». Даже «Одиссею» Гомера прочла до половины. Не вспомнить  ли, право, как иностранную, "Робинзон Крузо" и "Путешествия Гулливера" ?
                Конечно же, все девчонки тайком читали Ги де Мопассана.
И «Кармен»  Проспера Мериме читала.  «Красное и чёрное» Стендаля.  «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда помню. Эпистолярное «Милый лжец» Б.Шоу.  А Шекспир! Его тоже следует упоминать, как «иностранную литературу»? Тогда – «Гамлет» и «Король Лир». В переводе С.Маршака великолепные, несравненные Сонеты Шекспира, стихи Роберта Бёрнса. Замечательный «Вересковый мёд» Роберта Стивенсона. Данте «Божественная комедия».  Правда, всё это читалось в молодые годы.

Но, вот в чём парадокс! Я давно перестала считать перечисленные  книги иностранной литературой.  Она, для меня - родная, классическая. Если хочешь, планетарная, прекрасная – на все времена! Что-то я не помню, или забыла, в нашей школьной программе, в мои годы, понятия - "Зарубежная литература". Потому и считали мы "своими" Тома Сойера, Гавроша,рассеянного Паганеля, что не "расщепляли" их в классе  на литературные "образы", оставляя в сердце нашем живыми людьми.

               
                ***
И, всё-таки, два изящных томика Рэя Брэдбери сыграли добрую роль в моей судьбе. А, может быть, кто знает, помогли мне выжить.
 
Тяжёлым выдалось для меня - то лето в кардиологическом Центре. Улучшения, явно, не наступало. Надежда была на препарат, который необходимо было приобрести моим родным дополнительно, но в аптеках города он отсутствовал. Ждали, пока вышлют знакомые из Москвы. Мамочка, навещая меня в один из таких дней, кроме обычных апельсинов и минералки, захватила,  оставленные  дома на столе два томика Рэя Брэдбери, чтобы я могла отвлечься. Правду сказать, не слишком она вникала в мои  читательские пристрастия.

Наутро, во время обхода, мой  лечащий врач  только тяжело вздохнул, увидев знакомую серию.
- Знаете, доктор, возьмите эти книги, в знак благодарности. Я не читаю этого автора.
- Для меня это был бы очень ценный подарок, - смутился он, - у меня приличная библиотека, может, обменяемся?  Что бы Вы хотели получить взамен?
- Мне нужно, Вы знаете, лекарство.  Не поможете ли достать?

Он,  на минутку, задумался и кивнул.  Через два дня пара упаковок драгоценных ампул была у меня на столе. Чудодейственное ли средство помогло, или организм был ещё относительно молод? Однако, с тех пор прошло более тридцати лет. И я добрым словом поминаю Рэя Брэдбери,  его фэнтези, которые, так никогда и не прочла.