Репортаж о юбилее Р. И. Тихомирова

Наталья Сергеевна Бахова
Написан в ноябре-декабре 2015 года по просьбе музыковеда Иосифа Генриховича Райскина. Опубликована в газете "Санкт-Петербургский музыкальный вестник", № 1 (129), январь 2016.

(на фотографии слева направо: Роман Кириллович Тихомиров \внук\, Кирилл Романович Тихомиров \сын\, Виктор Иванович Гончаренко \ученик\, Наталья Сергеевна Бахова \исследователь творчества и биографии Тихомирова\, Александр Васильевич Сластин \актер\, Светлана Борисовна Николаева \актриса, супруга В.И.Гончаренко\. 3 ноября 2015, Санкт-Петербургская Театральная библиотека)

Новатор музыкального искусства
(к 100-летию со дня рождения Романа Тихомирова)

Роман Иринархович Тихомиров - одна из знаковых фигур в истории советской оперной режиссуры. Ученик Э. И. Каплана, главный режиссер Мариинского театра с 1962 по 1977 год, заведующий кафедры музыкальной режиссуры Санкт – Петербургской консерватории с 1962 года (которая была восстановлена благодаря его стараниям), человек, сумевший вывести жанр кинооперы на принципиально новый уровень. А еще – постановщик многочисленных спектаклей в театрах по всему Советскому Союзу, первооткрыватель национальных опер… Говорят, объять необъятное невозможно, но порой кажется, что Тихомирову и это было по плечу. Организаторы юбилейных мероприятии тоже постарались рассказать обо всех многочисленных гранях его жизни и творчества.

3 ноября 2015 года в Санкт-Петербургской Театральной библиотеке состоялась конференция «Роман Тихомиров – новатор музыкального искусства». Историк, исследователь биографии и творчества режиссёра Наталья Бахова рассказала об истории создания киноопер ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Крепостная актриса", "Князь Игорь"), об опыте создания оперного либретто (опера «Повесть об одной любви» по повести Б. Лавренева «Сорок первый», композитор Дмитрий Толстой, премьера состоялась в Мариинском театре в 1965 году). Были зачитаны отрывки научных статей, посвященных его режиссёрским и педагогическим приемам, приведены краткие сведения об его семье, в частности, о дальнем родстве с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым (дед Романа Тихомирова по материнской линии Иван Христофорович Книпер приходился двоюродным братом жене композитора Надежде Пургольд).
Ирина Евгеньевна Тайманова поведала о романтических мотивах в его жизни и творчестве: ""Что наша жизнь? Игра – я думаю, что эта фраза полностью отвечает характеру и темпераменту Тихомирова. Для него жизнь была игрой - азартной, увлекательной, в которой он часто менял ракурсы, сохраняя романтизм в любой из своих работ… Что же главное в Романе Тихомирове? Я думаю, как в любом романтическом герое – увлечь за собой тех, кого он любит – женщин, актеров, труппу, массы и кинозрителей."
Артист Александр Сластин, сыгравший в фильмах у Романа Иринарховича князя Галицкого и Каварадосси, поделился своими воспоминаниями о съемках, а так же о его методах работы с актерами и организации съемочного процесса. Историю создания фильма "Князь Игорь" дополнил рассказ его редактора, а ныне писателя Михаила Кураева.
Иосиф Райскин поведал о «современничестве» Романа Тихомирова в выборе произведений для постановок на сцене Мариинского театра, об его внимании к композиторам-ленинградцам, к оперной драматургии XX века. Прозвучал небольшой экскурс в историю становления режиссуры как профессии. Эмоциональное выступление Иркина Габитова в основном носило мемуарный характер, однако он особо остановился на системе организации оперных театров в советское время и проблемах создания и развития национальных опер. Виктор Гончаренко, автор книги о своем учителе «Роман Тихомиров. Кадры из жизни», также сделал ряд кратких сообщений. Выступления присутствующих перемежались демонстрацией отрывков киноопер Тихомирова.

А 5 ноября в Доме актера состоялся вечер его памяти. Еще задолго до появления первых зрителей в залах бывшего дворца князей Трубецких зазвучало имя Романа Тихомирова - телеканал "Культура" проводил записи воспоминаний о нем для создания телесюжета в программе "Царская ложа". Основная часть этих рассказов снималась на фоне фотовыставки в вестибюле главного зала, на которой были представлены фотографии Р.И. с друзьями, коллегами, а так же большое количество снимков из семейного альбома. Особое внимание было уделено рекламным материалам к его постановкам: почтовым открыткам, промо-постерам для кинотеатров и афишам фильмов и спектаклей (особого внимания заслуживали красочная испанская афиша, американские и советские постеры к фильму "Князь Игорь"). Посетители также могли увидеть афиши вечеров памяти Тихомирова прошлых лет и увеличенную копию газетной статьи, написанной Виктором Гончаренко в 1989 году в газету "Музыкальные кадры".
Но вот погас свет в зале и зазвучала увертюра к "Князю Игорю", а на экране стали появляться фотографии Романа Иринарховича. Открылся занавес и ведущие Ольга Мухортова и Макар Алпатов под несмолкающую музыку Бородина начали увлекательный рассказ об этом удивительном человеке. Этот рассказ на той же радостной ноте подхватили его ученики Станислав Гаудасинский и Ирина Тайманова, своими воспоминаниями поделился певец Константин Плужников, исполнивший также старинный романс "Не покидай меня". Юрий Лаптев, великолепно исполнивший арию Шакловитого из "Хованщины", рассказал о поистине отеческом отношении Тихомирова к молодым талантам. Выступление профессора Петербургской консерватории Татьяны Ильиной вызвало немало улыбок среди присутствующих, так как она рассказала о том, как Р.И. однажды активно помог своим студентам воспользоваться шпаргалками на одном из важных экзаменов, который проводила Татьяна Валериановна.
Далее был продемонстрирован отрывок из документального фильма "Поет Ирина Богачева" - единственные документальные кадры с Романом Иринарховичем. Практически сразу же на сцене появилась главная героиня этого фильма, поведавшая об его роли в становлении своей творческой судьбы и блистательно исполнившая арию Екатерины из оперы Андрея Петрова "Петр Первый" и романс Валерия Гаврилова "Простите меня". Ирине Петровне аккомпанировала ее дочь, заслуженная артистка России Елена Гаудасинская. Иркин Габитов поделился воспоминаниями о своем знакомстве с Тихомировым: Роман Иринархович, приехавший в Ташкент ставить одну из национальных опер, испытывал затруднения с пониманием текста либретто, написанного на узбекском языке, и обратился к Габитову – концертмейстеру группы фаготов – с просьбой о помощи. Молодой музыкант, который давно интересовался режиссурой, охотно согласился и слово за слово начал предлагать свои варианты мизансцен, а в ответ услышал приглашение поступать на кафедру оперной режиссуры. Однако история на этом не закончилась: приехавший в Ленинград Иркин не имел соответствующего макета для экзаменов, но не растерявшись, подошел к столу и построил макет из всего, что нашлось на столе: бутербродов, бутылок с водой, скрепок, бумажек и представил комиссии экспозицию сцены Игоря и Кончака из бессмертной оперы А. П. Бородина. Комиссией во главе с Романом Иринарховичем эта импровизация была оценена на "отлично". Со своим рассказом также выступил Виктор Гончаренко. Как и начало вечера, его финал также прошел под музыку и демонстрацию фотоснимков. Включился свет в зале, закрылся занавес, не спеша разошлись зрители, многие из которых и не подозревали, что стали участниками съемок документального фильма о Романе Иринарховиче, который снимал режиссер ... Роман Тихомиров. Это внук режиссера (сын ветерана "Ленфильма", оператора Кирилла Тихомирова) также выбравшей режиссерскую стезю. Зрители смогут увидеть новый фильм в середине 2016 года.