Рецензия. Бибо Ватаев глазами друзей

Наталья Сергеевна Бахова
Рецензия на книгу Дамира Даурова "Бибо Ватаев глазами друзей", Владикавказ, 2010.

Написана летом 2013 года по просьбе Даурова, опубликована в книге "Гуыргае даетты заелланг. Фыссаег Дауыраты Дамиры сфаелдыстады библиографи" ("Звон родников. Писатель Дауров Дамир: Библиография и творческий путь"), составитель Каряева - Даурова Фатима Махарбековна, Владикавказ, Издательско-полиграфическое предприятие им. В.А.Гассиева, 2014. Книга подписана к печати 7.2.2014, тираж 200 экземпляров.

В публикации воспроизведена с ошибкой - перед самим текстом напечатали мое личное обращение к автору. В изначальной редакции была безымянной, заголовок придумал сам Дамир Дауров на основе моей же фразы.


О ЧЕЛОВЕКЕ С ДОБРЫМ И ЛУЧИСТЫМ ВЗГЛЯДОМ

Бимболат Ватаев… Народный артист РСФСР и СОАР, обладатель диплома за лучшую мужскую роль на Панамском кинофестивале и титула «Человек – национальное достояние России», выдающаяся личность, ставшая легендой еще при жизни. Но эта книга – вовсе не скучное перечисление ролей, призов и титулов, а живой и увлекательный рассказ о человеке: его мечтах, увлечениях, привычках и маленьких слабостях. Основную часть «Книги памяти» составляют 28 текстов – воспоминания, в большинстве своем написанные друзьями и коллегами Бибо по «творческому цеху». Также в нее включены 10 «цитат» мини-воспоминания, которые, как правило, уже публиковались ранее в других изданиях; 4 театроведческих и киноведческих статьи, стихотворная эпитафия Музафера Дзасохова и краткие ответы Ватаева на вопросы коллег в день своего 50-летнего юбилея. Таким образом, издание дало возможность высказаться сразу 44 людям, включая и самого «виновника торжества». Воспоминания, приведенные в книге, можно разделить на несколько групп. К первой можно отнести достаточные большие по объему тексты, охватывающие значительный хронологический промежуток, авторы которых не только приводят подробные описания событий, но и стараются проанализировать и раскрыть перед читателями корни происходившего — таковы повествования Олега Бежаева, Розы Бекоевой, Урусби Бацазова и Николая Ходова. Особенно впечатляет необыкновенно проникновенный, идущий от самого сердца рассказ Тамерлана Тотикова. Вторую группу составляют меньшие по объему тексты, охватывающие не такой длительный промежуток времени, авторы которых не столь стремятся осмыслить приводимые ситуации как, например, Ирина Джерапова-Беликова, Рита Караева, Казбек Хутугов и Тамара Хестанова. К этой же группе можно отнести выполненную Ларисой Скаевой литературную адаптацию воспоминаний вдовы Бимболата Жанны Федоровны, которая сумела в простых и немудреных словах изобразить яркую панораму Жизни и Любви этого удивительного человека. К третьей группе относятся небольшие по объему тексты – эссе, как правило, описывающие одно—два конкретных события и содержащие различные размышления автора. Это рассказы Анатолия Дзантиева, Бексолтана Тулатова, Акима Салбиева и Михаила Дзбоева. Небольшие по объему воспоминания Даргуна Омаева удивляют своей простотой и душевностью и в то же время – емкостью и четкостью изложения.
Подводя итог, можно сказать, что это издание выполняет сразу две функции: фиксирует для истории различные сведения, в том числе о внутриполитической ситуации в республике и повседневной жизни культурной элиты и сохраняет живой образ Бибо для потомков, в том числе с помощью большого количества разнообразных фотографий. Также необходимо отметить высоко-художественность оформления: выгодное цвето - и шрифтовое исполнение, а также проходящий «красной нитью» традиционный осетинский узор — все это делает книгу замечательным подарочным изданием и придает ей национальный колорит.
Есть ли у книги какие-то недостатки? Конечно. При всем многообразии различных текстов их объединяет одно — ни один из них не показывает темную, отрицательную сторону этой личности. Но это нельзя назвать просчетом авторов, это «недостаток» самого героя — великого Артиста, удивительного человека с добрым, лучистым взглядом — Бимболата Ватаева.