Судьба служанки Софьи Кодинцевой-Вишняковой

Владимир Пузиков
На фото: Здание Мирового суда в г. Благодарном. До революции дом купца Турчанинова Ивана Ивановича, в советское время - Благодарненское отделение Госбанка.
Фото В. И. Пузикова - автора.

***

ВИШНЯКОВА-КОДИНЦЕВА СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Кодинцева Софья Васильевна родилась в 1873 году в селе Александрии Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии в крестьянской семье. В детстве Софья в результате несчастного случая потеряла глаз. С малых лет она работала служанкой в селе Благодарном у богатого хозяина.

Работы было много, но Софья справлялась. Хозяину нравилось ее доброе отношение к его детям. Служанка содержала ребятишек ухоженными, сытыми, воспитывала их в уважении к старшим и почитании родителей. Сама было богомольной и детей приучала к молитве!

Прижилась Софья в Благодарном, о замужестве даже не мечтала. Когда ее спрашивали об этом, отвечала:
- Да кому я нужна такая?

Как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло! Свершилась Октябрьская социалистическая революция, в январе 1918 года в селе Благодарном установилась советская власть. Купцы и зажиточные хозяева стали избавляться от наемных работников, прислуги, прачек и кухарок, чтобы не попасть под статью – «эксплуататоры».

Хозяин не выставил Софью на улицу. Он не только дал ей щедрый денежный расчет, но и подыскал хорошего мужа, состоятельного вдовца. Звали его Назар, а происходил он из семьи предка, однодворца Вешнякова Петра Захаровича, записанного в число коренных жителей села Благодарного в 1816 году в результате седьмой переписи населения. Фамилия Вешняковых постепенно изменялась. В 1935 году Петр Захарович записан под фамилией Вышняков. А Назар уже имел фамилию Вишняков.

Софья с благодарностью поклонилась бывшему хозяину в ноги, да и тот ее отблагодарил за многолетние труды праведные и терпение, не обидел. Не с узелком вещей «молодая» уезжала к мужу Назару, - ей уже стукнуло 45 лет, - а с целым возом приданого!

В ноябре 1918 года, в самый разгар гражданской войны родила Софья долгожданного ребенка, девочку, которую назвали Полиной. Время было сложное. Пережили войну, два голода, в начале 20-х и начале 30-х годов.

В 1933 году отец пристроил Полину ученицей в местный банк. Она оказалась девочкой смышленой, вскоре освоила счетное дело, работала кассиром, а со временем получила в Госбанке должность бухгалтера.


***

Ответственные задачи выполняли сотрудники Благодарненского отделения Госбанка накануне оккупации района. Управляющий Ставропольской краевой конторой госбанка М. Поляничко обязал филиалы банка на местах, в городах и районах, не допустить захвата врагом денежных средств. Но отделения Госбанка выезжали последними из подлежащих эвакуации районных организаций. Они производили расчеты со всеми колхозами и предприятиями. По разным причинам эта работа затягивалась. Местные руководящие органы выезд не разрешали.

Только к вечеру 4 августа 1942 года работники Благодарненского отделения Госбанка погрузили на пароконные подводы большую сумму денег, банковские документы, одежду, продукты питания на несколько дней.

В эвакуацию выезжали: управляющий отделением Шеин Василий Михайлович с женой и детьми, сотрудницы Вишнякова Полина Назаровна и Штанько Анастасия Константиновна.

В самый последний момент кучер подводы, на которой разместилась семья управляющего и он сам, заявил:
- Я никуда не поеду! Семью не брошу!

Василий Михайлович напомнил ему об ответственности, о важности дела, пригрозил уволить. Но тот только твердил:
- Не поеду! А расчет я получил полностью.

Через много лет, 3 марта 1981 года Вишнякова Полина Назаровна вспоминала:
- Управляющий отделением В. М. Шеин вынужден был сам управлять лошадьми. Мы выехали в сторону Буденновска. Где-то далеко на западе вспыхивали зарницы, доносились негромкие раскаты грома. Но, то была не гроза. Там шел смертный бой наших воинов против гитлеровских оккупантов.

Полина Назаровна слегка приукрасила события того времени. Как известно, 3 августа 1942 года немецкие танки вошли в город Ставрополь практически без боя, а на следующий день гитлеровцы заняли село Петровское.

По обеим сторонам речки Мокрая Буйвола, по пыльным дорогам на восток уходили в эвакуацию люди. Двигались тракторы, груженные вещами подводы, изредка – грузовые машины.

В этом хаосе затерялся обоз благодарненцев. Как-то ночью, на лошадей упала световая ракета, они вздыбились, сделали сильный рывок в сторону, В. М. Шеин от неожиданности не удержал вожжи, сорвался под колеса подводы и получил тяжелые повреждения.

Полина Назаровна в районной газете «Ленинское знамя» писала: «…По пыльной дороге движутся несколько подвод. Впереди – линейка, запряженная парой худых и изможденных лошадей. Поклажа на возах, видимо, тяжелая, потому что кони тянут из последних сил. На линейке лежит пострадавший В.М. Шеин.

Управляющий с женой, дочерью, сотрудниками отделения банка держат путь на Моздок. На возах банковские документы. Но не они главное. На одной из мажар, укутанные бурками лежат мешки с двумя миллионами рублей. Народные деньги. Их надлежит хранить, как зеницу ока.

И мы сохранили эти деньги. Довезли до Моздока, потом до Баку, сопровождали до далекого города Мары Туркмении. Деньги остались целы. Но на полустанке возле Баку навсегда потеряли своего управляющего. Он умер при исполнении обязанностей». [1]

Официальная версия. Шеин Василий Михайлович 18 августа 1942 года скончался в Дербентской городской больнице. В результате этой катастрофы был утерян бухгалтерский учет, и часть денег в сумме 130 750 рублей.

 Денежные средства Благодарненского отделения Госбанка 1 сентября 1942 года доставлены в г. Мары Туркменской ССР. В целом по краю спасено около одного миллиарда рублей. [2]

За утерю денежных средств работников Благодарненского отделения Госбанка, в том числе и Полину Назаровну Вишнякову, допрашивали сотрудники экономического отдела НКВД, грозили привлечь к уголовной ответственности. Но все обошлось! Списали на войну.

Благодарненцы, узнав из сводок Совинформбюро, что 15 января 1943 года село Благодарное освобождено от фашистских оккупантов, оформили документы и отправились на родину…

16 марта 1943 года Благодарненское отделение Госбанка вновь распахнуло двери перед своими клиентами.

***

А в это время будущий муж Полины Назаровны – лейтенант Жамойда Леонид Игнатович, 1920 года рождения, кандидат в члены ВКП(б) с 1943 года, воевал на фронте. В РККА его призвали еще в мирное время, в сентябре 1940 года. С 15 сентября 1941 года он находился в Действующей Армии, на Южном фронте командовал взводом 3-й минометной роты 1177-го стрелкового полка, 347-й Мелитопольской Краснознаменной дивизии. 30 сентября был ранен.

8 апреля 1944 года при прорыве немецкой обороны у Турецкого вала лейтенант Жамойда, обнаружив два точки противника, ведущие стрельбу по наступающим цепям нашей пехоты, приказал минометчикам открыть по ним огонь.  Прямым попаданием мин враг был уничтожен. Затем Жамойда приказал перенести огонь на траншеи противника, в результате чего был уничтожен немецкий офицер и 18 пехотинцев.

26 апреля 1944 году взвод лейтенанта Жамойды участвовал в атаке на высоту, занятую немцами, в районе села Бельбек. Сосредоточив минометчиков на расстоянии 300 метров от переднего края обороны противника, Жамойда скомандовал нанести удар по врагу. Ураганным огнем немцы были прижаты к земле, не могли даже носа показать из траншей и укреплений. Это позволило нашей пехоте успешно продвигаться вперед и выполнить поставленную задачу.
В этот же день, когда весь запас мин был израсходован, а немцы пошли в контратаку, взвод лейтенанта Жамойды с помощь стрелкового оружия и гранат, заставил противника отойти назад, оставив на поле боя 25 трупов. 

14 мая 1944 года командир 1177-го Стрелкового полка, подполковник Федореев представил лейтенанта Жамойду Л. И. к награждению орденом Красной Звезды.

В январе 1945 года наш земляк отличился в боях за освобождение Советской Прибалтики. К тому времени он командовал взводом в 1-й минометной роте 1177-го Стрелкового полка.

26-27 января немцы яростно контратаковали. Лейтенант Жамойда был старшим на минометной батарее. Он бесстрашно подпускал немцев на расстояние 200-250 метров, а потом давал команду нашим минометчикам на уничтожение пехоты.
Геройски вел себя Жамойда и в последующих боях, вплоть до самой Победы. За проявленное мужество и отвагу командир 1177-го СП, подполковник Роменский представил его к Правительственной награде. 15 мая 1945 года командир 347-й Стрелковой Мелитопольской Краснознаменной ордена Суворова 2 степени дивизии, генерал-майор Юхимчук наградил лейтенанта Жамойду Леонида Игнатовича орденом Отечественной войны 2 степени.

***

После войны Жамойда Леонид Игнатович и Вишнякова Полина Назаровна поженились В 1947 году в семье родился сын Вячеслав, через два года – сын Виктор, еще через пять лет – сын Владимир.

В 1963 году, когда их бабушке – Вишняковой (Кодинцевой) Софье Васильевне исполнилось 90 лет, Вячеслав окончил восемь классов, Виктор – семь, а Владимир перешел в третий класс. Все внуки учились в Благодарненской средней школе № 1.

Зять – Леонид с 1959 года работал бухгалтером в Водхозе, а дочь Полина по-прежнему трудилась в Благодарненском отделении Госбанка.

Н. И. Кузнецова (Переверзева) в январе 2017 года вспоминала:
- У бабушки Сони, несмотря на ее преклонный возраст, память была феноменальной! Если она рассказывала о чём-то, то всегда называла день недели, и какая при этом была погода. Я была поражена! Она помнила чётко всё, независимо от давности события. Ее нет с нами, но память о ней хранят внуки, правнуки и многочисленные родственники.

ИСТОЧНИКИ:
1. Жамойда Полина Назаровна. Воспоминания. «Ленинское знамя», 1981 г.
2. Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации (август 1942 г. – январь 1943 г.). Документы и материалы. Ставрополь, 2000 г.
3. Жамойда Леонид Игнатович. Наградные листы. Сайт: Подвиг народа.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
12 февраля 2017 г.