я, контуженый гренадер Суворова

Константин Меньшенин
 Серия про кино, третья и заключительная
 Много воды утекло, время, неумолимым наждаком, стирает из памяти важные нюансы и детали. Сколько лет прошло с моего дебюта в кино? Четыре, пять? Сколько кино- проектов я почтил своим  участием? Бросил считать после тридцатого.  Какой смысл? Играешь ходячую мебель, которая потом, при монтаже, немилосердно вырезается. Бесконечные прохожие, посетители кафе, ресторанов, заключенные, солдаты, милиционеры, всех их делают, в лучшем случае, мутным пятном на экране. В худшем- просто вырезают. Но, я не унывал, продолжал ходить на съемки и ждал своего «звездного часа». Да и деньги нужны были. Небольшая сумма за двенадцать часов съемочного дня, сто гривен, потом пятьсот рублей, но и они на дороге не валяются. Они находятся в сейфах кинокомпаний и их нужно заработать. Самый быстрый кино- заработок занял в моей практике примерно минут тридцать. Два- три дубля (дубль- это от команды «Начали» до команды «Стоп! Снято!»), выходил со стороны музея «35 Батареи», получили с коллегами по пятьсот рублей на нос и по домам, даже название проекта не успел узнать.
 Мне хотелось большего. В смысле кино- карьеры, из безликой массовки "выбиться в люди". Не из любопытства, всю профессиональную кухню я уже знал, о чём ранее написал два рассказа.  Судя по упорному вырезанию меня из картин при монтаже, я не сильно кино- геничный. Вернее, вообще не кино- геничный! Но, я продолжал «упорствовать в своей ереси». Прямо, как тот товарищ, что утверждал инквизиторам «а всё- таки Земля вертится», за что был сожжен на костре. Слава богу, сейчас времена лояльнее. «Не мытьем, так катаньем»- гласит мой лозунг на щите, прибитом к кино- компании «Глобал Пикчерс»!
 Однажды внедрился разнорабочим в съемочную группу проекта «Ледокол». Платили вдвое больше, чем в массовке, деньги, по- прежнему, были нужны. Заодно и выяснил, кто настоящие рабы в кино. Массовка, по сравнению с разнорабочими, просто пижоны- бездельники, пьющие чай. Основной неприятный фактор- занятость в сутки часов шестнадцать. Двенадцать- съемочный день, который начинаешь раньше и заканчиваешь позже всех, плюс по часу на дорогу из дома и обратно на съемочную площадку. Хорошо, хоть съемочная площадка была стационарная- огромный плавучий действующий военный госпиталь «Енисей».  Судно более ста пятидесяти метров длиной, шесть или семь уровней- палуб изображало, затертый во льдах ледокол. На этом "Ледоколе"- "Енисее",  успешно шесть дней находил себе занятия, мастерил стойки под  костюмы в костюмерной, расположенной в тренажерном зале судна, в обед занимался на тренажерах, таскал всякие киношные тяжести, выполнял различные поручения, пил кофе- чай, шифровался среди шести- семи палуб парохода. Держался подальше от съемочного процесса, поближе к буфету, зря начальству глаза не мозолил. Как- то решил пообщаться с актером Пускепалисом, игравшим в фильме главную роль. Поймал его в столовой, во время чаепития или обеда, и спросил про участие в теле- передаче с Юрием Стояновым. Но, то ли он устал, то ли был не в духе, или главному герою не по чину беседовать с разнорабочим, Пускепалис ответил мне односложно и разговора не получилось. С тех пор, к известным актерам сначала присматриваюсь, можно ли с ним пообщаться, не сноб ли?
 На шестой день работы на «Ледоколе» я совершил роковую ошибку, проявил ненужную инициативу. Вроде, стреляный воробей, на мякине не проведешь, но тут маху дал. Мало меня учили в советской армии, что инициатива наказуема! Сообщил бригадиру по разнорабочим, что освободился от заданий и свободен: «Какие будут указания?» Бригадир давно плел против меня заговор- хотел от меня избавиться, поэтому сразу же «подставил» (как того кролика Роджерса), сказал быть в кают- компании, возле плейбэка (такой мини- штаб) и  режиссера. Не подозревая  подвоха, пришел и, в ожидании указаний, простодушно сел поодаль на стуле. Там меня, видать, и срисовали злобные продюсеры. Я не знал, кто есть кто (?), ведь бейджиков на съемках никто не носит, хрен там поймешь, кого опасаться. Сидеть было нельзя, там все скачками должны были метушиться, изображая бурную деятельность. На следующий день был выходной, позвонил админ и сказал, что разнорабочих слишком много и меня сокращают. Да и сам думал уходить из- за такого насыщенного графика, по 16 часов в сутки, но чуть позже, через несколько дней. Меня опередили.
 Однажды попал на просмотр (не люблю слово кастинг!) к режиссеру Сергею Мокрицкому. Он, как раз, собирался снимать фильм  "Битва за Севастополь" и подбирал актеров из местной публики. Сергей оказался большим приколистом, говорит мне:
- Представь, что она заразила тебя гонореей,- показав глазами на сидящую рядом помощницу.
Я скорчил злобную физиономию, гневно посмотрел на тетку с необычным именем (проклятый склероз, не могу сейчас вспомнить!). Вроде, Варвара? Мой взгляд, с немым укором, говорил:
- Варвара, волчица, как ты могла???
Мокрицкий тут же меня сфоткал и показал фото на дисплее фотоаппарата. Все участники сценки  посмеялись с того, как я вжился в образ. Рассказал, как дублировал Олега Василькова в фильме «Алмазы Сталина» и добывал эти самые алмазы.
 Взяли меня на роль офицера в штабе. Эту сцену в штабе, когда сидят, совещаются высшие советские офицеры при обороне Севастополя (в этот момент туда приходит главная героиня Павличенко), снимали на артиллерийской батарее в Любимовке, пригороде Севастополя. Все аутентичное, батарею даже не разграбили, потому, как там располагались военные. Когда технический персонал съемочной группы готовил комнату- бункер к съемкам и проводили дополнительный свет над огромным столом с картой, одного мужика сильно долбануло током, даже свет погас на несколько минут. После чего Мокрицкий сразу весело рассказывает:
- Недавно, помню, был случай… на прошлых съемках, ударило так же одного электрика током… так у него после этого «стояк» (эрекция) непрерывный был полгода…
Все присутствующие попадали со смеха.
По сценарию генерал Петров конфликтовал и спорил с адмиралом Октябрьским. Офицер, в моем исполнении, послушно буравил взглядом адмирала и всю его противостоящую нам команду. В фильме, после окончательного монтажа,  я оказался возле генерала Петрова. Причем, когда смонтировали из нескольких дублей, в фильме оказался, как «Фигаро тут, Фигаро- там», одновременно справа и слева от легендарного генерала. По этой причине вырезать меня не смогли. И я, довольно долго, красовался на всех экранах мира. «ХХ век Фокс», мощная кинокомпания, фигли. Благодаря мне, фильм собрал хорошую кассу.
Я даже стишок написал на эту тему:
"На съемках фильма

Тут режиссер, намедни, удивил:
"Своей харизмой, Костя, всех затмил.
Её бы притушить... сожмись, болван,
От всех актеров ты закрыл экран!"
 
На самом деле было чуть иначе,
Мне он сказал, по- доброму: "Юначе!
В искусстве, вижу, широка у Вас дорога,
Но сейчас, в кадре, тебя очень много!"

На эту "предъяву", я смог лишь сказать:
Что "серою мышкой" никак мне не стать!

примечание:
Здесь реальные события на съемках фильма с рабочим названием
"Битва за Севастополь".
Режиссер- Сергей Мокрицкий.
Смотрите, на всех экранах страны и Мира.
КиноКомпания "ХХ век Фокс", фигли..."
Небольшая грусть, что я был всё еще «немой». На кино- языке это называется весело: «групповка». Зато платят побольше.
 Разумеется, на следующий день после премьеры, никаких предложений с контрактами на большие роли не посыпалось, толп поклонниц, приглашений на Каннский фестиваль кинофильмов, тоже не последовало. Да, не очень- то и хотелось.
 Я продолжал сниматься, где попало и кем попало. Бывали всякие курьезы. На одном проекте, (вроде, назывался «После убийства») мне попались в съемочной группе редкостные хамы. Меня назначили «ментом», а костюмеры сказали, что на меня нет подходящего размера формы и, вообще, я не подхожу на «мента», выгнали из трейлера- костюмерной. Я спокойно вышел из трейлера- костюмерной и сказал об этом помощнику режиссера, который нами занимался. Тот разобрался с костюмерами и форма тут же нашлась. Когда я облачился- оделся и пришел на съемочную площадку, приключения продолжились. Моя роль заключалась в том, что я опрашивал соседей убитой жертвы, а в фильме этот эпизод должны были крутить на экране, где его увидит кто- то из героев. То есть эпизод был кадром в кадре. Я выходил из подъезда старой двух- этажки и опрашивал соседей, парней и девушек из массовки. Но, оператор не мог поймать меня в кадр. Я вышел один раз в указанное место, оператор говорит, что вышел не туда. Вышел второй, третий раз, опять оператор меня не смог разместить в фокусе объектива. В очередной раз отметили мое место крестиками на асфальте. И на этот раз оператор меня «не нашел» и начал орать на меня, что я стою не там и «тупой, еще тупее» (про меня разумеется). Я скрутил ему фигу в кармане ментовских брюк, а другой рукой показал на крестики на асфальте, аккурат возле моих ног. Стоял я правильно, в указанной точке, оператор оказался «неправильный» и тупой, но он не покаялся и не извинился.  Редиска! Оператор таскал камеру со Стэдиком (Стэдикам- специальная разгрузка на теле, носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- съёмки в движении), он начал жаловаться, что устал. Сняли эпизод после перерыва- отдыха. Текста мне не дали и я импровизировал, придумывал на ходу:
- Значит, ничего не видела? Ну- ну… А Васька Косой недавно откинулся с зоны, его не видела? Не может быть!
Моя собеседница после съемки удивлялась и спрашивала, откуда я это взял?
Прошла еще куча кино- проектов, все вспомнить сейчас не могу, да и незачем.
К сожалению, хамское отношение к людям из массовки очень частое явление на съемочных площадках. Надо что- то с этим делать. Я решил не ходить на съемки к таким бякам. Насколько получится, поживем- увидим.
 Со временем, как гласит диалектический «Закон перехода количества в качество», случился у меня переход к качеству, к ролям со словами. Верный закон оказался.
 В один прекрасный день, Татьяна, бригадир массовки, дала мне роль в эпизоде. Сериал «Пляж. Жаркий сезон», выход на экраны 2017 год.
Я играю мужика, выходящего из квартиры в подъезд. Снизу бежит молодой парень, какой- то жулик из главных действующих лиц. Он меня отталкивает, забегает в «мою квартиру» и захлопывает за собою дверь. Я отлетаю, потом офигевший возвращаюсь к двери и дергаю за ручку, пытаясь открыть. Затем подбегают двое, один в ментовской форме, другой в штатском. Герой в штатском спрашивает у меня:
- кто в квартире?
Я отвечаю:
- жена!
Он стучит рукояткой пистолета по двери, криком требует открыть.
Звукооператоры, цепляя на меня микрофон, предупреждают, чтобы я говорил погромче. Снимаем два- три дубля, каждый раз, выполняя указания режиссера,  играю по- разному. Текст при этом говорю громче и громче. В промежутке подходят звуковики, поправляют микрофон под рубашкой и просят громче говорить. В следующем дубле я уже ору на весь подъезд, как потерпевший:
- ЖЕНААА!
Режиссер, мужчина с внешностью экранного Чапаева, спрашивает меня:
- а ты чего так орешь???
Отвечаю:
- дык, мне же ваши звуковики приказали.
Режиссер говорит, чтобы никого не слушал, кроме него! Совсем забыл, что режиссер на съемках самый главный! А зря! Наверное, он меня при монтаже и вырезал из эпизода так, что остался лишь кусок лица и спины.
Поискал, нашел его в интернете, оказывается это Леонид Григорьевич Белозорович. Выяснилось, что он был актером в фильме "Модель счастливой жизни", где я играл в 2014 году. Но я его там не помню. Помню только Карину Андоленко. 
Примечательно, что в квартире, которую арендовали для съемок в обычной жилой 9- ти этажке, внутри были жильцы, хозяева с грудным младенцем. Ребенок орал, плакал от такого счастья, толпы киношников в его квартире. После снимали, как жулик прыгал из квартиры, со второго этажа вниз. С балкона прыгал дублер- каскадер на специально подготовленные картонные коробки внизу. А потом доснимали, как с небольшой лестницы, с высоты около метра уже приземлялся сам артист- играющий "героя- жулика". Сейчас все " главные герои" в кино- жулики, воры и бандиты.
Отсняли, вроде, успешно.
Итого, за час съемок и одно слово на экране (не знаю, может и его вырежут, они такие) я получил свои, честно заработанные две тысячи пятьсот рублей. «Неплохая прибавка к жалованью!»
После этого роли в эпизодах «посыпались, как из рога изобилия». Благодаря  упорству, плотину моего молчания прорвало. Ха- ха!
 А, нет! Совсем забыл! Я и раньше играл роль со словами, но потом тот кусок почему- то вырезали. В фильме «Деньги», снимаемого по мотивам реальной истории про фальшивомонетчика Виктора Баранова, я играл мужика, прощающего с женой при отправке поезда. «Жена» провожала меня на перроне Симферополя, а я, уезжая, из открытого окна поезда, прощался и давал напутственные указания «не забыть собрать яблочки на даче». Тоже, импровизировал… Но, при просмотре фильма, этого эпизода не увидел. Обидно.
 Следующая роль была в сериале «Неуловимые». Нет, не «мстители», но тоже «ретро», действие проходит в советские времена. Режиссер Виноградов, фильм приключенческий. Я играл «мужичка в очереди», с бородой, в шляпе и очках. Накануне мне дали учить слова за всю очередь в переговорном пункте на почтамте. Но, в процессе съемок, разделили мои слова на троих, так было логичнее. По реплике отдали другим парням. А я, перед самым окошком заказа телефонных междугородних переговоров, преграждаю путь главному герою, наглому бандиту. Этого приблатненного одессита играл Сергей Газаров, я тогда не знал его фамилию. Он, сам, не по сценарию, придумал приподнимать меня, и переставлять от окошка полукругом, на 180 градусов. Еще изменили сцену, ему вместо документа инвалида, сделали ужасный шрам на боку. И Газаров, задирая рубашку, этим шрамом мотивировал нахальное стремление влезть без очереди. А мне, по ходу съемок, режиссер придумал другой текст, будто у меня билеты в оперу пропадают, «горят».  И я возмущаюсь, что какой- то хмырь лезет без очереди. Вот такой был, блин, гнилой интеллигенцией!  Еще Виноградов дал указания, преграждать путь Газарову не прямо и открыто, а бочком и съежившись. Типа, я очкарик, и боюсь получить по очкам, что их разобьют на моей интеллигентной голове. Ну, им, очкарикам виднее, я никогда очки в жизни не носил.
 Из популярных актеров были Гармаш и Лыков, они держались особняком и снимались в следующем эпизоде. А Газаров между дублями, когда ходили, отдыхали, по- заговорщически хлопает меня ладонью по ладони. Жаль, что я тогда не знал, кто он такой. Оказывается, Сергей еще и продюсер по жизни, можно было предложить свои сценарии для фильмов. Заплатили меньше, чем на «Пляже», да долго морочили мне голову в штабном трейлере. Пришлось доказывать этим «мизераблям», что я актер, а не массовка. Пока я сидел, заполняя многочисленные бумаги для получения денег, одна дама звонила куда- то, заказывала трейлер с туалетом для отдыха на съемках одной известной артистке. Дескать, не хочет актриса в общие сортиры ходить. Ей отвечали по телефону, что есть трейлер, но нужно будет смывать за собой из ковшика. Даму рядом  возмущало такое предложение, смех да и только, артистка на такое никогда не согласится! "Это же сама ФАНЕРА!" А нет, я после уточнил, что  фамилия актрисы- Фандера. Чем закончилась эта история, с трейлером и персональным туалетом, я уже не узнал. Наверное, нашли нужный трейлер под гримерку с туалетом. К счастью, со мною таки рассчитались.
В следующем кино- проекте, «Чужая кровь», роль мне придумала сама женщина- режиссер. Снимали на вокзале в Бахчисарае железнодорожную тематику. Артистку, играющую главную героиню, я ранее встречал на съемках в фильме «Модель счастливой жизни», где я играл несколько ролей. Карина Андоленко, приятная в общении девица. Сериал назывался «Чужая кровь», про цыган и их похождения.
В придуманном, по ходу съемок, эпизоде я прошусь у проводника доехать зайцем:
- командир, возьми одного до Белорецкой!
(или Тихорецкой? Надо посмотреть, что получилось в итоге.)
На его вопрос:
- что дашь?
Сую ему три рубля. После чего проводник подхватывает два моих чемодана и мы заходим в вагон. А сзади, по- тихому, перед самым отправлением поезда, мышкой заскакивает в вагон главная героиня.
Предварительно я рассказываю режиссеру, что в молодости, частенько так ездил зайцем, на третьей полке по двое суток.  В кассах билетов не было, а ехать надо. Рассказал ей про советские времена, вспомнили былое. Я доказывал, что три рубля мало, а она парировала, что мне ехать мало, до соседней станции. Сняли быстро, дубля за три- четыре- пять. Только за роль мне ничего не заплатили. Было уже поздно, съемочный день закончился. Бригадир по массовке выдала мне обычные пятьсот рублей. На мой вопрос доплатить за слова, ответила:
- я тебе, что, со своих доплачивать буду?
Почему «из своих» (?), когда есть специальные суммы для актеров со словами, я уже не стал выяснять. Проехали- забыли, просто не ожидал такого подвоха от давно знакомой дамы.
 Дальше была драматическая роль в проекте «По ту сторону». В подземелье бывшего завода по ремонту подлодок в Балаклаве оборудовали «симпатичную»-аутентичную тюрьму- каземат. Вернее, ужасную и довольно натуралистичную. Играл заключенного, которого в камере режет ножом по груди- животу узкоглазый охранник. Я, голый по торс, как Сталлоне в фильме «Первая кровь», болтаюсь руками вверх, за висящую с потолка веревку. Лицо и туловище в крови, вернее загримированы под текущую по телу кровищу. Молодой кореец, в форме охранника, «режет» меня пластиковым ножом, водит им по телу, как художник по холсту, буквой «Z», как писали давным- давно на заборах после фильма "Зорро" . Ору дурным голосом, криком ужаса, боли и отчаяния. Импровизирую, в конце сцены затихаю, не могу же орать одинаково, при таких повреждениях. Чай не киборг, всё- таки. Это кажется смешно для съемочной группы, после сигнала «снято», они дружно ржут. Разумеется, сняли за несколько дублей.
Интересно, оставят мой звук, или сами озвучат по- другому? Посмотрим, как будет смотреться на экране, при съемке было интересно.
Внимательный читатель спросит, а где же тут «Контуженый гренадер Суворова»?
Э- э- э! Не торопися, да?
Пострадал я на киношных фронтах! В отличии от вышеописанного эпизода, по- настоящему! Очень пострадал! В документальном кино- проекте «Великие битвы» играл я канонира- пушкаря, второго номера артиллерийского расчета. Посадку пиротехников, имитирующую взрыв пушечного ядра, я пережил благополучно. Хотя взрыв был мощный и пламя под метр высотой, я закрылся и технично упал в сторону. Затем мы стреляли из настоящей ретро- пушки реконструкторов. Я вкладывал в ствол пушки специальный пороховой заряд в холщовом мешочке. Первый выстрел прошел нормально, я выжил без повреждений, только полетели какие то кизяки, что были вместе с порохом. А второй заряд, или оказался мощнее, или я расслабился и оказался слишком близко к срезу ствола? В общем, ради искусства, чтобы меня не перекрывало большое пушечное колесо, разместился в полуметре от окончания ствола и только прикрыл ближнее ухо. Выстрел показался мне ужасным, прямо в ухо. Вспомнил в тот момент своего контуженного деда- фронтовика. Сразу подумал, вот и меня контузило! Спустя какое- то время, часть симптомов прошло, остался лишь сплошной звон в ухе, такой зум: з- з- зззз! И сейчас, через несколько месяцев, когда пишу эти строки, в ухе стоит этот звон. Первые дни мешал спать, но сейчас, вроде как, привык.
В другой съемочный день, в этом же проекте, играл я гренадера возле Суворова. Вместе со мною гренадером был молодой парень. А молодые сейчас, как известно, «жертвы ЕГЭ». Спрашивает он у меня, когда нас одели в красивые мундиры:
- кто мы? Мародеры?
Падая от смеха, объяснил ему, что гренадеры совсем не мародеры!
Через два- три часа спустя, он опять у меня спрашивает:
- кто мы? Мародеры?
Тут я уже понял, что «жертвы ЕГЭ» это не шутка, а реальные жертвы. Вот так на площадки столкнулись две жертвы, я, контуженая «жертва искусства», и парень- «жертва ЕГЭ».
Сцена с Суворовым: По его сигналу, подаю ночью условный знак для наступления чудо- богатырям. Беру из костра горящую головешку и поджигаю ей, установленную рядом, петарду. Петарда, описывая полукруг, взлетает вверх. Закрывая ухо, еще больной от контузии, полученной накануне, отскакиваю в сторону. Режиссер с оператором удивляются, чего ты такой зашуганный? Кратко объясняю, что, будучи канониром, действовал слишком легкомысленно и «теперь на воду дую, обжегшись на молоке». Сняли еще дубль только с головешкой, без самой петарды. Посмотрим, что получилось в итоге, когда выйдет на экраны.
 Сразу следом за «Великими битвами» был еще один подобный документальный кино- проект под рабочим названием «Забытые войны». В нем играл в групповке разных стрельцов- удальцов в интерьерах Воронцовского дворца в Алупке.
 Кроме контузии, пострадал на кино- фронтах морально. После долгих съемочных часов, слагающихся в дни, месяцы и годы, получил такую болезнь. Теперь, смотря кино на экране, само кино уже не вижу. Вижу отдельно сценарий, с поворотными точками, кульминацией и развязкой. Вижу в каждом эпизоде работу оператора и монтажера, смонтированные куски из разных дублей, снятые из разных точек, вижу укрупнение главных героев, вижу массовку на заднем плане. Отдельно вижу актеров, оцениваю, как играют, их костюмы и реквизит. Оцениваю выбранные локации для съемок, красоту интерьеров или пейзажей "натуры". Но, уже не верю! По этой самой причине я не стал с детства театралом. Будучи на представлениях, видел не действо, а людей, "валяющих дурака" на сцене. Я не видел истории, видел отдельные куски, которые сшить воедино не поможет никакая фантазия. Теперь та же напасть повторилась с самым популярным видом искусства. История, сюжет фильма, распадается в моих глазах на вышеперечисленные куски... Ну, разве это не ужасно? 
 Излагаю эти истории для того, чтобы безжалостный наждак времени не стер их из моей памяти. По прошествии времени, довольно сложно выбрать из памяти самое яркое, прикольное и запоминающееся из своей кинокарьеры. Думаю, читателю было любопытно узнать про похождения на «фабрике грез» и интересные случаи на съемках современных фильмов. Ибо, переиначивая рекламу: «не записано- значит не было!» Было, братцы, было! Но, прошло, ребята… "Как с белых яблонь дым".
Да, берегите себя и своё здоровье, если соглашаетесь участвовать в съемках! А если решаетесь принять участие в съемках, не терпите хамства и издевательств со стороны съемочной группы! А также, носите свои носки, чтобы не подцепить грибок (хотя, один хрен, не поможет, если грибок угнездился в старой, грязной и влажной обуви!) и, требуйте чистой, пропаренной утюгом, одежды, чтобы не подхватить лишай (так как, часто бывает, что ранее, перед тобой, этот самый сценический костюм носил натуральный бомж, пришедший заработать несколько монет).

П. с. В моих планах написать сценарий художественного фильма под названием «Массовка». Здесь размещать его не буду.
П. п. с. Фото со съемок фильма (спасибо за него автору!), но тут товарищ явно торопится... "ПА- МА- ГИ- ТЕ!"
П. п. п. с. Во-о-о-н из той пушки, где я стоял за левым колесом, меня контузило выстрелом.
После п. п. п. с. Вырезали меня, демоны, в эпизоде с моим текстом в сериале "Пляж". Оставили лишь кусок моего образа сбоку- со спины, да и это прокрутили на повышенной скорости, и озвучили чужим голосом другой текст. Причина мне неизвестна, не глянулся монтажерам на экране? Может быть, потому, что был "засвечен" в 4 и 7 сериях в массовке? 
Смотрите этот эпизод в 13 серии. А лучше не надо, шлак, а не сериал.