Кризис Зеро

Геннадий Жеребилов
 Кризис Зеро как столкновение «экономики знаний» с «экономикой рабочих рук»(HEAD-ECONOMY VS HAND-ECONOMY)   

       Мнений  о причинах и последствиях  Мирового кризиса много, но наиболее интересны два  основных  подхода к проблеме.
Значительная часть политиков, учёных и высокопоставленных чиновников высказывают мнение, что нынешний всемирный кризис является всего лишь  временным и неизбежным спадом деловой активности – одним из многих, периодически происходящих с человечеством с древних времен. На мой взгляд, такая оценка неверна и очень опасна.  Это всё равно, что утверждать будто  СПИД (AIDS) – одно из обычных заболеваний крови, которое можно лечить прикладыванием пиявок. 
Непонимание  глубинной природы  современного глобального кризиса приводит к лечению опасной болезни  полумерами, просроченными  лекарствами, «дедовскими методами», которые лишь  загоняют болезнь внутрь, демонстрируя  временные, внешние признаки выздоровления.
      Слава Богу, не менее влиятельная часть государственных и научных деятелей  видит  принципиальное отличие нынешнего «рубежного» кризиса  от всех предыдущих. Многие серьёзные аналитики отмечают уникальность  Мирового кризиса «нулевых  годов» 21 века. Профессор Сергей Капица считает текущий кризис изменением  генерального  курса системы «человечество». Лауреаты Нобелевской премии  Джозеф Стиглиц и Пол Кругман  считают, что принятые  антикризисные меры  не позволят экономике США расти со скоростью,  достаточной для создания необходимого количества рабочих мест, в условиях  увеличения  численности экономически активного населения и «повышения производительности труда, которая снижает потребность в рабочих».  Для  правильного понимания сути кризиса «нулевых» годов  надо обратить пристальное внимание на последнюю часть вывода Нобелевских лауреатов. Потому что впервые за всю историю человечества технический прогресс, вызвавший качественный рост производительных сил и производительности труда, достиг такого уровня, превышение которого неизбежно ведёт к значительному сокращению рабочих мест в производстве. Современная экономика для своего развития более не нуждается в увеличении трудовых ресурсов. Напротив, рост «экономики знаний» приведет к высвобождению большого количества рабочей силы. 
    Кроме того, непреодолимым препятствием  для  дальнейшего инновационного развития экономики в существующей социально-экономической  системе стало ограничение совокупного мирового платежеспособного спроса из-за  запредельной диспропорции в распределении  доходов от мировой экономики, выталкивающей  миллионы  людей в нищету .      
В этой «старой системе  социальных и экономических координат» человечество обречено ходить по порочному кругу: подъём производительных сил, повышение производительности труда - мизерная доля прибыли достаётся  миллиардам потребителей, сокращается число рабочих мест - снижение совокупного платежеспособного  спроса  приводит к  кризису перепроизводства.  На какое-то время  выйти за этот круг позволяло необоснованно  широкое кредитование  потребителей, но кризис всё вернул на круги своя.
     Поэтому нельзя не согласиться с членом-корреспондентом РАН Микульским К.И., который утверждает, что  модернизацию экономики нельзя сводить лишь к усовершенствованию производства без перемены  общественных отношений в сфере экономики ( в том числе - изменения методов и пропорций распределения общественного продукта; оптимизации структуры собственности).
   
     По большому счёту, любой глобальный кризис является следствием кризиса мировоззренческого, кризиса смысла жизни. Не является исключением и нынешний кризис. Этому  ключевому вопросу  необходимо уделить первостепенное внимание, но ограничение формата  не позволяет мне представить здесь и сейчас  концепцию нового смысла жизни,  хотя её проект  уже определен  в моих работах. Надеюсь, мне дадут возможность ознакомить с ней заинтересованных лиц в ближайшем будущем.
Как известно, значительным  явлениям  природы  или  историческим событиям принято давать  имена собственные. Так, например, тайфуны принято называть женскими именами. Непонимание сути и огромной значимости  кризиса «нулевых годов» проявляется  в его нарочито скромных названиях – «нынешний», «текущий» кризис. Хотя, по словам профессора экономики Йельского университета Роберта Шиллера, некоторые эксперты начинают называть нынешний кризис Великой рецессией. Это уже ближе к сути, но, по-моему, это название отсылает нас к Великой депрессии, то есть никак не подчеркивает  коренного отличия первого глобального кризиса 21 века от всех предыдущих. А  судя по всему, Мировой  кризис, разразившийся в  самом начале Третьего Тысячелетия, имеет всемирно-историческое значение  и окажет  судьбоносное   влияние на  формирование Нового миропорядка. Он  войдёт в историю  как  небывало  мощное  «социально-экономическое  цунами», сносящее  на  пути  развития человеческой  цивилизации   бастионы  старого  мышления и  «дикого капитализма». Для  определения этого, выходящего за грани современного мировоззрения, события  требуется  новая система морально-нравственных  и  социально-экономических  координат.

       Называть данный кризис в  научных работах и аналитических статьях   Мировым кризисом  начала Третьего тысячелетия  слишком пафосно и неудобно. Но и оставить его безымянным нельзя. Глобальный  кризис «обнулил» огромные состояния, сколоченные  удачливыми игроками  в «нулевых годах», в период  расцвета  «казино-капитализма», в котором господствовали стихия игры и страсть наживы. Но, когда  игроки решили «сорвать банк» ,  шарик неожиданно   остановился на «Зеро».  Нулём заканчивается обратный отсчёт, подводя черту под Прошлым. Ноль -  точка перехода в новую реальность, с нуля начинается  Новое время.  Поэтому  в  дальнейшем предлагаю называть этот «смысловой водораздел»  кратко и просто -  «Кризис  Зеро» (Crisis  Zero) .
     Сейчас, по данным журнала «Форбс» , многие обитатели финансового Олимпа приумножили свои капиталы. Но этот, пользуясь спортивной терминологией, «подъём без переворота»  позволит лишь вернуться на докризисные позиции , чтобы через некоторое время снова свалиться в «штопор». Чередование непродолжительных подъёмов с крутыми и всё более глубокими падениями неизбежно до тех пор , пока не будут преодолены коренные противоречия современного мира, столь драматично проявившие себя в Кризисе Зеро.
      Мы должны набраться смелости, чтобы не закрывать глаза на эти  назревшие проблемы  и  открыто заявить, что  существующая  мировоззренческая система безнадёжно устарела, а старая социально-экономическая модель достигла пределов роста. Мир ждёт перемен! (Впрочем, что-то подобное кто-то уже говорил). Тогда довольно слов, пора действовать!

       Следующее десятилетие  будет определяться  конкурентной борьбой  «экономики знаний» («экономики головы»)  с  «экономикой рук» . Эту ситуацию  можно назвать     как     «HEAD (or HEADWAY) ECONOMY»   VS «HAND  ECONOMY»(or handmade economy).  Победа  «экономики  знаний»  неизбежна и обусловлена  всей логикой  развития мировой цивилизации.  Главной производительной силой «умной экономики» станет творческая (креативная) личность, ибо  тяжелая и рутинная  работа будет уделом  роботов и автоматов.  Но как это не раз бывало в истории  человечества путь  становления  новой экономики будет  нелёгким. В первую очередь с серьёзными проблемами при коренной модернизации  производства столкнутся страны с низким инновационным потенциалом  и  многочисленным населением, занятым  в основном  на производствах с высокой долей ручного труда. Реальная и стремительная модернизация  вызовет в этих странах  резкий рост безработицы и падение внутреннего спроса. Так, например, сто сотрудников  лаборатории по селекционированию  новых сортов картофеля, устойчивого против  жучков-вредителей и растений-сорняков, заменяют  потребность в сотнях тысяч сезонных работников, занимавшихся прополкой  и уничтожением  «колорадских  жуков» на полях. 
  Поэтому неразумной, но, к сожалению, реальной альтернативой модернизации экономики, техническому прогрессу, автоматизации и роботизации производства является «экономика рабочих рук», искусственно тормозящая  внедрение инноваций и  широко использующая примитивный труд дешёвой рабочей силы. «Hand Economy» («экономика рук») основана на неприемлемой в современном демократическом обществе эксплуатации людей, хотя и создает большое количество ненужных в нормальной экономике рабочих мест.
   
 Основная борьба в кампании Head Economy vs  Hand Economy развернется за платёжеспособного потребителя. Производители товаров и услуг, работающие в системе Head Economy, смогут регулярно повышать качество и снижать себестоимость продукции за счёт внедрения инноваций, высоких технологий, дальнейшей автоматизации и роботизации  производства, повышения на их основе производительности труда. Страны с высоким научно-техническим потенциалом смогут выйти на новый виток развития. Для решения проблемы резкого снижения потребности в рабочих руках им придется снижать длительность рабочей недели (курцарбайт) и пенсионный возраст при сохранении уровня оплаты труда и пенсий, отказаться от массового привлечения низкоквалифицированной дешёвой рабочей силы (гастарбайтеров).  Эти решения вполне соответствуют высоким мировым стандартам социальной защиты (Норвегия, Канада, Германия, Франция и др.).  Но для наиболее успешного развития  государств в системе Head Economy необходимо провести демократизацию  собственности, демократизацию доходов, демократизацию спроса. То есть реализовать принципы 3D-экономики, разработанные и изложенные мною ранее (http://zherebilov.livejournal.com). В целях  реализации 3D-экономики, надо наделить каждого  гражданина  государства равной  долей общенародного (национального) богатства ,  закрепив  её  на  индивидуальных    лицевых  счетах  граждан. Необходимо твердо и ясно заявить, что частная собственность – малая, средняя и крупная – остается неприкосновенной, если она создана не обманными  или преступными  способами и успешно используется в рамках закона. Мы не против частной собственности, мы – за честных  собственников. Мы за то, чтобы богатых становилось больше.  Более того, здоровая конкуренция между различными формами собственности  станет  мощным стимулом для развития экономики. В  3D-экономике наряду с частной, государственной и другими формами собственности  утвердится  индивидуально-долевая  собственность  гражданина  в общенародном (национальном) богатстве  государства.  Быть гражданином такого государства станет не только почетно, но и выгодно.

 Рост макроэкономических показателей, биржевой стоимости акций народных корпораций  будет непосредственно и реально увеличивать цену доли  гражданина. Экономические  успехи государства непосредственно отразятся на финансовом успехе каждого гражданина, который  таким образом  станет заинтересован в успешной  деятельности всех граждан, в процветании страны в целом.
Проведем мысленный эксперимент. Представим себе,  что имеются две абсолютно одинаковые мегакорпорации  –    «национальные     лидеры». В одной из них собственник -  мультимиллиардер-одиночка, в другой  собственники   -   100 миллионов взрослых граждан.  Допустим, миллиардер и миллионы акционеров, вложив одинаковые суммы в развитие бизнеса, часть дивидендов направят на потребление. Миллиардер приобретёт  предметы роскоши: виллу, яхту, самолет…  Говоря проще, миллиардер никогда не купит для себя миллион зубных щёток. Тогда как миллионы  мелких акционеров  купят  миллионы  обычных товаров,  тем самым  поднимая  спрос, стимулируя производство товаров и услуг. Устойчивое массовое потребление  сформирует благоприятные условия  для устойчивого производства, а устойчивое производство  позволит получать устойчивый доход  миллионам  акционеров, которые  стимулируют  спрос и так далее… Высокая  степень демократизации  собственности , доходов и спроса создаст  бесконечную  ленту Мёбиуса, в  которой производство и потребление станут  непрерывным процессом. Произойдёт революционное изменение в сфере  потребления : от роскоши для немногих к  достатку для всех. Это имеет жизненно важное значение в условиях, когда в автоматизированных, роботизированных производственных процессах  будет занята лишь небольшая часть трудоспособного населения. По оценке ученых, уже сегодня высокие технологии  могут в достатке обеспечить материальными благами всё человечество, даже если в процессе производства будет занято только 10%  трудоспособного населения нашей планеты.
       С другой стороны, производители товаров и услуг, работающие в системе Hand Economy могут удерживать  себестоимость продукции на низком уровне и приносить  прибыль  собственникам лишь за счёт  увеличения эксплуатации наёмных работников: понижая оплату труда, увеличивая  рабочее время, снижая  социальную защиту, доводя пенсионный возраст до уровня продолжительности жизни и т.д.
       Необходимо иметь в виду, что  уже сегодня стоимость внедрения и эксплуатации автоматизированных линий и роботов в странах с высоким уровнем жизни сопоставима с затратами на оплату труда  работников. И лишь в странах с неприлично  дешёвой рабочей силой  бизнесменам пока ещё выгодно не заниматься модернизацией производства.  Поэтому некоторые транснациональные компании   ради сиюминутной выгоды  закрывают высокотехнологичные производства  в индустриально развитых странах и  создают производства  с  высокой долей ручного труда в развивающихся странах.  Но  надо понимать, что  страны БИК (Бразилия, Индия, Китай) показывают высокие темпы развития,  потому что  они ещё только приближаются к  пределам   системы  Hand Economy. Тогда как  Западная Европа, Япония, США  уже достигли «потолка» и сейчас  мучительно ищут  возможность выйти за эти пределы, то есть  возможности  перехода  в систему    Head Economy.  Однако осуществить такой прорыв  без обвала совокупного платежеспособного спроса можно только через  демократизацию  собственности, доходов и спроса. Поэтому лидерами в 21 веке станут те страны, которые перейдут в   систему Head Economy, используя принципы  3D-экономики, что позволит им кардинально и безболезненно поменять соотношение между  занятыми в экономике и свободными от работы (jobfree) гражданами. Уже сейчас  это соотношение приближается к 50 на 50 (fifty-fifty). А с ростом «умной экономики» на одного занятого в ней будет приходиться несколько человек, не занятых  непосредственно в производстве товаров. И это  не  столько проблема экономики, сколько вполне решаемая проблема мировоззрения.      
      
 Поэтому для России так важно в течение 5-10 лет совершить коренную модернизацию  экономики,  окончательно встав на инновационный путь развития, широко используя  принципы  3D-экономики и сформировав новое мировоззрение, в котором нравственными императивами  являются  Добро и Справедливость.

 Геннадий  Жеребилов                1-9 мая  2010 года