Как на кладбище Митрофановском

Андреев Анатолий
      
 - Дедушка, а почему у тебя на голове  волосы седые?

- Ну, Аня... Всякое в жизни бывало. Ты вот слышала как я однажды на кладбище ночевал?

- Нет. Расскажи, дедушка!

- Было это в начале 80-х годов. Я тогда из армии пришёл и работал каменщиком на стройке. Вот эти дома на нашей улице строили. Город расширялся, а тут лес стоял, лисицы бегали, белки по деревьям прыгали. И как-то у одного из нашей бригады бабушка умерла. Ну, похоронили её. А вплотную к городу тайга! И оттуда иногда на запах мёртвого человека выходили медведи и разрывали свежие могилы. Поэтому несколько дней могилы от медведей охраняли.

- Дедушка, а зачем медведи могилы разрывали?

-Гм...  Зачем.. Ну, как тебе сказать... Ты вот в четвёртом классе учишься?

- В четвёртом.

- А у вас есть в классе какой-нибудь мальчишка-хулиган?

- Да, есть! Сашка Пичугин! Он у меня вчера портфель спрятал, а сегодня за волосы дернул!

Ну вот. И среди медведей бывают хулиганы. Поэтому бригадир нам и говорит: - Надо могилку несколько дней посторожить. Кто сегодня ночью пойдёт, тому завтра дам отгул.

Вызвался под это дело плотник дядя Вася. Как там у него фамилия была? А, вспомнил - Антонюк! Коренастый такой взрослый мужик сорока с лишним лет. А я ж тогда молодой был. 22 года. В армии в Германии служил, старший  сержант, командир танка. Шебутной был, всё мне было интересно. Вот и я тоже подписался.

В 10 часов вечера зашёл я за дядей Васей, он говорит, давай по стакану намахнём, чтобы мандражу не было. Выпили. Он мне две деревянные скалки дал, которыми тесто раскатывают. Чтобы стучать ими друг о друга, как колотушками, и отпугивать медведя, если появится. И пошли мы. А дело было в конце августа. Рано уже темнело. На кладбище дядя Вася вторую бутылку из-за пазухи достал. А я тогда к вину ещё не был приучен, может только стопочку-другую выпил, а остальное дядя Вася. Вот управился он с бутылкой, в фуфайку завернулся и лёг спать на траву. А перед этим говорит мне: - Молодой, бди! Если что, поднимай меня!

Стал я охранять. А темнота опустилась, точно чёрный мешок! Шорох какой в кустах послышится или ветка качнётся, а мне уже кажется будто идёт кто-то: может медведь, может покойник из могилы выбрался. Страшно! Колотушки липкими пальцами сжимаю! Эх, сюда бы мой танк Т-62!  Да с полным боекомплектом!.. Потом я мёрзнуть начал. В эту пору уже холодные у нас ночи. А дров мы не догадались заготовить, чтобы костёр зажечь. Стал я в темноте туда-сюда по тропке между могилами ходить, чтобы согреться. И вдруг кто-то как схватит меня за штанину и не отпускает! Меня диким ужасом, точно кипятком окатило! Думаю, мертвец из могилы костлявой рукой или зубами мне в ногу вцепился и тянет под землю!

- Дедушка, я бы наверное умерла от страху!

- Меня тоже чуть кондрашка не хватила. Ногами отпинываюсь, извиваюсь на земле, а даже закричать не могу, голос пропал и только из горла какие-то жалкие хрипы. Вдруг штанина оторвалась, я вскочил на ноги и бежать куда глаза глядят! Когда совсем выдохся, прислонился к тёмному дереву, коленки подгибаются, сердце бешено колотится как у загнанного зверя.

А потом понял, что заблудился. Могилку никто не охраняет, рядом беззащитный дядя Вася спит! А про меня что потом скажут?! Струсил, сбежал, бросил товарища! Стал я вверенный мне объект искать. Блуждаю на ощупь между оградками и могильными холмиками. Вдруг неподалёку слышу  злое рычание. Подобрался поближе. Да, рычит громко, с перерывами. Ну, думаю, - медведь! Могилу разрывает! Неужели дядю Васю уже убил?! Подкрался я совсем близко к медведю. А темень, не видно ничего! И колотушки я потерял, когда на земле валялся. Стал в медведя комья глины и камни бросать, чтобы отогнать его от могилы. И вскоре тишину разорвал испуганный рёв! Ага, думаю, попал я в тебя, зверюга! Так тебе и надо! И вдруг - мат трёхэтажный и в бога, и в душу, и в мать! А тут и луна из-за тучки выглянула. Вижу - стоит дядя Вася, за голову держится! Я ему камнем в лоб попал! Оказывается это он так громко храпел! Но мне его ругань уже как бальзам на душу была.

   С рассветом пошли мы с кладбища. Вижу, на тропочке штанина моя оторванная валяется, за корень в земле зацепилась. Рядом колотушки лежат. Идём по городу, стыдимся людям в глаза смотреть: у меня левая брючина до колена оторвана, у дяди Вася шишка на лбу с куриное яйцо.

    Пришёл я в своё рабочее общежитие, где мы втроём жили. Парни уже на работу ушли. Стал я раздеваться и взглянул мельком на себя в настенное зеркало, - а у меня всё лицо в крови! Я в ужасе повалился на кровать, руками за лицо схватился! Да нет, не болит ничего. Руки отнял от лица, нет на руках крови. Посмотрел ещё раз на зеркало, а на нём красной губной помадой крупно написано: "Согласна. Лиза". Это, внучка, я накануне предложил твоей бабушке и моей будущей жене выйти за меня замуж. И она весь день на овсяном поле снопы вязала, всё хорошенько обдумала и своё согласие на зеркале написала.

    Вот, Аня, от всего пережитого в ту страшную ночь и стали у меня после сорока пяти лет появляться на голове седые волосы.

- Дедушка, какой ты смелый! Дай я тебя обниму!

- И я люблю тебя, Анечка!