Держись, тётя Рая

Элам Харниш
 
Вопрос, который ежечасно, ежедневно, на протяжении всей жизни стучит мне в виски, и на который я никак не могу найти ответ... - есть ли предел сопротивляемости человека...
Ведь любому технарю знакома наука... - сопромат, с помощью которой можно точно рассчитать, какую нагрузку выдержит тот или иной материал...
 
А мы... - люди?... Где проходит грань, за которой одни ломаются, а другие продолжают жить?... Хотя... - большинство продолжают... - другое дело, как долго, и что каждый понимает под словом... - жизнь... - в чём обретает смысл своего существования на этом свете, столкнувшись с бедой... – болезнями, потерями, нищетой, страданиями, подлостью, равнодушием и предательством...

***

Боковым зрением через кухонное окно я увидел, как пожилая женщина подходит к моему офису... - в этот момент нарезал лимон к чаю... Сполоснув нож и руки, успел открыть дверь прежде, чем раздался стук...

Сколько раз за последние годы мы виделись?... И не сосчитаешь...
Каждую пятницу она приносит мне два номера "Биржи", и в начале месяца приходит за деньгами...
 
Раньше почтальонша... – тётя Рая, появлялась после одиннадцати утра и вручала корреспонденцию из рук в руки, но после того, как ей несколько раз повезло разбудить меня, я попросил оставлять газеты на решётке окна... 

М-да... Сколько я заработал с помощью рекламы в рубрике "недвижимость" в 90-е и нулевые?...
"Бесплатные" объявления, помноженные на тяжёлый труд... - в плюс... - офис, квартира, образование ребёнку..., - в минус... - разрушенная семья, жизнь под откос и одиночество...
 
Тогда многое по-другому было... Сейчас печатные издания практически не работают... - всё в сети... - а кругом молодые конкуренты, а сил всё меньше... – по объявлениям почти никто не звонит, а я, скорее по привычке, всё продолжаю выписывать более чем вдвое похудевшую толстушку...

- Здравствуйте, Рая ханум..., - держа тоненькую пачку квитанций у самых глаз и, несмотря на наличие очков, близоруко щурясь, женщина ищет мой чек...

- С вас шесть манат..., - говорит она скрипучим голосом, растягивая слова...

- Вот, пожалуйста... - я вас давно ждал, а завтра газета выходит... - вы зря ко мне лишний раз поднялись...

- Но вы спите по утрам...
 
- Постучали бы, я вам деньги через окно бы отдал..., - мы разговариваем через порог... - обычное дело...

- С меня требуют...

- А сколько вы зарабатываете этим хождением?...

- По-разному... Манат сто двадцать...
 
- А какая у вас пенсия?...

- Да... - что пенсия..., - старушка махнула рукой, а я обратил внимание, что её кисть перевязана бинтом далеко не первой свежести..., - у меня дом сгорел...

- Как сгорел?... Где?... – только и сумел выдавить я...

- Да... На Ази Асланова...  Дочка сгорела... 27-го января..., – мне стало трудно дышать..., - Вы наверное слышали... Такое горе..., - я, конечно, читал в сети, но и подумать не мог, что пострадал человек, которого я знаю...

Вот оно... - наше каждодневное равнодушие в действии... Где пожар, где машина кого сбила, где на чьи-то головы и дома бомбы и ракеты сыплются... - нам всё нипочём, пока лоб в лоб с несчастьем не столкнёмся...

- Примите мои соболезнования... И... - и где вы сейчас остаётесь?...
 
- У знакомых..., - она не плачет... - её худое, морщинистое лицо... - я не знаю... - оно... - оно сама боль..., - Соседи квартир лишились... Когда теперь жильё дадут?... - квартал, в котором произошла трагедия, давно должен был быть снесён, но в связи с кризисом всё практически остановилось...

Тётя Рая медленно уходит...
 
Я сажусь за компьютер и через минуту нахожу информацию о том пожаре...
Вот они... - сухие строчки...
 
"БАКУ, 27 янв — Sputnik. В трехэтажном жилом здании на улице Ази Асланова, 1/17 Ясамальского района, в котором проживает 5 семей, произошел пожар.

Как сообщает Report, в результате пожара в одной из квартир погибла получившая ожоги Лия Михайловна Хазитова 1969 г.р. Пострадавшая Раиса Вахидовна Абыталыбова 1935 г.р. госпитализирована. Кроме того, спасены два человека, которые также госпитализированы. На данный момент пожар на территории "Советской" полностью потушен..."

Да уж... Беда...

Если бы не срежиссировали заокеанские скоты войну на Украине, не уронили бы цены на нефть, чтоб выкрутить России руки, глядишь, не погибли бы тысячи на Донбассе, а наши чинуши, может быть, успели бы расселить ваш дом, тётя Рая...

Хотя, вряд ли... Или не твой дом сгорел бы, а чей-нибудь ещё...

Э-эх... Сталина бы воскресить... Да пройтись по чиновничьим рядам частым гребнем... - свинцовым дождичком... - уверен, народу бы дышать легче стало...
 
А так... Кризис... Банкротства... Самоубийства... Пожары... Бомбёжки... Горе...
Зато государство оплачивает и проводит на хрен ненужные простым людям мероприятия... - Евроигры в 2015-м, Исламиаду в 2017-м, гонки Формулы-1...
 
Горите в аду, с-суки... - в гробу я вас видал...
 
Я бы никогда не узнал, сколько ей лет, если бы не эта трагедия...
Что мои проблемы в сравнении?... Врагу не пожелаешь...

Держись, тётя Рая!!!... Царство небесное твоей дочери...