Тамбов

Сергей Чибисов
       Живу в Тамбове с осени 1979 года, куда по случаю переехал в Тамбов вместе с женой Таней и 2 -х летним сыном Алёшей из Сочи. В Тамбове у меня не было тогда ни родных ни знакомых, кроме начальника управления коммунального хозяйства города Тамбова, ныне покойного Горбачёва Александра Ивановича, который, будучи в командировке в Сочи и уговорил меня переехать в Тамбов, за кружкой пива. Управление коммунального хозяйства было заказчиком проекта, а я был одним из  разработчиков проекта благоустройства центра города Тамбова, который разрабатывался в сочинском проектном институте "Южгипрокоммунстрой" Инициатором разработки проекта был тогдашний первый секретарь обкома партии Хомяков Александр Александрович, знавший "Южгипрокоммунстрой", будучи 2 секретарём краснодарского обкома. Руководил разработкой проекта известный русский ландшфтный архитектор Яблоков Сергей Александрович, основным дендрологом был Борис Иванович Смольников.
        Меня и моего друга Приходько Илью Васильевича, который так же был одним из основных разработчиков проекта пригласили на постоянное жительство в Тамбов, для конкретного участия в осуществлении проекта. В институте "Тамбовгражданпроект" был создан специальный отдел КО-5, который разместили на 1 этаже дома на улице Набережной, в котором нам и предоставили квартиры. Проект был реализован, а мы с Ильёй Васильевичем так и прожили свои жизни в Тамбове.
       Хотя у меня была сочинская прописка и я вот-вот должен был получить квартиру, я никогда не пожалел о том, что  покинул Сочи. Во первых город Тамбов был явно запущен и по сравнению с благоустройством Сочи, городской ландшафт города выглядел жалко. Тут было, куда приложить силы архитектору, что я делал тут всю свою жизнь и в свои почти уже 70 лет делаю до сих пор.
      Первое, что меня поразило в Тамбове, это обилие старинных домов. Для Сочи, это была большая редкость. Когда я впервые совершил прогулку по улице Советской, мне показалось, что я на машине времени перенёсся в 19 век.
      Позже я узнал, что дома сохранились, потому, что Тамбов не разбомбили, как например Воронеж, который был практически отстроен заново. Каждый из этих домов был уникален, конечно многие дома, особенно деревянные выглядели ветхо. Но всё равно обилие старины выглядело потрясающе.
      Где-то в начале 2000-х годов в Тамбов приехала из Сочи в командировку моя давняя знакомая, ещё по учёбе в Московском архитектурном институте, архитектор Зоя Розова. У нас в Тамбове уже открыли в Тамбовском Государственном Техническом Университете подготовку архитекторов. "Да! тут есть на чём учить архитекторов!" Это действительно так! До сих пор студенты первых курсов обмеряют и вычерчивают в цвете и в перспективе старинные тамбовские дома, детали дверей, наличники окон, балконы и навесы.
Позже я познакомился с тамбовским поэтом Алексеем Павловичем Нелединым, который на мой взгляд написал лучшее стихотворение о старинном Тамбове:
Вот оно:

ГОРОДСКОЙ
ПЕЙЗАЖ

Люблю тамбовские старины,
Где полусонные дворы
К себе манят необъяснимо,
И простодушны, и мудры.
Там деревянные балконца,
Насквозь увитые плющём,
То подставляют рёбра солнцу,
То мирно преют под дождём.
Там оцинкованные крыши
Скрывают тайны чердаков...
Вдыхают лесницы, заслышав
Седцебиение шагов.
Там призрак прожитого детства
За мною ходит по пятам,
Хранитель давнего наследства,
Но не подвластного годам,
Дивлюсь наличников узорам,
Дверям с модерновой резьбой,
Чугунным ручкам и засовам,
Замкам, что так горды собой.
А здесь ворота на распашку...
А ну, входи, гуляй душа!
Ворот железные ромашки
За столько лет изъела ржа...
Какая музыка для сердца
В переплетениях оград!
И как пронзительное скерцо,
Тропинка убегает в сад.

Поэт: Неледин Алексей Павлович http://stud-az.ucoz.ru/index/0-28


(продолжение следует)

На снимке один из реализованных проектов разработанных под моим руководством в соавторстве с моим другом архитектором Приходько Ильёй Васильевичем и моим учеником Поповым Сергеем Александровичем в моей архитектурной мастерской
"ООО Творческая Мастерская Чибисова" Дом на углу улиц Набережная и Тельмана.