Конец стрелецкому войску. ч. 162

Ирина Склярова
          Пётр  в Голландии нанял 900 человек всевозможных мастеров, от вице – адмирала до  корабельного повара, истратив на эту поездку несколько миллионов рублей.

        У него были планы посетить Италию, но в Венеции  он получил донесение, что 
в Москве  назревал бунт стрельцов.

        Во все времена московские стрельцы проживали в столице. Они занимались всякими промыслами и  были царскими телохранителями.
        Царь Пётр принял иное решение: он  выслал их  в отдалённые города на тяжёлую службу.

        У стрельцов семьи были в Москве и, после некоторой службы на окраинах России, они были уверены, что их вернут домой. Но их отправили служить в новые отдалённые от Москвы места. И вот тут вояки не выдержали и послали  155 человек  в столицу с просьбой разрешить им вернуться домой. В прежние времена на побег из воинской части никто бы и внимания не обратил, но в нынешние времена, при царе – батюшке  Петре, особенно не забалуешь.

       Начальник стрелецкого приказа, боярин Троекуров, велел им немедленно вернуться к месту службы. Стрельцы взбунтовались и отказались идти  из Москвы. Тогда против них подняли солдат Семёновского полка и выгнали силой из столицы.

Стрельцы возвратились назад под командование воеводы Ромодановского.  К нему из Москвы пришёл указ распустить всех служивых людей, а стрельцов отправить по западным пограничным городам, а тех, которые ходили жаловаться в Москву, сослать навечно в Малороссию. Стрельцы  пошли в назначенные им города, но по дороге устроили круг (собрание).

Там  стрелец Маслов, стоя на телеге, прочёл  письмо  царевны Софьи, в котором  она призывала их идти на Москву, расположиться возле Новодевичьего монастыря, и просить её  снова  на царство. А против солдат применить оружие.

Стрельцы решили идти на Москву.
Когда про это узнали москвичи, «то они  со страху  разбежались по деревням».
Бояре решили не пускать в столицу  бунтовщиков и послали навстречу к ним войско из 3700 солдат 25 пушек. Командовал  ими боярин Шеин  с двумя генералами: Гордоном и Мосальским.

      17 июня два войска встретились возле Воскресенского монастыря. Шеин для переговоров послал сначала  Гордона, а затем  Мосальского.  Переговоры  не увенчались успехом.

       Стрельцы послали своего десятника Зорина с челобитной, где говорилось, что Ромодановский хочет им головы порубить, что идут к Москве немцы и последует за тем брадобритие и  курение табака. Все отслужили молебен  и приготовились к бою.
Кавалерия стала окружать стрельцов, а генерал Гордон  приказал дать залп  так, что ядра пролетели над головами  бунтовщиков.

Те подняли крик и замахали руками, тогда Гордон приказал стрелять по людям. Дали несколько залпов и убили 29 человек, а ранили 40.

Стрельцы бросились в разные стороны, но их ловили и связывали. Начались пытки огнём и кнутом. Бояре  решили, что на этом всё и кончится, но Пётр думал  иначе.

      25 августа 1698году царь прибыл в Москву и начал собственноручно резать бороды боярам, и приказал  им одеться в европейское платье.  Со своей женой встретиться  не пожелал, а сразу постриг её в монастырь.

       А уже потом обрушил весь свой гнев на стрельцов. С середины сентября отовсюду свозили стрельцов в Москву. Шли  допросы с пристрастием. Удалось установить, что Софья подбивала их на  покушение Петра.

       Софья была пострижена в монахини, более двух тысяч стрельцов казнены,
стрелецкие части были расформированы.



      
                http://www.proza.ru/2017/02/10/869