Просматривая книгу «500 шедевров русского искусства» (Москва АСТ, Минск ХАРВЕСТ, 2005), обратила внимание на репродукцию картины Б.В. Шапошникова «Композиция с синими устоями» (х.м. 1918).
Борис Валентинович Шапошников (1890-1956) известный искусствовед и музеевед, член президиума Государственной Академии Художественных наук (ГАХН) в 20-е годы.
С 1921 года и до ликвидации в 1929 году возглавлял Музей дворянского быта 40-х годов, созданный в начале XX века, точнее в 1919 году, по инициативе Отдела по делам музеев и охраны памятников Наркомпроса РСФСР во главе с Н.И. Троцкой. Борисом Валентиновичем написан путеводитель «Бытовой музей 40-х г.г.», выдержавший с 1924 по 1928 годы четыре издания.
В книге Г.Д. Злочевского «Общество изучения русской усадьбы (1922-1930)» М. 2002 имя «художника, директора Бытового музея 40-х годов» Б.В. Шапошникова упоминается в связи с планом экскурсий на 1927-1928 гг., которые проводит Общество, для чего привлекались «крупные специалисты из самых разных областей искусства и культуры».
Имя Б.В. Шапошникова неоднократно встречается в недавно изданной книге Сергея Дурылина «В своем углу», М., 2006. Имя его мы находим и в связи с его работой «над атрибуцией неизвестной картины Федотова», и в связи с портретом, который пишет Нестеров в кабинете Хомякова в Музее дворянского быта 40-х годов. Девять раз в книге есть упоминание имени Бориса Валентиновича Шапошникова.
Знакомство мое с правнуком Б.В. Шапошникова, заведующим Музеем литературы Серебряного века - Михаилом Борисовичем Шапошниковым произошло в 2003 году, во время Научных чтений к 130-летию со дня рождения В.Я. Брюсова. Михаил Борисович представлял коллекцию фотографий Брюсова в Государственном Литературном музее (ГЛМ). Затем, были другие встречи и в Музее литературы Серебряного века, и в Красногорске в Литературно–музыкальной гостиной, куда я как ведущая неоднократно приглашала Михаила Борисовича.
Узнав, что Михаил Борисович занимался изучением биографии Бориса Валентиновича, мне показалось интересным задать ему хотя бы несколько вопросов, касающихся его прадеда:
- Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете о дальнейшей работе Бориса Валентиновича, помимо Музея дворянского быта?
- В конце 1930-х годов он принимал активное участие в создании музея-квартиры Пушкина на Мойке, в 1940 году создал путеводитель по этому музею. После войны в сороковые годы помимо музеев на Мойке и в Михайловском с его участием был организован музей Пушкина в Царском (тогда Детском) селе. Кроме того, в 1936-1939 и затем в 1948-1956 годах заведовал Литературным музеем Пушкинского дома (ИРЛИ).
В1950 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературные музеи», он автор ряда статей по искусствоведению и музееведению («Портрет и его оригинал» «Музей как произведение искусства» и т. д.)
- Использовалась ли Вами статья «Музей как произведение искусства» в работе?
- Да, статью «Музей как произведение искусства» мы использовали при создании экспозиции в Музее литературы Серебряного века.
- Вы говорили мне об организаторских способностях Бориса Валентиновича?
- Да, под его руководством создано более 150 выставок, в том числе ряд международных выставок - в Венеции (1924 г. и 1928 г.), в Париже (1925 г.), во Флоренции(1927 г.) и в Милане (1927 г. и 1929 г.).
- Какое образование получил Ваш прадед?
- Учился сначала в Московском Археологическом институте, который выпускал также и музейных работников. Затем, несколько лет на историко-филологическом факультете Московского университета.
- У кого он учился живописи?
- Живописи учился в студии у Юона, брал частные уроки у Сапунова и Феофилактова. Борис Валентинович с 1910 года входил в группу художников авангарда «Бубновый валет» и принимал участие в выставках этого художественного объединения.
- Знаю, что у Вас много публикаций. Писали ли Вы о Борисе Валентиновиче? Расскажите о его судьбе?
- На Международной конференции, посвященной Вячеславу Иванову я сделал доклад о прадеде, о его путешествии по Европе до революции: в 1912 году он посетил Италию и познакомился с Вячеславом Ивановым. В это время он переводил трактаты итальянского поэта, основателя футуризма Томмазо Маринетти, и в 1912 году он опубликовал их в журнале «Маски». Прадед принимал участие в первой мировой войне (прапорщик, подпоручик) Во время февральской революции был членом ВРК, затем демобилизован по болезни. В 1919-1921 гг. он - профессор истории искусства в Московском Пролеткульте. В 20-тые годы Борис Валентинович был научным сотрудником и членом президиума ГАХН. В 1928 году издал книгу «Эстетика числа и циркуля». С 1929 по 1932 годы находился в ссылке в Великом Устюге. Затем, в 40-х гг. – заведующий экспозицией музея Л.Н. Толстого в Москве, Литературных музеев в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой» на железнодорожной станции «Лев Толстой».
- Мне не приходилось видеть живописные работы Вашего прадеда, говорят, что они, в основном, находятся за границей. Сохранились ли у Вас в семье работы Бориса Валентиновича, не могли бы мы показать фотографии этих работ нашим читателям?
- Знаю, что часть картин прадеда были вывезена в Англию. У нас в семье сохранились две работы Бориса Валентиновича. Портрет прабабушки, выполненный в стиле кубизма и рисунок. Рад возможности показать их читателям. Это будет первая публикация этих работ.
Этот рисунок - "Уходящий ангел" был сделан Б.В. Шапошниковым после трагической гибели в 1922 году художника, одного из основателей общества "Маковец", Василия Николаевича Чекрыгина, близким знакомым которого был Борис Валентинович. Известно, что в год смерти Борис Валентинович опубликовал воспоминания о В.Н. Чекрыгине "Апостол большого искусства" // Маковец. Журнал искусств. М. 1922. №2. С. 8-10
25. 11. 2007
Фотографии:
1.Портрет Н.К. Шапошниковой – жены художника (х.м.) 1917 г. (Из собрания Н.В. и М.Б. Шапошниковых).
2.Уходящий ангел (рисунок) 1924 г. (Из собрания Н.В. и М.Б. Шапошниковых).