Композиция с синими устоями

Ирина Юлина
       Просматривая книгу «500 шедевров русского искусства» (Москва АСТ, Минск ХАРВЕСТ, 2005), обратила внимание на репродукцию картины  Б.В. Шапошникова «Композиция с синими устоями» (х.м. 1918).
      Борис Валентинович Шапошников (1890-1956) известный искусствовед и музеевед, член президиума Государственной Академии Художественных наук (ГАХН) в 20-е годы. 

      С 1921 года и до ликвидации в 1929 году возглавлял Музей дворянского быта 40-х годов,   созданный в начале  XX века, точнее  в 1919 году, по инициативе Отдела по делам музеев и охраны памятников Наркомпроса РСФСР во главе с Н.И. Троцкой.  Борисом Валентиновичем написан путеводитель «Бытовой музей 40-х г.г.», выдержавший с 1924 по 1928 годы четыре издания.   
     В книге Г.Д. Злочевского «Общество  изучения русской усадьбы (1922-1930)» М. 2002 имя  «художника, директора Бытового музея 40-х годов»  Б.В. Шапошникова упоминается   в связи с планом экскурсий на 1927-1928 гг., которые проводит  Общество, для чего привлекались «крупные специалисты из самых разных областей искусства и культуры».

     Имя  Б.В. Шапошникова неоднократно встречается     в недавно изданной книге  Сергея Дурылина  «В своем углу», М., 2006.  Имя его мы находим  и в связи с его  работой   «над атрибуцией неизвестной картины Федотова», и в связи с портретом, который пишет Нестеров в кабинете Хомякова в Музее   дворянского быта    40-х годов.   Девять раз в книге есть  упоминание имени  Бориса Валентиновича Шапошникова.   
      Знакомство мое с правнуком Б.В. Шапошникова, заведующим  Музеем  литературы Серебряного века -  Михаилом Борисовичем Шапошниковым произошло в 2003 году, во время   Научных чтений к 130-летию со дня рождения В.Я. Брюсова.  Михаил Борисович представлял  коллекцию фотографий Брюсова в Государственном Литературном музее (ГЛМ). Затем, были другие встречи и в Музее литературы Серебряного века, и в Красногорске в Литературно–музыкальной гостиной, куда я как ведущая    неоднократно приглашала  Михаила Борисовича.
      
      Узнав, что Михаил Борисович занимался изучением биографии Бориса Валентиновича, мне показалось интересным задать ему  хотя бы несколько вопросов, касающихся его прадеда: 
       - Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете о  дальнейшей работе Бориса Валентиновича, помимо Музея дворянского быта?
       -  В конце 1930-х годов  он принимал  активное участие в создании музея-квартиры Пушкина на Мойке,    в   1940 году создал путеводитель по этому музею. После войны в сороковые годы помимо музеев на Мойке и в Михайловском с его участием был организован музей Пушкина в Царском (тогда Детском) селе. Кроме того, в 1936-1939 и затем в 1948-1956 годах заведовал Литературным  музеем Пушкинского дома (ИРЛИ). 
    В1950 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературные музеи», он автор ряда статей по искусствоведению и музееведению («Портрет и его оригинал» «Музей как произведение искусства» и т. д.)
      -  Использовалась ли Вами  статья «Музей как произведение искусства» в работе?   
      - Да, статью «Музей как произведение искусства» мы использовали при создании экспозиции в   Музее литературы Серебряного века.
      - Вы говорили мне об организаторских способностях Бориса Валентиновича?
      - Да, под его руководством создано более 150 выставок, в том числе ряд  международных выставок -  в Венеции (1924 г. и 1928 г.),  в Париже (1925 г.), во Флоренции(1927 г.) и в  Милане  (1927 г. и 1929 г.).
      -  Какое образование получил Ваш прадед?

      - Учился сначала в Московском Археологическом институте, который выпускал также и музейных работников. Затем,  несколько лет на историко-филологическом факультете Московского университета.
       -   У кого он учился живописи?

       -  Живописи   учился в студии у   Юона, брал частные уроки у   Сапунова  и   Феофилактова. Борис Валентинович с 1910 года  входил в группу художников авангарда «Бубновый валет» и принимал участие в выставках  этого художественного объединения.
       - Знаю, что у Вас много публикаций. Писали ли Вы о Борисе Валентиновиче? Расскажите о его судьбе?

         -  На Международной конференции, посвященной  Вячеславу Иванову   я   сделал доклад о прадеде, о его путешествии по Европе до  революции: в 1912 году он посетил  Италию и     познакомился с  Вячеславом  Ивановым. В это время он переводил трактаты итальянского поэта, основателя футуризма Томмазо Маринетти, и в 1912 году  он  опубликовал их в журнале «Маски».  Прадед принимал участие в первой мировой войне (прапорщик, подпоручик) Во время февральской революции был членом ВРК,  затем демобилизован по болезни.       В 1919-1921 гг.  он -  профессор истории искусства   в Московском  Пролеткульте.  В 20-тые годы Борис Валентинович был научным сотрудником и членом президиума ГАХН. В 1928 году издал книгу «Эстетика числа и циркуля». С 1929 по 1932  годы находился в ссылке в Великом  Устюге.  Затем, в 40-х гг. – заведующий экспозицией  музея    Л.Н. Толстого в Москве, Литературных музеев  в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой» на железнодорожной  станции «Лев Толстой».

       -   Мне не приходилось видеть живописные  работы Вашего прадеда, говорят, что они, в основном, находятся за границей. Сохранились  ли у Вас в семье работы Бориса Валентиновича, не могли бы мы показать  фотографии этих работ нашим читателям?
       - Знаю, что часть картин  прадеда были вывезена в Англию.  У нас в семье сохранились две работы Бориса Валентиновича. Портрет прабабушки, выполненный в стиле кубизма и   рисунок.  Рад    возможности показать их  читателям. Это будет первая публикация этих работ.

         Этот  рисунок -  "Уходящий ангел"  был сделан  Б.В. Шапошниковым после трагической   гибели в 1922 году  художника, одного из основателей общества "Маковец", Василия Николаевича  Чекрыгина,   близким знакомым  которого был Борис Валентинович.  Известно, что    в  год смерти   Борис Валентинович  опубликовал воспоминания о В.Н. Чекрыгине "Апостол большого искусства"  // Маковец.  Журнал искусств. М. 1922. №2. С. 8-10

                25. 11. 2007
   Фотографии:
1.Портрет Н.К. Шапошниковой – жены художника (х.м.) 1917 г.   (Из собрания       Н.В.  и М.Б. Шапошниковых).
2.Уходящий ангел (рисунок) 1924 г. (Из собрания  Н.В.  и М.Б. Шапошниковых).