8. Приглашение в Манеж

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Картины Элия Белютина «Автопортрет» (1968) слева и «Крестьянские девушки» (1960) справа.


Приглашение студийцам разместить свои картины в Манеже поступило накануне посещения выставки Хрущёвым и его соратниками. Это было приглашение, от которого отказаться было невозможно.

Оно поступило от зав. отделом культуры ЦК КПСС Д. Поликарпов. Замечу, что Д.А. Поликарпов (1905-1965) был организатором травли Бориса Пастернака. Но, пожалуй, к подготовке событий на Манеже его не привлекали, и он не знал истинного замысла участников заговора.

Элий Белютин почувствовал неладное. Известен его телефонный разговор с Эрнстом Неизвестным по поводу этого приглашения:

«Это либо провокация, либо признание. В последнее верить трудно, но отказаться невозможно. Поэтому, на мой взгляд, следует взять работы более спокойные».
Следует пояснить, что самому Элию Белютину абстракционизм не был чужд. Вот, посмотрите:

Так что, на выставке в Манеже были не все картины, показанные на Коммунистической, в какой-то степени и не те.

К вечеру того же дня собрали картины и до середины ночи сами оформляли. Белютинцы – одну комнату на втором этаже Манежа, художники Владимир Янкилевский, Юло Соостер и Юрий Соболев – другую, третью – Эрнст Неизвестный.

Об Элии Михайловиче Белютине и его системе обучения сейчас много написано, – он признанный художник и педагог. Но тогда … всё, что он делал, ошеломляло. В его студию, созданную при горкоме художников книги и графики, приходили сотни художников-прикладников, которые совершенствовались в «большом искусстве», а он учил их выражать на холсте свои чувства.

Но ни абстракционизма, ни формализма в работах студийцев, по крайней мере в тех, что были развешаны по стенам комнат в Манеже, и в помине не было. Но всё же и эти картины не отвечали тому, что называлось соцреализмом. Как пишет в своей монографии Юрий Герчук: «Однако то, чему … учил Белютин, совершенно не отвечало нормам советской художественной школы. Это был своего рода экспрессионизм».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/08/587