О душе

Михаил Ярославцев
Вот что я наверное никогда не смогу принять в христианской доктрине – так это постулат об отсутствии у животных души. Как этот постулат сочетается в головах верующих с идеей вселюбящего и вездесущего Господа – не моя забота, но вот как-то нечестно получается, несправедливо. Людей, значит. Господь душою наделил, а остальные свои творения – нет. А почему, собственно?!

Есть у меня на эту тему одна догадочка, да не слишком она христианам понравится. Тут ведь как получается: раз нет души, то и страдать по-настоящему животное не может, и чувствовать, и любить, и быть благодарным. А следовательно, никаких угрызений совести не испытывает христианин, вкушая говяжью котлетку или свиное сальце. Скотина же бездушная, на прокорм нам, человекам, Господом созданная. Очень просто и понятно.

Ну да, были среди христианских мыслителей и те, кто сомневался в этом постулате. Франциск Ассизский, например. Да только почему-то не слишком повлияло его богословие на общую христианскую доктрину. Ну был такой святой, зверушкам проповедовал, птицам. Ну и всё на этом. Без глобальных последствий для христианства.

Я Франциска понимаю. Животным проповедовать – это же милое дело! Как они слушают! Как внимают каждому слову! Поговорите со своей кошкой или собакой – нет более благодарного слушателя. Пусть умом животинка не понимает, что её хозяин говорит, но душой-то! Душой…

Ладно собаки, кошки и прочие млекопитающие. У нас дома живёт пара водных черепах, в большом таком аквариуме. Казалось бы, ну на что уж примитивная скотинка, по сравнению с той же кошкой. Поесть, поспать под лампочкой, поплавать – вот и все интересы. Головка-то малюсенькая, мозгов мало, откуда там взяться сложной рефлексии.

Однако, каждый вечер, после кормёжки, сытые и довольные, черепашки начинают усиленно копошиться в своём аквариуме. Плещутся, вылазят на островок суши, встают на задние лапы, опираясь о стекло, всячески привлекая к себе внимание. Знаете, что они делают?

Они просятся на ручки!

Жена подходит к аквариуму и берет их по очереди, держит на ладони по нескольку минут. Видно, что черепашкам страшно вне аквариума, при любом постороннем звуке они втягивают голову и поджимают хвост, но всё равно каждый вечер упорно ждут, когда хозяйка уделит им внимание, пообщается с ними, приласкает словом. И никакой физиологией и инстинктами это не объяснить. Это черепашья душа требует проявить благодарность, вернуть часть той заботы и любви, которую мы, люди, проявляем к своим питомцам.

Мы любим – душой. Мы благодарим – от души. Почему же люди отрицают способность любить и благодарить у животных? Способность ненавидеть? Способность тосковать?

Животные не мыслят так, как мы. Но душа не связана с разумом, скорее наоборот. Когда нет разумного выхода из ситуации, мы решение принимаем душой…

А растения? Есть ли у них душа? Является ли то, что мы не в силах увидеть реакцию растения на многие внешние факторы, залогом того, что деревья и цветы не чувствуют благодарности? Не испытывают привязанности? Гнева?

Но человек не может питаться солнечным светом. И мы убиваем, хотя бы для того чтобы жить самим – милых, любящих, чувствующих. Мы срываем растения, которые даже не могут вскрикнуть, когда колос отделяется от стебля, когда корень выдирается из земли. И только Земля слышит их беззвучный крик.

Так устроен мир. Так создал его тот самый, вездесущий и вселюбящий. И люди послушно закрывают глаза и не видят в живых существах души.

Конечно, нелегко жить с такими убеждениями. Зато честно. Честно по отношению к себе и к окружающему миру. И из религиозных систем самыми честными являются древние, примитивные языческие культы. Наши предки хотя бы просили прощения у природы, забирая её часть себе на пропитание. И благодарили. По-звериному, от души…