Извоз. Беседы частного таксиста с пассажирами

Александр Смирнов 83
 Никто не идёт в одиночестве.

2. Никто тебе не друг и не брат,
но каждый человек тебе Учитель.

3. Раздражённый человек
является носителем заразы.

Индийские изречения

Поскольку полное описание событий, происшествий и приключений в период занятий извозом является очень объёмным и утомительным для чтения в электронном виде, я публикую здесь лишь основную их часть. Сюжеты, которые по моему мнению могут представлять самостоятельную тему, я выделил и разместил их на сайте отдельно, чтобы те читатели, кого они заинтересуют, прочли их. Они размещены под следующими названиями:

1. Притчи для клиентов бомбилы.
2. О чём рассказывают известные артисты частному таксисту.
3. Диспут православного атеиста с настоятелем храма.
4. Дорожный конфликт с кавказцем с яростной схваткой.
5. Некоторые нюансы из жизни немцев
6. Кое-что о жизни американцев.
7. Чего не хватает пассажирам на даче.
8. Чудо или везение при автомобильной аварии.
9. Криминальные истории с частным таксистом
10. О чём рассказывают и мечтают девушки-армянки.
11. Беседа с покорителем высочайших горных вершин.

   В дальнейшем часть нижеследующих эпизодов я опубликовал более подробно в виде отдельных произведений.

Наша семья всегда была немаленькой, включая троих детей и мать, состоятельны родственники отсутствовали, дети росли, обзаводились семьями, иногда разводились и нуждались в материальной поддержке. Мы получали и разменивали квартиры, нужно было их обставлять, заменять устаревшие автомашины, регулярно по состоянию здоровья ездить в санатории, ездить отдыхать семьёй на море, в общем, мы постоянно испытывали потребность в деньгах. Во времена перестройки и последующего развала экономики это стало особенно ощутимым. Естественно, заработать деньги мог только я. Некоторые сколачивали строительные артели и во время очередного отпуска или, взяв отпуск без содержания, уезжали строить какие-нибудь объекты. Я был руководитель и не мог брать дополнительные отпуска.

Тогда я решил зарабатывать частным извозом, то есть подрабатывать таксистом или «бомбилой» на своём автомобиле ВАЗ-2011, марка которого изображена на снимке. Это было непростым занятием. Во-первых, в конце восьмидесятых годов оно было наказуемым, считалось связанным с нетрудовыми доходами, за что можно было лишиться автомобиля или получить наказание другим образом. Во-вторых, как это в дальнейшем и подтвердилось, оно могло оказаться опасным. И всё-таки, как когда-то и мой отец, я решил рискнуть, но несколько себя обезопасить. Я очень редко заранее договаривался о сумме оплаты за поездку, в основном клиенты сами по своему усмотрению платили сумму, какую они считали нужным заплатить. В начале занятий извозом я плохо знал Москву, поэтому приходилось просить клиентов показывать мне дорогу, и естественно я точно и не знал, какую цену назначить. В большинстве случаев сумма меня устраивала.

Что касается безопасности, то наибольшее количество нападений на водителей совершалось в тёмное время суток и чаще, если машина была хорошего качества. Моя машина была далеко не новой, имела значительный износ. Я занимался извозом обычно в светлое время дня, в выходные дни и только когда не было снега, то есть в течение 7 месяцев в году, с апреля до конца октября. Иногда в летние длинные дни, с июня до августа, я уезжал в Москву и в рабочие дни, после работы. Сначала поездки носили редкий характер, затем, по мере набирания опыта и ознакомления с городом, стали происходить всё чаще и чаще, пока не превратились в регулярные. Конечно, занятия извозом изрядно нагружали мой организм как физически, так и ещё сильнее психологически, иногда выматывая до предела.

В основном я занимался извозом в течение нескольких лет в лихие девяностые годы. Ездить приходилось много, в разные дотоле неизвестные мне места. Приходилось проявлять бойцовские качества, не в смысле участия в драках, разумеется, а в борьбе за клиентов, ведь была нешуточная конкуренция в этом бизнесе. За время занятий извозом, я только один раз попал в серьёзную аварию, и произошла она в начале занятий извозом. В остальных случаях столкновения закончились небольшими царапинами, так как я всегда старался не лихачить и соблюдать правила. Многократно имели место уход клиентов от оплаты за проезд иногда после длительной езды по разным местам. В этих случаях клиент заходил в какой-то магазин с обещанием вернуться через несколько минут и не возвращался, или обещал зайти домой за деньгами и заплатить и тоже не выходил. Было, конечно обидно, особенно когда однажды я возил в течение четырёх часов по всей Москве двух хорошо одетых женщин, и они в конце концов «кинули» меня. Но постепенно я примирился с этим, всё-таки такие случаи были нечастыми, считал такие случаи производственными издержками, которые иногда компенсировались щедрыми клиентами.

За многие годы занятий извозом были два случая, когда я реально находился между жизнью и смертью и не по причине аварии, а из-за угрозы нападения. В дальнейшем я подробнее опишу случившееся. В продолжение всех лет работы в качестве частного извозчика мне пришлось перевозить лиц очень разных национальностей как граждан России и бывших граждан СССР, так и представителей многих стран мира: Алжира, Англии, Афганистана, Бангладеш, Болгарии, Вьетнама, Германии, Египта, Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Италии, Китая, Кубы, Южной Кореи, Македонии, Мексики, Монголии, Нигерии, Пакистана, Польши, Сербии, Сирии, США, Турции, Финляндии, Франции, и, возможно, других стран. Некоторые из них неплохо знали русский язык. Зная политико-экономическую обстановку во многих зарубежных странах, я не упускал возможности кратко побеседовать с пассажирами-иностранцами на эту тему. Они полагали, что у нас почти никто ничего не знает об их странах, а тут, к их огромному изумлению, какой-то рядовой таксист, оказывается, знает о его стране иногда больше, чем они сами. К сожалению, я часто лично наблюдал хамское отношение наших стражей порядка к некоторым категориям иностранцев, в первую очередь вьетнамцам. Вместо того, чтобы бороться с преступниками, они прятались на улицах и в переулках вблизи рынков и общежитий вьетнамцев и перехватывали машины, перевозящих их по окончании работы. А дальше предъявлялся ультиматум: или плати мзду, или везём в участок, и торговцы почти ежедневно платили деньги этим вымогателям.

После каждой поездки я подводил баланс между доходом и расходом: в доход включалась сумма выручки, в расход суммы на бензин и расходные материалы. Сумма год от года менялась, в зависимости от количества поездок и финансового состояния в стране. За 1988-1990 годы заработок составил в среднем 2230 рублей в год, то есть 320 рублей в летний месяц, с 1991 по 1994 год он составлял в пересчёте на валюту сумму от 500 до 700 долларов в год, или от 70 до 100 баксов за летний месяц, в 1995-1998 годы - от 800 до 1000 долларов в год, соответственно от 120 до 150 долларов за месяц. Это были немаленькие суммы в то время. Я зарабатывал в летнее время сумму, составляющую около 50% годовой зарплаты при 10-15 днях работы таксистом в среднем за месяц. Эти годы были особенно тяжелым для нас, как и для большинства семей, и извоз очень помог. Кроме того, в поездках я иногда знакомился с нужными людьми, с помощью которых иногда удавалось доставать дефицитные в те годы продукты.

Мне представляется, что по сравнению с материальными соображениями не менее важным для меня была возможность общения с интересными людьми. По характеру я являюсь общительным человеком, меня интересуют беседы с продвинутыми людьми, поэтому, когда попадался подходящий пассажир, часто после наводящих вопросов он рассказывал интересные истории на какую-то тему. Люди, окружавшие меня на работе, знакомые и друзья считают, что у меня, как у энциклопедиста, есть обширный набор знаний в разных областях общественных наук, техники, культуры, медицины, поэтому во время бесед с пассажирами путём специфических вопросов мне удавалось определить, не обманывает ли меня собеседник, выдавая себя за другого человека. Это делалось также из соображений безопасности. К сожалению, я не вёл записей этих бесед, содержание большинства из них забылось. Мне представляется, что можно было бы сочинить на их основе интересную книжку. Но всё это было бы да кабы. А сейчас попытаюсь по памяти воспроизвести содержание небольшой части запомнившихся разговоров. Нет необходимости привязывать их к конкретному времени, поэтому я буду располагать краткое содержание бесед и суть событий в произвольном порядке, присваивая эпизодам порядковые номера.

При поездках в Москву я не имел каких-то определённых стоянок в ожидании пассажиров, как правило, я постоянно был в пути, высматривая голосующих клиентов. Однако имелись места, в которых часто можно было найти пассажиров: в первую очередь это крупные рынки, вокзалы, центр столицы. Вокзальные площади были оккупированы своей мафией, туда даже таксистов не всегда подпускали, поэтому клиентов удавалось подсадить на достаточно большом расстоянии от них. Причина была в том, что приезжие не знали настоящую цену поездки, и с них часто заламывали плату, в несколько раз превышающую их реальную стоимость. Тем более это относилось к аэропортам, поэтому при поездке в аэропорт с пассажирами на обратном пути клиентов заполучить не удавалось. Вообще холостой пробег был довольно большим. В ряде случаев пассажиры доплачивали за скорость, если они куда-либо опаздывали. Сумма заработка часто зависела от везения, удачи. Сумма значительно возрастала при поездке за город, но я крайне редко соглашался выезжать на расстояние более 1-2 км. от кольцевой дороги.

По мере увеличения числа поездок и набирания опыта я всё лучше и лучше ориентировался в Москве, тем не менее часто пользовался подсказками пассажиров, зачастую они лучше знали, как удобнее подъехать к своему дому или месту работы. Ведь тогда не было навигаторов. Во времена моих путешествий дороги Москвы не были так перегружены, тем более, что я ездил в основном в выходные дни. Нужно отметить, что услугами и такси, и частников пользовались не самые бедные граждане, как и не самые состоятельные. Услугами частников пользовались в то время значительно чаще, чем таксистов: это обходилось дешевле, и частники всегда были под рукой
А теперь приступим к изложению реальных событий, эпизодов, произошедших со мной во время занятий извозом.

1. Однажды, в крутые девяностые годы ко мне в машину сел молодой человек лет под 30, одетый в длинное малинового цвета пальто, что в те времена свидетельствовало о его принадлежности к крутому братству. На мой обычный вопрос: «какой, если не секрет, у Вас род занятий?», он спокойно ответил, что он бандит. Я спросил: «в каком смысле?» Он ответил, что в прямом. Я замолчал и зажался. Клиент, почувствовав моё состояние, рассмеялся и сказал: «да не бойтесь, я Вам не причиню вред, Вы меня не интересуете». Далее на мой вопрос о сфере деятельности он рассказал, что занимается недвижимостью, что он окончил престижный ВУЗ, достойной работы и зарплаты не было, поэтому он организовал с друзьями фирму, и теперь прилично зарабатывают, люди они неглупые, и мозги работают, как надо. Я, в свою очередь, сообщил, что окончил с отличием МАИ и теперь подрабатываю извозом, что не совсем законно. Он сказал, что же тут незаконного, выживать как-то нужно. Желая прояснить ситуацию и осмелев, я спросил: «что, Ваши занятия сопровождаются и драматическими случаями?» Он, не моргнув глазом, ответил: «бывает и так, без этого у нас не обойтись». Он вышел у входа в небольшое здание с вывеской какой-то фирмы. Я задал себе вопрос: «почему он мне это рассказал, ничего не боясь?». А потому, ответил я сам себе, что он понял, что не подхожу я к роли борца с мафией. Кроме того, нет и никаких доказательств.

2. Парадоксально, но некоторое время спустя моим пассажиром оказался выпускник другого престижного ВУЗа, специалист по ядерной физике. Он был старше предыдущего клиента лет на 7 и тоже вынужден заниматься работой не по специальности. Когда я задал аналогичный вопрос, он ответил: «я работаю в правоохранительной системе, мы ловим преступников». Этот ответ меня просто ошеломил: до чего же докатилась наша страна, когда вместо созидательной работы один выпускник престижного ВУЗа занимается незаконной деятельностью, а другой выпускник не менее престижного ВУЗа таких ловит.

3. Разговор на близкую к этой теме проблему состоялся с пассажиром, который представился опытным юристом. На моё высказывание, что организованная преступность является большой бедой России, он сказал, что я сильно заблуждаюсь, потому что неорганизованная преступность для рядовых граждан значительно хуже и опаснее. Организованная преступность, как правило старается их не трогать, чтобы не вызвать массовые протесты общества, что грозит ей большими неприятностями. Её сфера деятельности преимущественно – коррупционеры, проституция, наркотики, недвижимость и другие теневые сферы. А если преступность будет неорганизованной, то какой-нибудь отморозок может без всякой причины зарезать кого попало. Молодые преступники, не подчиняющиеся авторитетам, часто так и поступают.

4. Аналогичное по своей сути высказывание сделал клиент-экономист, который утверждал, что если не будет взяточничества, то экономика России будет плохо развиваться, не будет рычагов воздействия на чиновников и организаторов производства, чтобы ускорять процессы принятия решений.

5. Наиболее высокопоставленным лицом из числа клиентов был главный инженер Газпрома, который казался таким вальяжным, как никто другой. По причине его высокомерия интересной беседы не получилось, отвечал он на вопросы весьма скупо. Другой представитель нефтегазовой отрасли оказался более словоохотливым. Он рассказал, что в этой отрасли действует особая система льгот для её работников, зависящая от занимаемой должности в момент выхода на пенсию. Отрасль выплачивает каждому уходящему на пенсию сотруднику, как буровику, так и аппаратчику, просидевшему всю жизнь в кресле, приличное выходное пособие, далее ему ежемесячно выплачивается в дополнение к государственной отраслевая пенсия в размере, сопоставимом с государственной пенсией, а для высокопоставленных менеджеров — в суммах, значительно превышающих её.

6. Однажды возле Черкизовского рынка в машину сел клиент, показавшийся мне азербайджанцем. Я заметил, что почему-то рынками в России владеют в основном азербайджанцы. Он не согласился и заявил, что на самом деле владеют ими евреи, выходцы из Азербайджана, что в Азербайджане есть район, заселённый преимущественно евреями, вот они-то и являются владельцами и рынков, и большого числа крупных торговых центров. Он стал распинаться о том, что евреи - самая выдающаяся нация в мире, представители которой на самом деле владеют не только какими-то рынками, а крупнейшими банками, структурами, управляют целыми отраслями культуры и искусства в мире и имеют сильное влияние на крупнейшие государства.

7. В одну из поездок моей пассажиркой оказалась молодая красивая девушка, которая рассказала, что она то ли скрипачка, то ли виолончелистка и окончила с отличием соответствующее музыкальное заведение. На мои слова о том, что я ей желаю блестящей карьеры, она с грустью сказала, что это маловероятно, так как в музыкальной сфере такую карьеру могут сделать чаще всего по блату, там всё схвачено, и не каждый талантливый исполнитель туда прорвётся. Мне стало грустно после её слов.

8. Не один раз я наблюдал, что азербайджанцы торгуют наркотиками, часто задурманивая молодых девушек. Однажды я подвозил компанию из двух молодых азербайджанцев и обкуренной красивой девушки. Они настолько весело и непринуждённо себя вели, не обращая ни на что внимания, что, выходя из машины, оставили новый спортивный костюм. Я заметил это не сразу, после того, как я немного отъехал, и когда я вернулся, что бы вернуть забытый костюм, их и след простыл. Дом, в который они вошли, был огромный с большим количеством подъездов, найти их было невозможно. Подождав с десяток минут и не дождавшись их возвращения, я уехал, приобретя неожиданный презент.

9. Один эпизод был связан и с материальными потерями, когда клиенты, а это были хорошо одетые грузины, расплатились фальшивыми долларами и ещё получали от меня приличную сдачу в рублях. На валюте достоинством 5 долларов были искусно наклеены цифры 50 вместо 5, и я не заметил подделку. Зато, когда буквально через пару месяцев, снова грузин пытался выкинуть тот же трюк но с 20-долларовой купюрой, у него он не прошёл, и пришлось ему расплатиться полноценными рублями. 10. Запомнилась поездка с клиентом, армянином пожилого возраста на неблизкое расстояние в район улицы Свободы, на севере Москвы. Он очень торопил меня, говоря, что опаздывает, поэтому мне пришлось ехать по кольцевой дороге со скоростью до 120 километров в час. По приезде он сказал, что деньги он сейчас принесёт и оставил в залог свою сумку. Я сразу подумал, что он не вернётся, так оно и случилось. Прождав минут 10, я развернул сумку и обнаружил в ней какие-то ржавые железки, которые выбрасывают в мусорные баки. Я не вспомнил бы данный эпизод, если бы при выезде со двора я не услышал какие-то стуки сзади машины. Выйдя из машины, я увидел, что на заднем правом колесе ослабли и частично открутились три болта из четырёх. Я понял, что мне крупно повезло, что я не попал в аварию, идя на скорости 120.

11 Ещё один случай, который я опишу ниже, тоже связан с ездой на высокой скорости. Однажды в районе метро «Площадь Ногина», теперь «Китай-город» я подъехал к группе людей, ожидающих такси. Подошла женщина, представилась сопровождающей китайскую делегацию и попросила отвезти двух граждан КНР в аэропорт, как мне послышалось, Внуково. Времени до отлёта было достаточно, но без особого запаса. Доехав по Ленинскому проспекту до кольцевой дороги, я направился в сторону Внуково. И тут в голове возникла мысль, а в тот ли аэропорт я еду. Китайцы на мой вопрос, в какой аэропорт их доставить, показали мне знаками, что они меня не понимают. Взяв у них билеты, я понял, что ехать нужно не во Внуково, а в Шереметьево, и до него ещё ехать километров 40. Времени оставалось в обрез. Я развернулся и погнал со скоростью, на которую была способна моя далеко не новая машина «Жигули». Пробок в тот момент не было, мчался я со скоростью не менее 120, слегка притормаживая перед постами ГАИ. И мне, а ещё больше китайцам повезло, я успел их довезти незадолго до окончания регистрации. Уф, сколько волнений

13. Как-то раз получилось, что я дважды на одной неделе отвозил известную балерину Большого театра, фамилию которой я не запомнил, к ней домой. Разговоры были немногословными, она была уставшей, коротко поделилась своими впечатлениями о качестве её выступления, причём в обоих случаях балет и исполняемая роль были одними и теми. В первом случае она говорила, что выступила, по её мнению, ужасно, многое не получалось, и прыжки, и пируэты, впрочем, только тонкие знатоки это заметили. В другой раз она буквально светилась, радовалась, что всё получилось отлично, она буквально летала в танце, и она смеялась в машине, как ребёнок. Я спросил, что же изменилось, ведь техника и мастерство то же самое. Она ответила примерно так: «в искусстве, и особенно в балете, многое зависит от настроя, вдохновения, куража, очень важно их ухватить и удержать до конца представления».

14. Расскажу о встрече с продюсером шоу-бизнеса, назвавшимся очень известным именем. Позднее я иногда видел его на экране телевизора. На мой вопрос, почему в шоу-бизнесе так много бездарей и безголосых «звёзд», он ответил, что в звезды попадают не в зависимости от таланта или хорошего голоса, а за деньги. Кто или за кого больше заплатят, тот и на коне. Подготовка и раскрутка, так называемой «звезды» стоит очень дорого. «Хотите, я сделаю Вас звездой, несмотря на возраст и отсутствие таланта?» - спросил он. Выкладывайте несколько сот тысяч «зелёных», и дело будет сделано.

15. В районе Белорусского вокзала в машину ко мне буквально впорхнул и двое молодых людей. Их облик и поведение показались мне несколько странными. Они выглядели нарумяненными и проявляли друг к другу какое-то нежное отношение. Но когда они начали целоваться, я понял, что это геи, только я не стал выяснять, кто из них выполняет функции мужчины, а кто - женщины. Я разговорил и их. Они рассказали, что работают музыкантами в ансамбле (они назвали имя одной очень звёздной певицы), что она весьма грубо относится к персоналу, но приходится терпеть её выходки. Я тогда узнал, что у геев есть свои клубы для гомиков и лесбиянок, которые работают по особым правилам.. В общем, они выглядели вполне довольными и весёлыми. В другой раз я встретился с геем в районе метро «Шаболовская», когда очень испуганный молодой человек с красивым, кукольным лицом, слегка накрашенным, стал просить меня быстро отвезти его с этого места. Когда я спросил, чего он боится, он ответил, что к нему пристаёт какой-то мужик, который ему очень неприятен. Видимо, у геев есть какие-то признаки или отличия, по которым они узнают свою принадлежность к сексуальному меньшинству. Странные эти люди.

16. Странный случай произошёл в центре Москвы . Возле ресторана меня остановил мужчина в татарской национальной одежде и попросил отвезти тоже по-татарски празднично одетую девушку в недалеко расположенный магазин, где она должна что-то купить, и привезти обратно. Оказалось, в ресторане готовились к свадьбе, и девушка играла в ней какую-то важную роль. А далее началось непонятное: девушка, которую я вёз, стала уговаривать меня увезти её куда-нибудь подальше от ресторана, она не хочет участвовать в этой свадьбе. Мне показалось, что она не в себе: то ли в сильном расстройстве, то ли приняла что-то. Я сообразил, что могу попасть в неприятную историю, если не вернусь к ресторану, поэтому я стал её успокаивать и уговорил её вернуться в ресторан. После возвращения встречающий нас человек в дополнение к плате за поездку преподнёс мне в подарок национальный головной убор.

17. Однажды я подрядился подвезти клиента, мужчину средних лет, до цветочного магазина. Выходя из машины, клиент заплатил сумму, в несколько раз превышающую полагающейся за такую дорогу. Он также предложил подождать его, если я не возражаю, чтобы отвезти его обратно. Через некоторое время он вышел с огромным букетом отборных роз, и я спросил, сколько же в букете роз, он же стоит очень больших денег, и для кого предназначается такая роскошь. Он ответил, что в букете 101 роза, букет предназначается его начальнице, прекрасной, красивой женщине по случаю дня её рождения. Она - человек состоятельный, всё у неё есть, единственное, чего у неё нет, так это 101 розы. Я спросил его: «а как её муж и ваша жена отнесутся к такому подарку?» Он сказал, что муж нормально отнесётся, с ним они тоже друзья, и заработок позволяет ему делать такие подарки. Согласия жены в таких случаях он не спрашивает. Выходя из машины, он снова вручил такую же сумму, несмотря на мои возражения.

18. Запоминающийся случай произошёл в центре Москвы, когда ко мне села молодая интересная девушка. На мой обычный вопрос о роде занятий она ответила, что работает ведущей на радиостанции «Европа-плюс», и поскольку принято, чтобы теперешняя работа ведущих не должна у слушателей связываться с их предыдущей работой, она приняла новую фамилию по имени своего отца. Затем она спросила: «а хотите, чтобы я минут через 20 обратилась к Вам на всю страну и исполнила Вашу музыкальную заявку. Что Вы хотите услышать и как Вас зовут?». Я назвал песню, своё имя, отчество и настроил приёмник на волну «Европы плюс». Я стал отказываться от денег за проезд, но она настояла на оплате и вышла. И действительно, минут через 15 из приёмника я услышал её задорный мелодичный голос: «А сейчас я предлагаю послушать заявку моего случайного попутчика Александра. Вы меня слышите, Александр?». И зазвучала моя любимая песня, а на душе стало тепло. Бывают же такие солнечные люди!

19. Вслед за этим случаем произошёл другой, который привёл меня в аналогичное состояние. Меня попросила подвезти до одного из подмосковных пригородов молодая женщина приятной наружности. По возрасту она годилась мне в дочери, причём не старшей, а младшей. Я не буду приводить её имя. Она сказала, что работает юристом, замужем, у неё хороший муж, есть дети. Я подумал, что её мужу очень повезло. В процессе разговора с ней я постепенно стал проникаться к ней всё большей симпатией. Мне стало казаться, что всё в ней соответствовало моему представлению идеальной женщины: её красивый внешний облик, интеллект, культура, доброта, коммуникабельность. Она произвела на меня неизгладимое впечатление. В сущности я был для неё посторонним пожилым человеком, но доброе уважительное отношение ко мне такой женщины привело меня в комфортное состояние. Лично я больше никогда не встречался с ней, хотя несколько раз поздравлял её по телефону по разным праздничным датам, в том числе с днём рождения.
 
20. Забавный эпизод случился в районе рынка «Садовод» вблизи Белой дачи. Я проезжал мимо рынка и посадил в машину женщину лет 45-50 и отвёз её домой в районе Ленинградского проспекта. А на следующий день, проезжая мимо рынка, я снова увидел её, она сильно удивилась такому совпадению: «надо же, это наверное судьба!» Я снова отвёз её домой и по дороге мы разговорились. Как оказалось, она - бывший научный с сотрудник, кандидат химических наук, а в этот период времени занимается проектированием и производством элитных аквариумов для состоятельных людей. Такие аквариумы устанавливались в коттеджах, занимали большие площади и стоили больших денег. Это приносило немалые доходы и моей клиентке. Один из аквариумов заказал у неё и приобрёл, по её утверждению, Никита Михалков. У неё мечта, которую она начала реализовывать: построить на берегу Волги усадьбу с деревянным домом из брёвен, подвергнутых специальной обработке. По её утверждению, когда дерево обтёсывают, делают из него брусья, оно страдает, травмируется, и постройки из таких брёвен не содержат живого духа леса, это неживые сооружения. Она купила участок земли в живописнейшем месте на берегу Волги, построила капитальный забор и приступила к закладке дома. А брёвна для него выбираются из определённых пород деревьев, подвергаются обжатию на прессах для придания нужной формы и затем используются при постройке. Но больше мы не встречались, хотя я неоднократно проезжал мимо этого рынка.

21. Неудобно писать об этом, но из песни слово не выкинешь. Помимо девушек, стоявших на обочине дорог, были очень редкие, правда, случаи, когда, казалось бы приличные на вид женщины, сев в машину, предлагали себя. Я делал вид, что не понимаю, о чём идёт речь, отшучивался или ссылался на болезнь сердца. Я вообще по природе брезгливый человек, это было не по мне. А однажды в машине пассажир начал избивать свою жену, так как был разъярён, застав её на работе с каким-то мужчиной. Пришлось пригрозить высадить их машины, если это не прекратится.

22. Я уже отмечал, что в лихие 90-годы я 2-3 раза случайно знакомился с пассажирами, которые оказывались директорами продовольственных магазинов. Одной из них была очень колоритная, яркая женщина, которую звали Майя Даниловна, директор крупного универсама. Позже с ней познакомилась и моя жена. Это была властная, решительная хозяйка своего заведения, которая, как она говорила, страдала фобией закрытого пространства и совсем не переносила езды на метро. Поэтому ей необходим был по возможности постоянный водитель, чтобы отвозить её утром на работу, а вечером с работы. Я не мог регулярно этим заниматься из-за своей работы, но иногда её подвозил. Она тоже нас изредка выручала, организуя продажу разных дефицитных продуктов. Её всюду, в том числе и на работе, сопровождала симпатичная собачка, чёрный стриженый терьер. Сотрудники её побаивались и беспрекословно слушались. Но у неё были какие-то серьёзные конфликты, связанные со сдачей в аренду помещений магазина, с разделом личного имущества и однажды её нашли задушенной в собственной квартире.

23. Знакомство с директрисой другого продовольственного магазина вблизи улицы Солянка было анекдотичным. Однажды вечером около этого магазина в машину села женщина средних лет, и я шутя сказал, что она, наверное, является директором этого заведения. Она кивнула головой, назвала своё имя-отчество, и тогда я спросил, нет ли возможности изредка делать у неё покупки. Она ответила, что можно. Через несколько дней я зашёл в этот магазин, спросил директора, назвав её имя-отчество, и меня проводили к ней. Когда я увидел её, у меня отнялся язык: это была очень интересная женщина лет сорока, но совершенно не похожая на ту, которую я отвозил. Заметив моё смущение, она спросила, в чём дело и чем она может помочь мне. Я честно обрисовал ей ситуацию, которая со мной произошла. Она сказала: «ну раз уж так произошло, я Вам помогу, что Вас интересует?» Меня интересовало то же, что и в предыдущем магазине, и она также несколько раз помогла мне в приобретении дефицита. Разумеется, это не могло долго продолжаться, так как интерес должен быть обоюдный, а ничего другого, как куда-нибудь отвезти, я предложить не мог, да и то только в выходные дни. А женщину, которая меня ввела в заблуждение, я нашёл: она работала продавщицей винного отдела в том же магазине. Когда я спросил её, зачем она это сделала, она ответила, что мне не следует предъявлять претензии, разве я не получил, что хотел. Она была права, и мне осталось только поблагодарить её.

24. Другой интересный случай произошёл, когда меня нанял молодой человек, который заявил, что мы будем ездить по разным местам. Я сначала не понял, чем он занимался: он что-то относил из сумок, лежавших в машине, что-то приносил обратно, но другое. Потом я сообразил, что он, пользуясь налаженными связями, во времена дефицита делал обмен с выгодой для себя: например, взяв несколько бутылок коньяка и вин, в другом магазине он получал за них копчёную колбасу, сыр, в третьем – взамен колбас и сыра - наборы конфет и т.д. В результате к концу дня у него скопилось изрядное количество дефицитных продуктов, небольшая часть которого перепала и мне. Но с ним я ездил только один раз.

27. Теперь я приступаю к описанию двух самых опасных эпизодов, которые могли закончиться для меня очень печально. Нужно заметить, что при занятиях извозом не всегда есть возможность выбирать подходящих пассажиров, к тому же трудно по внешнему виду быстро определить, что это за человек. Так и на этот раз на Черкизовском рынке в машину сели двое мужчин, одетых кое-как, и назвали маршрут, с конечной остановкой в районе метро «Кузьминки». Это меня устраивало, я как раз собирался ехать домой в том же направлении. Но по дороге начались неприятности: мало того, что, судя по их разговорам, они являлись бывшими уголовниками, так они ещё начали издеваться надо мной. Сидящий на переднем сидении клиент стал хвататься за руль, толкать меня, затем сидящий сзади положил ногу в грязном ботинке мне на плечо.

Я предупредил, что мы наверняка так попадём в аварию, и стал уговаривать их вести себя аккуратнее для своего же блага. Они немного поутихли, но перед выездом на Волгоградский проспект сидящий впереди отморозок в грубой форме потребовал свернуть в безлюдный парк. Я понимал, чем это может грозить мне. Когда я отказался туда ехать, он погрозил убить меня. Я сделал вид, что собираюсь подчиниться, а сам приоткрыл свою дверь, выключил зажигание и быстро вывалился на дорогу, почти под проезжающие машины. Сидевший рядом хотел броситься за мной, но сидящий сзади зашипел на него: «быстро сваливаем!», и они немедленно бросились в парк. Только тогда я пришёл в себя и отдышался.

28. Второй такой эпизод начался вполне мирно: двое приятных на вид мужчин лет 30-35 в тренировочных брюках и футболках недалеко от Люблинского продовольственного рынка сели в машину на заднее сиденье и попросили провезти по ближайшей округе, чтобы найти автомобиль, который сестра одного из пассажиров якобы приобрела и поставила где-то рядом. Ехать следовало медленно сначала вдоль парка, затем по дворам вокруг небольшого стадиона. Сзади этого стадиона они попросили остановиться, чтобы, как они сказали, обдумать, где ещё искать. Они начали тихо переговариваться. На всякий случай я вышел из машины, так как стал чуять что-то недоброе. Двинулись дальше и снова поехали по их просьбе вдоль парка снова медленно. Мои подозрения превратились в уверенность: им нужна моя машина, а мне грозит беда, и я стал лихорадочно соображать, как мне спастись.

 Я понял, что требование медленной езды необходимо им, чтобы можно было расправиться со мной на ходу, не совершая аварии. Я спиной ощущаю, что мне грозит смертельная опасность. Снова выезжаем на перекрёсток, на котором мне предписано повернуть налево, снова на дорогу к безлюдному стадиону. Поток машин не позволял мне оперативно сделать этот манёвр, да я и не торопился, я понимал, что они уже приняли решение, где сделать задуманное, а для меня это последний шанс. Я понимал, что на перекрёстке они ничего делать не будут, потихоньку выключаю зажигание, открываю дверку и быстро выскакиваю на улицу, пока они не успели сообразить, что происходит. Далее я открываю капот, вытаскиваю высоковольтный кабель, чтобы нельзя было завести машину. Не подходя близко к машине, сообщаю, что машина не заводится, они же ни слова не говоря, опрометью убежали в парк. Много частников погибло в те годы на дорогах, как же мне повезло, что среди них не оказалось меня. После этих случаев я стал вести себя более осторожно и вскоре вовсе прекратил поездки.

Подведём итоги. Я вполне удовлетворён результатами этой многолетней, многотрудной, интересной работы, несмотря на случавшиеся досадные происшествия. Как говорит мой младший внук, можно от всего оберегаться, но это вовсе не гарантирует, что тебе на голову не упадёт сосулька или кирпич. Я часто получал громадное удовлетворение от бесед с разными людьми, я стал больше понимать мотивы поведения лиц разных стран и национальностей. Ведь попутчики в такси, как и в поезде, часто раскрепощаются, рассказывают о том, о чём они больше никому не говорят. У меня появились новые знакомые. Я заработал для семьи деньги, которые помогли моей большой семье пережить трудные годы разрухи. Мой жизненный опыт значительно обогатился, возросло чувство самоуважения к самому себе, мой характер получил дополнительную закалку. Я приобрёл огромный опыт вождения в городе, стал намного увереннее чувствовать себя, как личность, как мужчина, в конце концов. А те неприятности, которые иногда случались, не идут в сравнение с положительными факторами, их можно рассматривать, как производственные издержки. И тот факт, что я дожил до 84 лет и надеюсь прожить ещё некоторое количество лет, свидетельствует о том, что вред, нанесённый моему здоровью за время занятий извозом, не был столь драматическим.
  Продолжение: Дачные будни и происшествия
  http://www.proza.ru/2021/03/31/798