Мы все одной крови. От Колыбельной до Колыбельной

Нина Ватрушкина 2
Когда только начала вести уроки мировой художественной культуры в школе, попалась газета, где целый разворот был посвящен шелкографии «Офелия». Китайский художник (стыдно, но имя не помню), живущий в Америке к тому времени уже несколько лет, создал портрет героини английского драматурга в традиционной китайской технике шелкографии. Натурщицей была русская девушка. Этот сплав культуры разных народов восхитил меня тогда и восхищает каждый раз, когда я на подобные примеры наталкиваюсь.

На этот раз хочу сказать о колыбельной «Summertime» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Гершвин (Яков Гершовиц) родился и жизнь свою прожил В Америке. Но его отец был родом из Санкт-Петербурга, а мама из-под Одессы.

Играть на фортепиано он начал в 12 лет, жизнь свою посвятил музыке. Когда в Нью-Йорке на гастроли приехал Украинский национальный хор под управлением Александра Кошица, Джордж Гершвин посетил почти все концерты. Там он услышал замечательную колыбельную «Ой ходить сон коло вiкон».

https://www.youtube.com/watch?v=kMG9K9YDGFA

Эта песня подсказала Гершвину тему колыбельной для оперы «Порги и Бесс». Один умный человек сказал мне, что возможно Джордж слышал эту песню от своей матери, которая, напомним, родом из Одессы. Возможно, и так. Возможно, что именно благодаря маминым песням профессиональное исполнение колыбельной сыграло особую роль в создании главной темы лучшего произведения американского композитора – оперы «Порги и Бесс». Тема колыбельной повторяется в опере 4 раза. Колыбельная почти сразу стала самостоятельным произведением. Лучшей исполнительницей остается несравненная Элла Фицджеральд, «первая леди джаза».

https://www.youtube.com/watch?v=u2bigf337aU