Шиши и космическое сознание

Наталья Варламова
                Шиши и космическое сознание.

 Когда в 90-ые хряпнулся железный занавес, то пыль от этого крушения долго не оседала, тогда многим гражданам прах этот застлал глаза, а грохот слегка оглушил, исказив происходящее вокруг.
В образовавшиеся прорехи хлынуло много чего, причём в обе стороны.
Одной из бурных мутных рек был поток сект разного толка. И вдруг оказалось, что вчерашние строители коммунизма, творцы социализма просто жить не могут без мистики и восточной экзотики, медитаций и учения о карме.
 
Две зарисовочки из тех времён.

 
1.И все вы получите шиши.

 Сегодня всех обучающихся на курсах ТМ (трансцендентальной медитации),уже четыре месяца прошло,однако, собрали в большом актовом зале. Приехали солидные индусы-аюрведисты в белых балахонах. Сцену украсили цветами, а на занавесе разместили огромный портрет другого сладко улыбающегося индуса – главы движения ТМ – Махариши. В зале не совсем неофиты, но всё же, по сути, вчерашние советские граждане. У кого-то уже появились отрешённые выражения лиц, кто-то их пытается изобразить, а некоторые даже уселись в позу по-турецки (лотос большинству недоступен) прямо на пол.

Праздник посвящён посланию Махариши всем-всем.  Индусы чинно расселись на сцене за столом с дежурной зелёной скатертью.

  Переводчица, молоденькая Гульназ, посверкивая кофточкой с блёстками и стараясь быть уважительной, переводит престарелого индуса и его шепелявый английский, тот медленно и нудно расписывает в десятый раз заслуги Махариши, а также преимущества обучившихся ТМ перед пустой и несчастной жизнью необученных.

 Достижением медитирующего должно стать обретение космического сознания («cosmic conchesness») - сообщает индус, и хотя про это всем присутствующим три месяца  постоянно долбят в лекциях, толком всё равно никто их них не понимает, что это за такое расширенное космическое сознание. Словеса плывут над залом: пробуждение к безграничности, абсолютное поле жизни, трансцендентное сознание.; рост до космического сознания; утончение восприятия от космического сознания до божественного сознания, достигающее вершины в полной пробужденности сознания единства.


 Для краткости тм-щики называют «cosmic conchesness» аббревиатурой «СС» (си-си) по первым буквам, но, поскольку индус отвратительно говорит по-английски, сильно шепелявя при этом, Гульназ, хоть и была добровольно-принудительно обучена ТМ, теряет нить возвышенного монолога и переводит машинально. Наконец  индус шепеляво предрекает  - «занимаясь медитацией, все вы получите «СС» (си-си)»,  переводчица громко повторяет его шепелявость и заявляет: «и все вы получите «ши-ши».
-Чё-чё? - доносится из первых рядов.
-Шиши. Вы получите шиши, - на автомате повторяет Гульназ, не успев осознать свой ляп. 

Сначала кто-то тихо хрюкает. Потом в углу  взвизгивают, сдерживая смех, и через  минуту волна смеха прокатывается по залу, а ещё через две - все кругом отвязанно ржут. Индус испуганно вращает глазами, выставляя голубоватые белки, и косится на коллег, невозмутимо сидящих за столом. Гульназ пунцово краснеет, заливаясь краской всё больше и больше. «Во, точно, мы получим шиши! – Сквозь смех сдавленно произносит завхоз курсов.

В конце первого ряда сидят молодые индусы-музыканты, совсем не «продвинутые» ни в науке созидательного разума, ни в трансцендентных экспериментах, ни в лексических тонкостях. Они прибыли на курс исполнять индийскую музыку и ведут себя частенько, как и вся музыкальная богема: отвязанно и местами совсем не скромно. Но сейчас они старательно слушали, пытаясь вникнуть. Когда же зал покатился от смеха, музыканты начинают хватать за руки соседей, умоляя объяснить им, почему весь зал хохочет, но те отмахиваются, не в силах что-либо произнести: начался массовый,неуправляемый, перекатывающийся волнами гогот.

Музыканты, всё больше и больше расстраиваются от того, что они, как отверженные – все ржут, а им ничего непонятно. Наконец, они допекли девушку и парня, сидящих рядом, говорить от смеха те всё ещё не могут, но решают жестами показать, что значит «шиши».

Когда они складывают пальцы известным образом, на лицах музыкантов изображается  неподдельный ужас, они прикрывают округлившиеся рты руками, по-видимому, для индусов этот жест означает нечто совсем невообразимое, а парень с девушкой  даже перестают смеяться, увидев оторопевших музыкантов, потом словно запевают тонко-тонко букву "и-и", согнувшись и потихоньку сползая с кресел на пол.

Лекция была сорвана.
Выступавший индус  по инерции старается удержать улыбку на лице, остальные аюрведисты – индусы невозмутимо сидят с такими выражениями лиц, будто у них давно уже есть это самое си-си, причём, конечно же, вовсе не ши-ши, и они далеко от этих случайных людей на предстоящем празднике жизни, по слову известного афериста.


2. Собаки в состоянии космического сознания.

(На курсах обучения «продвинутых» медитирующих. «Продвинулись» они за какие-то полгода и собираются вскоре и сами обучать медитации. Не простой. Трансцендентальной (ТМ). Ведь предприимчивые гуру поставили на коммерческий поток то, на что в индийских и буддийских ашрамах тратили десятилетия и вовсе не для каждого встречного).
 

  Сулико, кажется, спятила… После утренней часовой программы медитации Анна забегает ко мне и живописует: «Слушай, ползём сейчас из спортзала, впереди Сулико щёлкает своими сабо по тощим пяткам, оборачивается ко мне и глядя искоса из-под полуседой пряди, заявляет – «Анечка! Вы хотите знать, почему на наших клумбах исчезли цветы?» - И делает такой плавненький жест в сторону задохлых оранжево-жёлтых клумб.

Я делаю личико школьницы и хлопаю глазами:
 – «Конечно, Сулико, расскажите скорей!» – И что она выдала, представляешь?
- Ань! Ну, говори!
- Она заявила: «Аня! Это собаки».
- Что - собаки? – спрашиваю её,  а саму уже смех разбирает.
 Анютка продолжает:
- Она сказала, собаки так выросли в космическом сознании, что это сделали.
-  Да-а?  И что они сделали?

Сулико загадочно сообщила: «Ведь у нас такие мощные программы медитации, наша гармонизирующая сила захватывает всё кругом. Вот и собаки. Они не могут наслаждаться ароматами цветов, поэтому они их просто съели. Они подсознательно начали понимать, что цветы – это проявления тонкого мира…Собак тянет к возвышенному под влиянием наших медитаций…»


- Дальше я слушать не могла уже…- Анька, розовея всем лицом, трясётся от смеха.
- Не-е, надо было ей сказать ещё, что ты видела на щеках у собак румянец, особенно у тех, которых зовут Эммами, - не могу я оставить рассказ без комментария.– Впрочем, ты зря бежала, смотри, она там так и стоит.


Чёрно-седые волосы Сулико спутанными космами висят вдоль щёк, она устремляет невидящий взгляд куда-то вдаль и  стоит на дорожке, теребя в руках то ли цветок, то ли осенний лист.
- Может, она высматривает стаи собак в небе, ведь осень в разгаре…
- Слушай, это уже, правда, не смешно, у неё натурально рассудок мутится. Анна перевешивается через край балкона.- Эй, Сулико! Ты что? Давай иди в номер, переодевайся, скоро завтрак, опоздаешь!

Сулико  приходит в себя и с отрешённой улыбкой медленно идёт по дорожке.
Навстречу ей, в сторону столовой резво трусят две взъерошенные дворняжки, причём на мордах у них запечатлено полное равнодушие  к вопросу  существования стихий тонкого мира.

- Да.. У народа крыши едут.
- Да ни у кого они не едут! Эта Сулико сразу была маненечко того, с февралёчком, - не очень уверенно парирует подруга. Анна – альпинистка, ну, да, те, кто ходят в горы, обычно меньше подвержены сомнениям. Ясно, у каждого свой коэффициент утраты реальности.

Много позже мне попадутся такие откровения одного американца, порвавшего с ТМ-движением:
“В мире ТМ вполне нормально быть человеком с “крышей набекрень”, на самом деле там — это вполне нейтральный термин, в мувменте говорится, что человек находится в состоянии блаженства, когда он бесцельно бродит, дергается, трясется, из груди у него вырываются непроизвольные звуки — для них все это - знаки духовного роста. Если человек забывает свое собственное имя, это считалось не более чем забавным эпизодом. Бывало, я часто начинал какое-то дело, но в процессе его забывал, что именно я делаю, это тоже считалось вполне нормальным в мире ТМ”.

(выдержки из повести «Прелесть неведения. От мантры к молитве»)

Рис. В.Пескова.