Ненаучная классификация наук

Валерий Черкасов-Минский
Жрец науки — это тот, кто жрёт за счёт науки.                Л. Ландау


Предупреждение 1. Все сказанное ниже личное мнение автора. Он не на чем не настаивает, никого не пытается переубедить. Это оценочное суждение.  Короче – ИМХО.
Предупреждение 2. Если автор в своей классификации не признает некую сферу деятельности «настоящей» наукой, это еще не ни в коей мере не отрицает ее важность или необходимость для государства и общества. Ведь наука представляет лишь один из аспектов познания мира, она не исчерпывает собой всей человеческой культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с иными сферами творческой и познавательной деятельности человека (философской, художественной, эмпирической, религиозной, мифологической, идеологической и др.)..
 Для начала примем нейтральное определение термина «наука», которое не должно вызывать особых возражений.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.
У нее есть две основные цели:
1) познание законов природы, а значит, истины, и
2) содействие практическому использованию этих законов.
Принято различать науки точные, гуманитарные, естественные, общественные, технические.
. Такое деление основано на различии сфер использования  наук, применяемых в них методов исследования.
 Попытаемся решить более глобальную проблему: какие из существующих в настоящее время наук являются действительно таковыми, а какие носят это название не совсем законно.
При такой постановке задачи приемлема, по мнению автора, классификация Льва Давидовича Ландау, делившего науки на три категории:
 - естественные,
- неестественные,
- противоестественные.
Итак, каким требованиям должна удовлетворять человеческая деятельность и ее результаты для отнесения ее к категории естественных наук?
  Она должна быть:
- общезначима, т.е. получаемые ею знания пригодны для всех людей а ее язык — однозначен;
- обезличена — ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного исследования.
С этим согласны и ученые - «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (Михаил Васильевич Ломоносов), и умные гуманитарии: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (Антон Павлович Чехов).
Еще раз: предметом науки может быть только тот объект, который не зависит от  национальности, гражданства, конфессии, расы и любых иных характеристик самого исследователя, места и времени исследования.
Есть еще один косвенный, но очень хорошо работающий признак отличия: какова значимость мнения некого «авторитета».  Естественник использует это ходе доказывания/изложения своей теории лишь для сокращении объема текста, быстрого перехода от одного этапа изложения а следующему (т.е. – см. [ХХ, с. ХХХ-ХХХ]). Для «неестественника»  мнение «гуру» - решающий аргумент, после чего, по его понятию, любая дискуссия становится бессмысленной.   
Перейдем к конкретике.
По мнению автора, единственная бесспорная/НАСТОЯЩАЯ  естественная наука – математика!
*В любой науке столько истины, сколько в ней математики. Иммануил Кант (1724 - 1804).
Этого же мнения придерживался известный военный и общественный деятель Наполеон.
После того, как он организовал Парижскую Академию Наук, к нему подошел один философ и пожаловался:
– Господин Император, Лапласс обозвал меня дураком.
Наполеон задумался и затем спросил:
– Скажите, а вы знакомы с дифференциальным исчислением?
– Нет, – удивленно ответил философ.
– Так чего же вы хотите?!
Это еще и самая ЧИСТАЯ наука. Открытия в ней не связаны с получением некой непосредственной выгоды для автора и общества. Это именно НАУЧНЫЕ открытия!
Достаточно близки к ней и некоторые иные естественные науки, Например, астрономия, география, геология, геофизика, астрофизика.
Чуть дальше по «чистоте» находятся биология,  физика, , химия, информатика. Они бесспорно входят в перечень естественных, но их задачи, приоритеты, направления зачастую связаны не только с самой наукой, но определяются военными, экономическими, финансовыми интересами государства и бизнеса.
Замыкают, по мнению автора, сектор естественных наук т. н. «технические науки». По сути дела, это, собственно не наука, а прикладные  разработки для реализации, внедрения в жизнь научных открытий.
И, наконец, где-то  между   естественными и  неестественными болтается экономика. Она двояка. Экономическая теории вполне может быть почти настоящей наукой. Но как только речь заходит реализации этой теории, как тут же появляются политика, «идеология», государственные и частные интересы…и о науке можно смело забыть.
Несколько слов о неестественных.
Здесь очень подходит иное определение самого термина «наука»: «Наука это договор группы лиц называющих себя учеными о трактовке (объяснении) фактов событий и явлений».
Наиболее обсуждаемы из них история и право. Обе эти «науки» не удовлетворяют указанным выше требованиям независимости от национальности, гражданства, конфессии и пр.
С историей это совершенно  очевидно. Она пишется и переписывается конкретными людьми в конкретные периоды, при конкретных взглядах на события самого «историка» и общества, для обоснования конкретных целей власти и господствующей идеологии.
 Хоть бы какой «историк» сказал нам сегодня: таки что это было 100 лет назад – «Великая Октябрьская Революция» ли «октябрьский переворот»?
Право/юриспруденция иногда пытается демонстрировать некую беспристрастность/объективность, но, как правило, неудачно. Право  значительно отличается от иных, даже т.н. гуманитарных (неестественных) наук, именно похожестью с псевдо наукой теологией: отсутствием связи с реальностью, и абсолютизацией неких текстов и личностей
Юрист (как теолог) не подвергает сомнению истину первоисточника. Спор может идти только о трактовке некоторых положений и путях их реализации. Он и  в споре будет ссылаться на «священный» текст – Конституцию, Кодекс (как теолог на Библию или Коран).
При этом в реальности, мнение самого авторитетного европейского юриста абсолютно ничего не значит для 900 миллионов «пользователей» мусульманского права. С другой стороны, их правовые нормы явно «неправильные» для того же европейца. Главное, конечно, не в религиозных аспектах права.  «Ненаучность» заключается в том, что не существует общих понятий правильно/неправильно. В разных   системах права, одно и то же событие может получить разную (а иногда и прямо противоположную!) оценку! О какой науке может идти речь!
Нельзя не упомянуть еще об одном косвенном доказательстве «ненаучности» юриспруденции: ни одна наука не будет привлекать для решения своих задач непрофессионалов.  Ни один врач не решит собрать дюжину «независимых» случайных людей  и просить их решить – делать ли операцию? У юристов это называется суд присяжных. А еще они считают,что для написания законов достаточно собрать штук 500 спортсменов, артистов и купцов...
 Политологии, социологии, политэкономии и пр. это, по определению,  «заказные» науки, где результаты исследований всегда будут такие «как надо»! Как говорят: «Социология – наука точная: сколько заплатишь, столько и получишь».
Очень забавны и такие науки как литературоведение/искусствоведение и им подобные (см. Предупреждение 2.!!!).
Маленький пример. Писатель пишет роман. Критик его, соответственно, критикует. При этом, критик не забывает подписать свой труд «доктор филологических наук» (по классификации ВАК – 10.00.00 -  Филологические науки;  10.01.00 -  Литературоведение). Это круто! Не какой-нибудь Белинский, а целый «доктор»! Писателя, который подписал бы свое творения подобным образом, никогда не встречал.
Странно, правда? Тот, кто творит, создает, научных титулов за свою работу получить не может. А тот, кто сам создать не в состоянии, а может только оценивать/критиковать других – ученый?
Ну, и пара слов о противоестественных науках. Они сейчас в расцвете. На ТВ не протолкнуться от экстрасенсов, уфологов, астрологов и пр.
Интересуетесь? Вот Вам целые «академии». Заходите на их сайты:
- Академия информациологической и прикладной уфологии;
- Академия фундаментальных наук «Организмики»;
 - Академия биоэнергетической безопасности;
 - Международная академия меганауки;
- Академия тринитаризма;
- Международная академия энергоинформационных наук;
- Международная профессиональная медицинская ассоциация специалистов комплементарной медицины, психологов и целителей и т. д.
- Институт Ноосферного Естествознания;
- Институт Масштабной Гармонии;
- Институт Физики Вакуума;
- Институт Колокола и пр.

 
***  См.: Иные опусы автора па данную тему:
Теология и право рассуждения дилетанта-технаря» (http://www.proza.ru/2016/01/13/1009);
«Точные и неточные науки»  (http://www.proza.ru/2017/01/22/898);
«Присяжные - это суд?!» ( http://www.proza.ru/2016/03/04/2092);
Мысли об истории» (http://www.proza.ru/2016/02/10/2368);
«Право на знания в эпоху IT» (http://www.proza.ru/2016/02/01/2674);.
Дискретность интеллектуальной собственности  (http://www.proza.ru/2016/01/13/1006).