Вторжение - впечатления о фильме Ф. Бондарчука

Александр Долженко
        В кино редко хожу. Только когда жена пинками в кинотеатр загоняет:
" Я что, разведенка, одна в кино ходить?" Мы с ней на пару магазинчик "АУДИО-ВИДЕО" держали 15 лет. Я за это время всего насмотрелся, она - нет. Она эти сериалы мыльные и на пенсии до сих пор смотрит, уже по телевизору. Но хочется ей и на большом экране, хоть иногда. Последний раз на компромисс я ходил: "Парк Юрского периода N". Супруга предусмотрительно кляп с собой захватила, не могу я всю эту лабуду молча смотреть. Иной раз зрители-соседи грозятся даже из зала вывести. Теперь в ходу кляп, я мычу негромко и сучу ножками когда невмоготу.
       На "Вторжение" она меня заранее строго предупредила - пойдешь! Иначе...
       Пошел. Куда деться. Пришли сели. Народу на утренний сеанс ( в 10-20 ) было немного, треть зала. Сел я так, чтоб никто под ухом не хрустел и не чавкал. Уже одно это настроило на благодушный лад.
       Прошли титры и сразу насторожило присутствие известной американской и малоизвестной нашей студии. Что за смычка города и деревни?
       Стал смотреть. Ага! Фильмец сделали по типичной голливудской колодке. Не беда, что эпизоды логически не всегда, а иногда и вовсе не стыкуются! Главное - экшн, экшн, и еще раз экшн. Не успел одно прожевать, получи следующее. Зрелищно, затратно, удерживает внимание непрерывно. Законы восприятия аудио-видеорядов, мля, в чем Голливуд преуспел изрядно. Пихают в зрителя эпизод за эпизодом, только успевай попкорном чавкать. К концу фильма зрители выходят заряженные "американскими" мечтами и правильным демократическим образом жизни. Восприятие видео и звукоряда идет на уровне подкорки - от 10 до 40 секунд на мизансцену. Думать некогда. Ладно Голивуд, фабрика грез. Тут все понятно. А Бондарчук то чего добивается? Он то с чего вдруг с ними связался и их методами взялся шуровать? И тут до меня дошло! Батюшки-святы! Да это же не блокбастер, а сплошная "кремлевско-путинская" пропаганда, как её либерасня называет. Не фильм, а Кисель-ТВ, Соловей-шоу и RT в одном кинофлаконе!      
      Когда осенило, собрался и уже смотрел фильм под пропагандистским углом. В конце пришел к выводу - Фильм гениальная агитподелка. Хорошо прикрытый рекламный ролик - Россия сегодня. Тут тебе и ВКС, и "Адмирал Кузнецов", и новейшие вертолеты, самолеты и броневики. И работа хорошо экипированной армии и полиции. И Центр управления МЧС. Очень впечатляет. А главное - не компьютерная графика, а сугубо документально все. И Военные наши не в ушанке и с водкой из кармана фуфайки, а вполне себе бравые вояки. Да много чего режиссер в фильм нафаршировал. А на выходе: "Вот тебе и бензоколонка с разорваной в клочья экономикой!" Фильм уже купили в 40 странах, и смотреть его будут далеко не интелектуалы и либерал-пидералы.  А тут у Бондарчука все грамотно. Смотреть в массе будут любители попкорна. Для этой публики в фильме есть и рэперы-придурки, и гигантские залы с рокерами. В России оказывается все это тоже есть - от кварталов небоскребов на окраине и кончая чипсами "Лэйс"( интересно сколько фирма за рекламу отслюнила?). Есть и подлый выстрел в спину и флэш-моп на эту тему ( отлично показаны и разоблачены майданные технологии и безумно-безмозглые толпы. Хоть на Крещатике, хоть на Болотной, хоть в Вашингтоне ). Много чего в этом фильме есть. Жаль, что сначала смотрел вполглаза, не все просек.
      Что могу сказать? Фильм надо посмотреть, хотя бы потому, что это не паскудный "Левиафан" сделаный на потребу меркель-клинтоншам. Хотя сделано "Прит" тоже откровенно в расчете на западный прокат. Вот умеют же когда захотят!
       Наших я обычно не напрягаясь смотрю. Не спеша все разжевывают и далеко еще не всем эту жевню в рот кладут, а только избранной публике. Своим. А кто не понял, тот дурак. У барина нашего Михалкова частенько такое проскальзывает.
"Вторжение" Бондарчука этим не страдает. Тут все детали к месту, все подчинено задаче, которую мастер перед собой и всеми поставил. Под предлогом "нашествия" безудержная реклама современной России. Никакого высокомерия к зрителям. Головой не понимаешь? Ты в неё ешь и пьешь? Не беда! Получи на подкорку, если коркой не соображаешь. Простенький эпизодик. Школа. В классе галдят возбужденные нашествием старшеклассники. Тусня. Две секунды всего две девчушки перед расставанием в губки поцеловались. Пустяк, мелочь. Нет! Бондарчук не того уровня режиссер,  чтобы оставить или воткнуть случайный кадр. Так уж в этой жизни случилось, насмотрелся я на лесбиянок и хорошо их повадки знаю. Кадр чисто лесбийский. Ненароком послан сигнал: и у"нас" все как у "людей". Ну а импортные хабалки пусть порадуется: "Смена нам в России растет!" А как там на самом деле? Приезжайте, поживете - узнаете!
Или сцена: после мини-майдана в мусарне "фильтруют" задержанных гопников.  Дактилоскопируют. Среди них инопланетянин. У него естественно отпечатков нет. Реакция бабы-сержанта: "Пальцы спилил, умник?" И за перегородку: " Тут без отпечатков один. Куда его?". " Вали до кучи, потом разберемся!" Европейский придурок толерантный сделает вывод: " В России полиция такая же как у нас тупая!". Что означает в переводе с подкорочного: "ко всем нам относится одинаково!" Российский дебил тоже правильно поймет:
"Всех гребут под одну метлу! Нехрен по митингам шляться". Почему так по разному поймут? У них права человека и трехразовое питание в СИЗО, у нас,  если кто не в курсе, иначе. И таких деталей в фильме много. Казалось бы зачем в кадрах мельком проскочил Трамп? А затем, чтобы время точно обозначить. Как штамп поставили - это в сегодняшней России со всеми ее "атрибутами" произошло, а не в абстрактном будущем. Получается фильм "документальный", "исторический", что подкреплено мощными документальными кадрами, которые вот просто так ни на один западный экран в 3Д и цвете не пустят. А под соусом "инопланетян" - пожалуйста! И дата выхода на экран 26 января 2017 г. совершенно не случайная. Дождались с нетерпением инаугурации 20-го, быстренько растиражировали для кинотеатров недостающую деталь ( с Трампом ) и в прокат. Поразительная оперативность! И очень характеризуют отношение создателей фильма к своему творению такие вот детали. А их в фильме много. Серьезную работу киношники во главе с Бондарчуком проделали, свою часть гигантской пропагандиской. При Ельцине дело совершенно немыслимое. Значит есть изменения в нашем бытии и очень серьезные, не то что у "братьев"-скакунов. Там хоть заскачись нет такой армии и флота. Нет такой полиции. И показать миру кроме вышиванок - нечего. А у нас наконец то, пусть и без помпы, Появилась государственная идеология, которая нам нашей же конституцией запрещена бывшими "друзьями" и "партнерами".
    Идет времечко, идут и изменения. Но скоро только кошки родятся. Похоже наших бондарчуков скоро придется смотреть так же внимательно, как и Тарантино, у которого каждая спичка к месту валяется.
        А в целом порадовало вот что. Когда есть четкая позиция президента и режиссеру есть на что ориентироваться, да и чего греха таить, лизнуть при случае, большой мастер всегда найдет, что и как сказать и сделать. Лишь бы платили. А денег на благое дело дадут с избытком. И на фильм хватит, и на распил. И получится тогда на выходе мощная агитка в пользу России, а не пасквиль как у Звягинцева, который не у тех лижет. Нюх потерял, как Макаревич. Или жить туда навострился, думает его там полные залы ждут и Оскар. Впрочем, каждый сам себе залы и площади выбирает. Кому Манежная, кому Майданная, кому Красная.
         Счастливых просмотров, прозоряне! Не ругайтесь, как сто лет назад. Толку с этого не будет, а будет как у хохлов. Нам то хоть повезло, вовремя Иосиф Виссарионович всех майданщиков на Колыму отправил. Потомки их до сих пор вопят.