Полёты в космос

Вадим Ирупашев
     Удивляет меня мой внук Димка. В одиннадцатом классе он учится, а ничего не знает ни о космосе, ни о полётах космических. Как-то спросил я его: «Знаешь ли ты, Дима, сколько планет вокруг Солнца-то вращается?» А он и не знает. Не знает он даже имени первого космонавта.

     Исчез у россиян интерес к космосу и космическим полётам. А когда-то, в советские годы, каждый полёт наших космонавтов был событием для всей страны. Советские люди гордились нашими научными достижениями в космосе и нашими героями-космонавтами. И всех космонавтов советские люди знали по именам.
     А сейчас! Бывает, сообщат по телевизору, мол, наши космонавты в космос улетели, а россияне никакого интереса к этому событию и не проявляют. А если кто и проявит интерес, вопросы задаёт: «Зачем полетели-то, что там, в космосе-то этом долбаном, нового увидеть можно?»
     И ведь резонные вопросы-то россияне задают. Сколько же можно изучать возможности человеческого организма в состоянии невесомости, сколько можно выращивать в космических условиях растения, наблюдать за насекомыми, микробами. А длительными полётами и количеством витков вокруг Земли никого уж и не удивишь. Как-то всё это и поднадоело россиянам.
     И пользы никакой от космических полётов россияне не видят. А ведь обещали пользу-то! И в предсказаниях погоды, и в поисках полезных ископаемых, и в предотвращении вторжений из космического пространства. Но россияне по-прежнему предсказывают погоду по народным приметам, по-прежнему россияне гибнут от землетрясений, наводнений, ураганов, а метеориты как падали на Землю, так и падают.
     В советские-то годы хоть какой-то смысл был в освоении космоса. Соревновались мы с Америкой. Всему миру хотели доказать преимущество социализма перед капитализмом. Во всём мы с Америкой соревновались: и в науках, и в культуре, и в производстве стали, чугуна, мяса, молока, масла. Бывало, что и догоняли мы Америку-то, но чаще не догоняли. Соревновались мы с Америкой и в освоении Космоса. Мы первыми запустили в космическое пространство искусственный спутник, собаку, человека, женщину. Капсулу запустили с посланием инопланетянам: «Мир. Ленин. СССР».
     И казалось нам, что уж в космосе-то мы «впереди планеты всей».
     Но как-то так получилось, что американцы первыми на Луне высадились.
     И обидно нам было, и не могли мы, советские люди, поверить в превосходство капиталистической науки. И не верили. Считали высадку американских космонавтов на Луне фальсификацией.
     Но вот рухнул Советский Союз. И исчез в космических полётах соревновательный интерес. И какой сейчас смысл в космических полётах наших космонавтов, и какая от них польза, россияне понять не могут. И если спросить наших космонавтов, зачем, мол, в космос-то летаете, то пожалуй, и затруднятся они с ответом.
     Исчез у россиян интерес к космосу. Когда-то, в советские-то годы, наши молодые люди мечтали стать космонавтами, конструкторами космических кораблей. А сейчас уж мало кто и мечтает об этом. А хотят молодые россияне стать чиновниками, банкирами, на худой конец, менеджерами.
     Да и само наше государство как-то к космосу-то охладело. Предмет «Астрономия» из школьной программы убрали, планетарии позакрывали. А из телевизионных передач тема космоса-то уж и вовсе исчезла.
    
     По телевизору сообщили: успешно осуществлён запуск космического корабля с российскими и американскими космонавтами.
     Порадовался я за космонавтов. Но и удивился. Сообщили о таком событии как-то между прочим, вслед за рекламой женских прокладок «Комфорт» и чистящего средства «Фейри».
     Надо бы, подумал я, приятелю Алёхе позвонить, телевизор-то он принципиально не смотрит и, поди, не знает ничего о запуске-то этом космическом.
     И позвонил. Говорю: «Лёха, ты телевизор-то смотришь? Только что сообщили о запуске космического корабля с нашими и американскими космонавтами». А он мне: «Ты, старик, уж заколебал меня своим космосом, и плевал я на этих придурков-космонавтов. Я вот счёт за квартиру получил космический…» А дальше уж я Лёху не стал слушать, перешёл он на нецензурные слова.
     Но на Лёху я не обиделся. Такое, видимо, уж сейчас время: кто-то в космос летает, а кто-то здесь на Земле выживает.
     А по телевизору космонавтов показывают. Прямая трансляция из Космоса. Вот космонавты в невесомости, руками машут, приветы передают своим близким и всем землянам.
     А я уж и знаю, чем этот космический полёт закончится. Полетают-полетают космонавты, приземлятся, вынесут их из спускаемого аппарата, окажут им медицинскую помощь, покажут по телевизору встречу космонавтов с их близкими родственниками и наградят героев космоса орденами.

     А если честно, то надоели и мне эти полёты в космос. Надоели мне молодые, бодрые, весёлые космонавты с их нелепой традицией смотреть перед полётом глупый фильм «Белое солнце пустыни».
     Да и не до полётов мне космических, не до космонавтов. Вот и я получил счёт за квартиру космический. И как-то выживать надо.